Элективный курс по русскому языку Учись писать грамотно для 5 класса

Рассмотрено на заседании МО «Утверждаю» Протокол № от директор МБОУ лицея «МОК№2»
Заместитель директора по УВР Попова В.Н. Свердлов В.Я.


Курс

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ

на 2013-2014 учебный год

« Учись писать грамотно»
с применением ИКТ.



Учитель Форофонтова О.В.

Класс 5 «Б» , 5 «В».

Предмет Русский язык (35 часов, 1 час в неделю)


Составлено по программе Иванова В.П., М.,2002г.


Пособия для учителя и учащихся Иванова В.П. «Трудные вопросы
орфографии», М., «Просвещение»,2002г,

Иванова В.П. «Слово в системе русского
языка», М., «Просвещение»,2002г.





Издательство «Просвещение» 2002г.




              
Пояснительная записка.
  Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 5 классов.
Курс основан на основе пособий для учителя и учащихся: Иванова В. П. «Трудные вопросы орфографии» М., «Просвещение,»1982г., Иванова В. П. «Слово в системе русского языка». М., «Просвещение», 2002г.
Цель элективного курса:
Расширить знания обучающихся о языке, обогатить словарный запас, изучить слова как части речи, используя ИКТ.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:
обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Известно, что курс русского языка 5 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография и морфология. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов так как являются одними из самых сложных для восприятия обучающимися, хоть они и повторяется в системе в последующих классов, систематических ошибок избежать не удается. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее ( в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Учись писать грамотно».
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания, электронного тестирования ,составление проектов. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли существительных, глаголов, и т.д.). Учить учащихся  давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.
                   Программа курса состоит из трех разделов (блоков). В первом разделах указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по орфографии, где особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Во втором и третьем  блоке рассматривается материал по морфологии, предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школы 11-12 лет. Дети принимаются по желанию заниматься дополнительно изучением русского языка и развивать свои филологические способности. Программа рассчитана на 35 часов.
Практический характер занятий позволяет с помощью упражнений различного вида сложности, а так же лингвистических разборов закрепить знания по изученным темам, а электронное тестирование – узнать, усвоить и закрепить новые темы и понятия.
Ожидаемые результаты: повторение, углубление и расширение знаний по орфографии, где внимание уделяется трудным случаям правописания; сокращение стилистических и речевых ошибок; формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности; навыки конструирования текста; практическое использование лингвистических знаний и умений.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, электронное тестирование, презентации.
Методы обучения: словесные, творческие и тестирования.
Специфика: преимущественно групповые занятия с выполнением индивидуальных заданий.
  Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном  сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний, электронного тестирования, проектной работы с использованием ИКТ.
При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам), проводится защита проектов по группам.
 АКТУАЛЬНОСТЬ
Программа элективного курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Тематический план.


Тема
Кол-во часов

1
Орфография
14

2
Имя существительное
6

3
Имя прилагательное
7

4
Глагол
7+ 1зачет












Тематическое планирование.


Тема
Кол-во часов, число.
Содержание занятия, характер

1.
Введение. Основные принципы русской орфографии
1
Общее знакомство с курсом. 

2.
Фонетический принцип.
1
Фонетический разбор. Порядок фонетического разбора. 

3-4.
Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа.
2
 Морфемный разбор ( разбор слова по составу).

5-6
Правописание безударных гласных в корне слова.
2
1) Гласные, проверяемые ударением.
2) Гласные, непроверяемые ударением.
3) Чередующиеся гласные в корне слова.
Электронное тестирование.

7.
Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ.
2
1) Основные значения приставок пре-при.
2) Употребление приставок пре-при с одним и тем же корнем.

8.
Урок-практикум.

Тренинг с использованием мобильного класса.



9-10
Правописание О-Ё-Е после шипящих.
2
1) О-Ё-Е в корне.
2) О-Ё-Е в суффиксах и окончаниях.
3) Слова с чередующейся гласной в корнях жог/жег.
Электронное тестирование.

11
И-Ы после Ц.
1
1) И-Ы в корне.


12-13
Правописание сложных слов.
2
1) Соединительные гласные О-Е.
2) Сложносокращенные слова.
Мини-презентации ( 3-4 слайда).

14.
Разделительный Ь.
1
1) Ь для обозначения мягкости

Электронное тестирование.

15-16

Имя существительное.
2
1) Склонение существительных.
2) Род существительных.

Дом.зад. Мини-проект «Имя существительное». ( На конец полугодия ). Защита проектов по частям речи.

17
Собственные и нарицательные существительные.
1
Различение собственных и нарицательных существительных.
Составление сравнительной таблицы в электронном виде.

18
Одушевленность – неодушевленность имен существительных.
1
Различение одушевленных и неодушевленных существительных.
Составление презентации.


19-20
Падеж имен существительных.
2
Определение падежа у имен существительных, различение падежных окончаний.
Защита мини-проектов.

21
Имя прилагательное
1
Имя прилагательное как часть речи.
Составление мини-презентации.

22-23

24
Полные и краткие имена прилагательные.
Род имен прилагательных.
2

1
Различение полных и кратких имен прилагательных.
Определение рода у имен прилагательных.
Составление электронной таблицы.

25-27
Падеж и число имен
прилагательных.
Сказка «Я-прилагательное».
3
Определение падежа и числа у имен прилагательных.
Сказка с использованием презентации.

28.
Глагол.
1
 Глагол как часть речи.
Мини-презентации(3-4 слайда).

29
Спряжение глагола.
1
Определение спряжения у глагола.




Практика.

30
Вид глагола

Определение вида у глаголов.
Практика.

31
Лицо и число у глагола
1
Определение лица и числа у глаголов.
Практика.

32
Время глагола.
1
Определение времени у глаголов.


33
Роль глаголов в речи.
1
  Практика.


34

Роль глаголов в речи.

1

Электронное тестирование.


35

Итоговое занятие « Путешествие в страну любимой части речи».

1

Защита проектов.
























15