Конспект урока по краеведению


Краеведение
Предмет Краеведение
Класс 4
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Тема Коренные жители Кольского полуострова
Основные термины и понятия Саамы, саамский язык, саамская музыка, саамские символы, саамские узоры.
Учитель Гуренко Вера Петровна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Мурманская область, Кольский район, г.п. Мурмаши, МОУ Мурмашинская СОШ № 1
Цель: пробудить интерес к национальному искусству, традициям и обычаям саамского народа.
Задачи:
познакомить с особенностями культуры и быта саамов; учить анализировать информацию;
формировать этническое сознание, коммуникативные навыки через познавательную деятельность;
развивать ассоциативно-образное и логическое мышление, чувства и эмоции;
воспитывать любовь к малой Родине, уважение к людям разных национальностей.
Оборудование: иллюстрации: природа Кольского севера, саамский флаг, саамский ребус, дидактический материал – «Саамская символика», саамские народные мелодии.
1. Игровой момент – введение в тему урока.
Дети стоят полукругом в центре класса, учитель на расстоянии.
- Мы часто слышим фразу «Я люблю свой край!». А какой смысл вы вкладываете в эту фразу? (Ответы детей). Я вам немного расскажу о своем понимании этого выражения и заодно узнаю кое-что про вас. Если у нас с вами окажется что-то общее, я на один шаг приближусь к вам.
- Я родилась на севере в нашем небольшом, но очень красивом поселке. А кто из вас родился на севере? Мы с вами все северяне и мурмашинцы (делаю шаг вперед).
- Мое любимое время года – лето, природа просыпается, буйство красок, множество природных даров, каникулы. А кто из вас любит лето?
- Летом я люблю побродить по нашим сопкам с корзинкой, пособирать грибы, ягоды. А вы любите наш северный лес и его дары?
- А ещё я люблю с удочкой посидеть на берегу озера или ручья, послушать шум воды, испытать восторг от первой поклевки и пойманной пусть и маленькой рыбки. А кто из вас с родителями был на рыбалке?
- Когда я уезжаю в отпуск, то очень скоро начинаю скучать по нашему родному поселку. А кто из вас с радостью возвращается в родные места?
- Смотрите, сколько у нас общего, и все эти моменты и чувства связаны с нашей Малой Родиной, суровым, но чудесным северным краем!
2. Введение в тему.
(Тихо звучат саамские народные мелодии и на их фоне рассказ учителя).
Иллюстрация – природа.
С незапамятных времен рассказывали: где-то на севере Европы есть таинственная страна Лапландия – страна холода и мрака.
Иллюстрация - саамы.
Люди там ходят в звериных шкурах, без промаха стреляют из лука.
Иллюстрация- метель.
Умеют колдовать – по желанию даже летом могут вызвать снежную бурю.
Иллюстрация – северное сияние.
Бывает, рассказывали ещё старые мореплаватели, что небо там загорается и прокатываются по нему волны зелёного и малинового огня.
Иллюстрация – природа.
- Догадались, что же это за таинственная страна?
Что здесь правда? Да почти все.
- Карта – Кольский полуостров и соседние страны.
- Действительно на территории нынешних четырех стран: Норвегии, России, Финляндии и Швеции – издавна живут охотники и рыболовы саамы (раньше их называли лопарями).
Иллюстрация – одежда и обувь саамов:
Были они меткими стрелками, а одежду и обувь шили – и сейчас шьют – из шкур оленей. Что же до снежных бурь летом, то они и сейчас случаются – безо всякого колдовства: север, он и есть север. А полярное сияние, сполохи, вы и сами видели.
Иллюстрация – Ловозеро
Большинство российских саамов сейчас живет в Ловозере – селе, расположенном в центре Кольского полуострова – слайд Ловозеро.
3. Постановка проблемы.
Звучит саамский язык, саамская музыка.
- Это саамский язык, саамская народная музыка. Поняли ли вы что-нибудь? А что представили? С помощью чего можно понять особенности жизни другого народа? Какой язык может быть понятен всем? Как же тогда узнать об обычаях, традициях коренных жителей нашего края? Как можно поближе познакомиться с ними? (Звучат предложения детей).
4. Поиск решения проблемы.
Язык символов.
Значение знаков в основном остаётся загадкой. Но вот перед вами некоторые символы, которые используют саамы.
У саамов каждая точка и каждый знак что-нибудь означает. Дети рассматривают таблицу саамских символов. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
- Используя символы, я составила предложение, прочитайте его.
Иллюстрация с рисунком и предложением-расшифровкой символов.
-666752286000
У сопок У сопок живёт человек солнечный, он несёт в себе свет и радость.
4953008890+
00+

человек
солнечный, он несёт
в себе свет и радость
Работа в группах. Перед вами некоторые саамские символы и чистый лист бумаги. Попробуйте за 1 мин. с помощью 2-3 символов составить предложение. Символы рисуйте крупно. Те, кто закончит работу первыми, отдадут свои рисунки другим группам, а те попробуют ваши рисунки превратить в предложения.
Динамическая пауза. – театральная импровизация из жизни саамов (язык жестов).
Учитель читает текст, а дети его инсценируют. Перед началом импровизации детям раздаются листочки с названием роли.
Тундра. Сопка (варака). Пролетела полярная сова. У сопки пасется стадо северных оленей, пощипывают ягель. Среди них крупный олень-вожак (гирвас) с красивыми ветвистыми рогами. Из-за сопки осторожно, стараясь не спугнуть оленей, выходят саамы-охотники. В руках у них чивастеги (арканы для ловли оленей). Метнули саамы чивастеги, олени заметались по тундре и убежали за сопку. Лишь гирвас не успел убежать. Пытался он вырваться из петли, но крепко держат аркан охотники. Покорился олень смелым охотникам и пошёл с ними в погост (селение саамов). Радостно встретили их жители погоста.
Язык цвета, формы.
Иллюстрация - Саамский флаг.
Главным саамским символом является флаг.
Четыре цвета флага (красный, синий, зелёный и жёлтый) —
цвета традиционного саамского костюма.
Круг отражает форму саамского бубна, звук которого мы сегодня слышали, и символизирует солнце и луну,
синяя часть круга — луна, а красная — солнце.
Используют саамы пять цветов: белый, красный, синий, жёлтый, зелёный. Основной цвет – красный.
Плакат – цвета саамского флага.
Каждый цвет имеет свое значение. Дети хором читают название цвета и его значение.
Красный – цвет жизни
Жёлтый – знак огня.
Зелёный – тундра.
Синий – цвет моря, неба.
Чёрный цвет – цвет смерти, саамы его не используют и не носят.
А ещё у саамов каждое время года тоже соответствует разному цвету.
Поднимите руку те, кто родился летом.
Ваш цвет – красный, ведь у саамов лето соответствует красному цвету брусники. (Иллюстрация – брусника)
А кто родился зимой?
Зима – синий цвет, как ягода черника. (Иллюстрация – черника).
Рождённые осенью?
Ваш цвет жёлтый, а как вы думаете, какая ягода имеет подобный цвет?
Правильно, это морошка. (Иллюстрация – морошка)
И наконец – весна. Поднимите руку те, кто родился весной.
Весной всё зелено, поэтому и цвет такой, как мох. (Иллюстрация – мох).
Иллюстрация - Саамские узоры.
Стихотворение саамской поэтессы Эльвиры Галкиной.
Все эти символы и цвета саамские женщины использовали, украшая одежду вышивкой из бисера.
О саамских узорах красиво рассказала саамская поэтесса Эльвира Галкина.
1. Читает учитель.
Бусинка к бусинке ровненько ляжетЧётким узором на ярком сукне. Каждый узор подробно расскажетО мастерстве на снегу, при луне.
2. Читают дети.Красный цвет – жизни и очага.На нём крупинки голубогоЭто - озёра, реки - вода. Жёлтый ласкает и радует глаз,Это луч солнца просунулся в щель.Дополняет узор белый снег, как алмаз.
3. Читаем хором.Пусть предки не знали тогда букварей,Их мысли и разум – в тех чётких узорах,В них – красота и жизнь самих лопарей, А сколько в них солнца!А сколько простора!
- Какой знакомый символ увидели? Полярная звезда указывает путь саамам, не дает им заблудиться, пропасть.
5. Решение проблемы, итог.
У кого в гостях мы сегодня побывали?
С помощью чего мы узнали о жизни, традициях, обычаях коренных жителей нашего края?
Как вы думаете, а зачем нам, жителям Кольского полуострова, нужно познакомиться с жизнью саамов? - Ты мира не узнаешь, не зная края своего!