Урок по физике по теме Измерения пространства. Длина и единицы длины. Площадь и единицы площади. Лабораторная работа № 4 « Измерения линейных размеров тел и площади поверхности»

6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Лабораторная работа № 4 « Измерения линейных размеров тел и площади поверхности»
Цель урока: - Сформировать понятие о площади и пространстве, обобщить знания учащихся о площади. Повторить единицы измерения площадей.
- Развивать практическую деятельность учащихся, формировать организованность.
Ход урока.
1. Оргмомент
Приветствие, объявление темы и цели урока, этапов его проведения.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Новая тема
Все явления происходят где-то и когда-то, то есть в пространстве и времени.
Наше пространство является трехмерным: каждый предмет имеет длину, ширину и высоту. Длиной можно характеризовать не только физические тела, но и физические явления - можно привести в пример путь, который проходит движущееся тело. В СИ за единицу длины принять 1 метр (обозначение м). Измеряя длину какого-либо тела (например, здания или ученического стола), мы используем измерительный прибор (линейку или мерную ленту), на котором нанесены деления. Чаще всего это метры, сантиметры (1 см = 0,01 м) и миллиметры (1 мм = 0,001 м). Бывают случаи, когда прямое измерение длины (например, длины окружности) осуществить трудно. В таких случаях можно воспользоваться косвенными методами определения длины (например, можно выразить длину окружности через радиус круга).
Длина окружности l =
·D = 2
·R.
Очень важно также уметь выражать площадь и объем в разных единицах. Можно показать с помощью рисунков, почему, например, 1 м2 = 100 дм2, а не 10 дм2, 1 м3 = 1 000 000 см3, а не 100 см3.
Для единиц площади:
1 м2 = (10 л) 2 = 100 дм2.
1 м2 = (100 см) 2 = 10 000 см2.
1 м2 = (1 000 мм) 2 = 1 000 000 мм2.
1 км2 = (1 000 м) 2 = 1 000 000 м2.
Можно рекомендовать интересный дополнительный материал по теме этого урока: например, рассказать о древних единицы длины (футы, локти, аршина и т.д.). Эти единицы чаще всего были «привязаны» к размерам тела человека. Итак, сначала общепризнанных эталонов не существовало. В результате размеры одной и той же участка земли покупатель и продавец могли считать разными. Конечно же, это не способствовало развитию торговли и ремесел.
 4. Выполнение лабораторной работы.
А сейчас мы выполним лабораторную работу, чтобы закрепить имеющиеся знания.
Лабораторная работа № 4
Тема. Измерения линейных размеров тел и площади поверхности
Цель: определить линейные размеры деревянного бруска с помощью линейки и мерной ленты, научиться определять размеры малых тел способом рядов, определять площадь плоских фигур правильной и неправильной геометрической формы.
Приборы и материалы: мерная лента, линейка, деревянный брусок,
горох, дробь, кусок провода, лист из тетради в клеточку.
Теоретические сведения
Для измерения линейных размеров тел есть много физических приборов: рулетка, мерная лента, линейка, штангенциркуль, микрометр и другие.
Измерить диаметр маленькой шарики очень трудно, но, если положить плотно в ряд 10-20 таких шариков, то длина всей цепочки равна среднему диаметру одного шарика (l0), умноженному на количество шариков (n):
l = l n 0, тогда l n 0 = 1.
Этот способ измерения размеров малых тел называется способом рядов. Чем больше шариков в ряду, тем точнее результат.
Определив линейные размеры бруска, по формуле можно вычислить площадь любой грани бруска:
S d 1 = 1 d , S h 2 = 1 h , S 3 = dh,
где l - длина бруска, d - ширина, h - высота бруска.
Такие измерения в физике называют косвенными.
Площадь плоской фигуры можно определить и непосредственно, т.е.методом прямых измерений. Для этого пользуются палетки (прозрачная пластинка с нанесенной на нее сеткой квадратиков) или листом бумаги в клеточку. Для определения площади поверх фигуры накладывают палетку (или фигуру обводят на листе бумаги в клеточку).
После этого считают количество целых (n) и нецелых (k) квадратиков
внутри контура, который ограничивает плоскую фигуру. площадь фигуры
вычисляют по формуле
S= ( n+1/2 k) S0
где S0 - площадь одного квадратика палетки.
ХОД РАБОТЫ
1. Положите вплотную к линейке 10-15 горошин. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одного горошины:
l1 = ______; n1 = ______; d1 = ______.
2. Определите способом рядов средний диаметр одного дробинки:
l2 = ______; n2 = ______; d2 = ______.
3. Определите толщину проволоки, аккуратно намотав его виток к витку
в один ряд на свою ручку:
l3 = ______; n3 = ______; d3 = ______.
4. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 1.
5. Определите цену деления шкалы линейки и мерной ленты:
C = ____________ = _______;
C = ____________ = _______.
6. С помощью мерной ленты определите длину, ширину и высоту
бруска.
7. Повторите все измерения, пользуясь ученической линейкой.
8. Вычислите площадь поверхности одной грани бруска методом косвенных
измерений. Для этого используйте полученные в п.п. 6, 7 значения
линейных размеров бруска.
9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 2.
10. Измерьте площадь этой же грани бруска (прямые измерения)
с помощью листа тетради в клеточку. Для этого:
1) положите брусок гранью, площадь которой измеряете, на страницу
тетради и аккуратно обведите его карандашом;
2) посчитайте количество целых n и нецелых k квадратиков внутри
контура:
n = _____; k = _____;
3) определите площадь грани бруска по формуле:
S= ( n+1/2 k) S0
11. Результаты измерений занесите в таблицу 3.
12. Ответьте на контрольные вопросы.
1) Сравните результаты измерений линейных размеров бруска.
Каким прибором целесообразно воспользоваться, чтобы получить более
точный результат? Почему?
2) В каких случаях применяют методы прямых и косвенных измерений площади плоской фигуры?
3) Измерьте толщину листа вашего учебника по физике. Запишите свои действия и полученный результат.
Вывод. На уроке научились измерять размеры малых тел,
линейные размеры деревянного бруска, площадь плоских фигур методами
прямых и косвенных измерений. Получили следующие результаты:
Навыки, которых приобретено во время выполнения лабораторной работы,
понадобятся мне для.
5. Итог урока, домашнее задание.