«Формы и методы формирования успешности в будущей профессиональной деятельности»

Формы и методы формирования успешности в будущей профессиональной деятельности
Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению становления человеческой сущности. Термин "профессия" происходит из латинского и французского языков и имеет примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.
Профессия понимается как общность, как область приложения сил, как деятельность и область проявления личности . Профессионал может преобразовывать свою профессиональную деятельность, внося в неё творческие элементы, расширяя область приложения своих сил, придумывая новые средства, приёмы работы.
Личностные изменения, происходящие в ходе профессиональной деятельности, приводят к становлению личности как субъекта деятельности. Под профессиональным становлением субъекта понимает движение
личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление субъекта развёрнуто во времени и охватывает период от начала формирования профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную профессиональную деятельность.
Психологами предлагаются возможные группировки фаз жизненного пути профессионала, выделяя следующие фазы: оптации, адепта, адаптации, интернала, мастерства, авторитета, наставничества
Психолог Б.М. Теплов говорил, что успешность профессиональной деятельности зависит от индивидуальных способностей человека, описывая их таким образом: "Способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т.е.наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности".
У каждого человека существует также свой, индивидуальный стиль
профессиональной деятельности, влияющий на её успешность или не успешность.
Представляя сам термин успеха в профессиональной деятельности, психолог Н.В.Самоукина высказывается о нём следующим, вполне соответствующим нашему пониманию, образом: "Успех в профессиональной деятельности проявляется прежде всего в достижении работником значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели "
Таким образом становится видно, что успех в профессиональной
деятельности может быть вызван различными причинами. Но подробнее мы остановимся на проблеме формирования успешности в профессиональном образовательном секторе будущих специалистов.
В преддверии внедрения стандартов третьего поколения остаются актуальными требования работодателей к выпускникам средних профессиональных учебных учреждений. Для успешной адаптации молодых специалистов необходима постоянная связь учебных заведений с работодателем, которая позволит быстро реагировать на изменения рынка труда и производить коррекцию учебных программ.
Формирование успешности - важнейшая задача обучающего воспитания, такого его раздела. как становление личностных качеств индивида и свойств его характера.  Если спросить менеджера любой преуспевающей фирмы, кого предпочитают брать на работу, то сразу же будет предъявлен ряд требований
Такой человек должен:
-легкообучаться; -быстро переучиваться; - быть инициативным; - быть творческим и компетентным в своём деле. 
Обладают ли наши выпускники соответствующими качествами и способом мыследеятельности? Рассмотрим специальность 140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». Что реально должен уметь делать работник на конкретном месте?
1. Уметь оценить электрооборудование на предмет существования неисправностей и знать способы их устранения .
2. Организация, обеспечение выполнения планового ремонта электрооборудования.
3. Соблюдение технологического процесса приемки и требования к эксплуатации электрооборудования.
4. Эффективно использовать рабочее время.
6. Соблюдение требований охраны труда и электробезопасности.
Знания, необходимые для выполнения перечисленных выше функций: основные требования технической эксплуатации, базисные знания схем электроснабжения, методы технико-экономического производственного планирования, формы и методы производственно-хозяйственной деятельности, основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и электробезопасности.
Умение: чтение технической документации и использование ее в работе, чтение электрических схем различной направленности, применение технических норм и нормативов, умение планировать свой труд.
Личные качества: ответственность, самостоятельность, настойчивость, инициативность, коммуникабельность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
неорганизованность;
психическая и эмоциональная неуравновешенность;
агрессивность;
ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
эгоистичность;
отсутствие организаторских способностей.
Как следует выстроить содержание и структуру образовательного процесса техникума, найти продуктивные формы и методы для успешности в профессиональной деятельности выпускника?
Социальная и экономическая успешность наших студентов зависит от того, какое мышление у них формирует образавательное учреждение, как основной способ осмысления информации, и её применения в будущей профессии. Поэтому традиционное знаниевое обучение уже устарело. Идёт реформа всей образовательной системы. Профессиональное образование постепенно перестраивается на продуктивное обучение, на компетентностный подход, на проектную деятельность, на обучающее воспитание, формирующее у будущих специалистов творческое, креативное мышление.
С учетом специфики специальности 140613 наиболее приемлем и продуктивен проблемно-проектный подход, в его основе лежит обучение самостоятельной творческой деятельности путём исследования и конструирования, проектирования. Этот метод предполагает следующие принципы обучения, составляющие фундамент теории:

Приоритет самостоятельного обучения. Под этим понимается не только проведение какой-либо работы как вида учебной деятельности, а самостоятельные действия в осуществлении конкретной задачи. Например выполнение курсового и дипломного проектирования, лабораторных работ.
Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся должен иметь собственную программу обучения, ориентированную на конкретные цели и учитывающую его уровень подготовки, психо- физиологические и особенности. Ярким примером индивидуального подхода к обучению является участие наиболее способных студентов в олимпиадах. Олимпиада предполагает наличие у студентов-участников более глубинные и обширные знания по теории и практике этого предмета. Участники хорошо проявившие себя на уровне учебного заведения могут показать свои способности на городском и региональном уровне. Последние два года по инициативе преподавателей Сызранского механико-технологического техникума проводится региональная олимпиада по электроснабжению. Для студентов принявших участие в ней блестящая возможность показать свои знания и способности . Поэтому наиболее способным студентам есть возможность проявлять умения, тем самым усилить мотивацию к обучению, развивая профессиональную успешность.
Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.
Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков, качеств. Самой яркой формой актуализации результатов обучения является участие студентов в конкурсах профессионального мастерства. Соревнования в профессиональной деятельности вызывают живейший интерес у студентов любого уровня успеваемости, соответственно способствует росту интереса к выполняемой работе т.е. к профессиональной деятельности и успешности в ней. Наиболее способные и талантливые могут показывать себя на более высоком уровне. В октябре 2010 года Ульяновкий электромеханический колледж организовал региональный конкурс профессионального мастерства, в котором приняли участие студенты и нашего техникума. Диплом третьей степени – хороший результат, но это не главное. Главное – всем студентам старших курсов было очень интересно разобрать задание и попробовать собрать такую же схему.
Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебных материалов и определения тех из них, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется по достижении определенной цели обучения.
Для реализации этого принципа преподавателями нашего техникума разработана, как нам кажется интересная форма для развития образовательных потребностей , это попытка научить студентов мыслить творчески, смело, привить интерес к освоению сложного материала путем максимального приближения выполняемой студентами работы к жизненному социуму и действительности. Само направление давно известно это создание учебно-тренировочных фирм по профилю специальности , наше новшество в том, что мы «увязали» виртуальную игру с учебным процессом, с настоящим курсовым проектированием
Алгоритм учебно-тренировочных фирм определяется следующими пунктами:
1 Организация и открытие малого предприятия
2 Оформление внутренних документов предприятия, заключение внешних договоров
3 Установление новых партнерских отношений
4. Выполнение работы в виртуальном варианте
Мы расширяем круг задач игры и добавляем вводную
5 Выполнение действительной , не виртуальной задачи , с целью получения реального, а не виртуального продукта.
Например выполнение проекта электроснабжения технологического помещения, с полного объемом графической части и расчетов не виртуально, а реально, на основании реальных исходных данных. т.е организационная часть выполняется виртуально , производственная реально.
Как и во многих образовательных учреждениях города созданные различными специальностями нашего техникума малые предприятия, включены в городское кольцо учебно-тренировочных фирм, каждая фирма имеет производственные задачами направленные на свою профессиональную деятельность.
Структурно в нашем техникуме это выглядит так:
В центре нашего содружества находится фирма ТЭТЭМ профильная направленность которой создание проектов и монтаж систем электроснабжения и электрооборудования. ТЭТЭМ заключает договорные отношения с фирмой «Твой день» на производство работ по составлению бизнес-плана, помощи в оформлении договоров, созданию рекламы. Для студентов специальности «Менеджмент отрасли»это является заданием на курсовое проектирование по дисциплинам «Менеджмент» , Управленческая психология и управление персоналом». Виртуальное малое предприятие «Арго» занимается проектированием ремонтных цехов автопредприятий. Для выполнения работ по проектированию и монтажу системы электроснабжения, электросвещения, сигнализации, системы видеонаблюдения, телекоммуникации «Арго» привлекает фирму ТЭТЭМ, заключая с ней договор на производство этих работ. Две фирмы вступают в подрядные отношения.
Для производства электропроектировочных и монтажных работ «ТЭТЭМ» получает техническое задание с пакетом исходных данных:
-Планировка помещения ремонтного цеха автопредприятия, с техническими условиями
-Данные технологического оборудования производственного процесса
Техническое задание выдано на основании проекта выполненного как курсовое проектирование по дисциплине Ремонт автомобилей специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
Студенты – сотрудники виртуальной фирмы выполняют это задание, как задание курсового проектирования по дисциплине Электроснабжение отрасли специальности 140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». Проектируется распределительная сеть электроснабжения, устанавливается трансформаторная подстанция, выполняется проект осветительной сети.
Так как в техническом задании есть пункты на выполнение работ по проектированию и монтажу систем сигнализации, телекоммуникации и видеонаблюдения, фирма «ТЭТЭМ» заключает субподрядные отношения с предприятием «Виртус» на выполнение этих работ. Студенты специальности 210308 «Техническая эксплуатация и ремонт радиоэлектронной техники по отраслям» выполняют это задание на дисциплине Техническая эксплуатация и ремонт радиоэлектронной техники как курсовой проект .
Таким образом в результате выполненной работы получается продукт общей деятельности, прослеживаются связи и взаимоотношения малых предприятий друг с другом
Достоинство этой системы в том, что для студента это не просто обычная курсовая работа , которую он выполняет в рамках учебного процесса, это работа максимально приближенная к жизненной действительности, т. к за ее выполнение студент получает дивиденды не только в виде оценки за курсовое проектирование, но и виде денежного эквивалента согласно заключенного договора, хотя и виртуальном варианте.
Такого рода игра позволяет в какой-то степени адаптировать студентов в экономическом социуме предпринимательства, дает возможность получить определенные навыки, увеличить профессиональную уверенность в себе, учит первым шагам в предпринимательстве это:
- навык создания малых предприятий
-составление бизнес-плана
- умение работать в команде
- повышение мотивации в профессиональном росте, для специальности 140613 например это создание проектов электроснабжения повышенной сложности, с полным перечнем необходимых расчетов, обоснований своих технических решений, использование новейших технологий монтажа и новейшего электрооборудования.
- повышение уровня своей профессиональной компетентности.

15