Конспект классного часа по профориентации Выбор будущей профессии для 7-8 класса


КЛАССНЫЙ ЧАС
«Выбор профессии – выбор жизненного пути»
План-конспект
Цель: Повысить уровень ориентации детей в мире профессий и лучшему осознанию особенностей профессий, побудить интерес участников к выбору профессии; дать им возможность "посмотреть на себя со стороны", дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания различных профессий.
Оборудование: 1.проектор,2.затемнение,3.ватман,4.листы бумаги,5.ручки,6.ноутбук,7.списки профессий на листе ватмана (на доску),
8.тест на определение личностных качеств: терпение, усидчивость, 9.маркеры крупные, 10.магниты.
Подготовка: Поставить стулья для гостей, расставить парты по две на четыре группы и стулья к ним. На столы разложить листы бумаги, ручки, маркеры. На доске написать тему. Настроиться проектор, повешать затемнение.
I этап (Вступление) – 5 минут.Слово учителя:
Действия учителя (вопросы) Действия учащихся
Тема нашего классного часа сегодня «Выбор профессии – выбор жизненного пути».
Восточный мыслитель древности Лао-Цзы сказал: «Путь в тысячу миль начинается с одного шага». Как вы думаете, что он хотел этим сказать?
Чтобы начать длинный путь (в том числе и жизненный путь), нужно сделать первый шаг, не стоять на месте.
Можно ли его высказывание как-то соотнести с нашей темой? Да.
Почему вы так думаете? Сделав один шаг, один выбор (выбрав профессию), человек определяет весь жизненный путь, т.е. каким будет его жизнь.
Можно ли сказать, что выбранная профессия станет жизненным путем? Почему? Да. Ученые подсчитали, что на работе человек проводит 2/3 своей жизни. И то, какой будет эта жизнь зависит, от сделанного выбора.
Что будет, если человек выбирает профессию, которая ему не подходит? Как это может повлиять на его жизненный путь? Ему будет неинтересно, он не сможет самореализоваться (реализовать свои таланты, способности, желания).
Будет ли ошибкой сделать неверный выбор профессии? Почему? Работа будет в тягость, работать человек будет как из-под палки, ему будет неинтересно. Приходить на работу он будет без настроения, поэтому не будет хороших результатов и профессиональных достижений.
Легко ли выбрать профессию? Сложно.
Что необходимо, чтобы суметь правильно выбрать профессию? Знать себя, свои способности, склонности, таланты, интересы.
Как вы думаете, когда нужно начинать задумываться о выборе профессии? Как можно раньше. Можно уже и в 7 классе.
А почему вы считаете, что в 7 классе уже важно сориентироваться с выбором профессии? Нужно выбрать учебные предметы, необходимые для получения выбранной профессии, стараться больше по ним заниматься, готовить свое будущее.
Итак, я предлагаю вам попытаться определиться с выбором профессии (или хотя бы какого-то направления).
Конечно, одного урока нам будет недостаточно. Мы отведем этому несколько классных часов. II этап (практическая работа) – 7 минут.Действия учителя (вопросы) Действия учащихся
Учитель: На сегодняшний день в России известно несколько тысяч профессий. Я предлагаю вам выполнить такое задание: в каждой группе за 2 – 3 минуты написать названия профессий на листах бумаги (полосы обоев). Таким образом, мы выясним, много ли профессий вы знаете.
Ученики работают в группах. По окончании работы ученики вывешивают результаты на отведенных участках доски в 4 столбика на магниты.
Учитель предлагает выявить профессии, повторившиеся в нескольких группах. Почему эти профессии у вас повторились?
(Потому что они всем хорошо знакомы). Да, эти профессии вы хорошо знаете, понимаете, какую конкретно работу выполняет специалист.
Учитель предлагает выявить профессии, прозвучавшие 1раз, т.е. резкие. В чем особенности труда в этих профессиях?
Ученики приводят примеры.
III. Этап ТРЕНИНГ (ИГРА)
1.Профориентационная игра "Самая - самая" –
5 минут.
Методика служит повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Выделение некоторых “самых-самых” профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру, если называется самая денежная профессия — депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты?
1. Инструкция: “Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”. Обсуждаем вместе.
2. Учитель называет следующую характеристику, а участники сразу же по очереди (по группам) предлагают свои варианты и т.д.
Характеристики:
“самая зеленая профессия”,
“самая сладкая профессия”,
“самая умная профессия”,
“самая необходимая профессия",
“самая детская профессия”,
“самая смешная профессия”,
“самая мобильная профессия”.
2.  Профориентационная игра "Угадай профессию" (или Я – инопланетянин) – 5 минут.
Этапы:
1. Учитель просит учащихся в классе загадать профессию (не произнося вслух), которую все хорошо знают. К примеру, профессия — таксист.
2. Далее Учитель обращается к классу со следующим заданием: “Представьте, что я "свалилась с луны" и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все понимаю. Попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая (например, — таксист)”.
3. Учитель предлагает учащимся на доске (на большой бумаге) схему анализа профессии. Не следует на данном этапе много спорить и лучше закончить его как можно побыстрее, чтобы у участников было ощущение легкости использования данной схемы.
4. После первого этапа участники групп: 1 —загадывают конкретную профессию; 2 — каждая команда “кодирует” загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии; 3 — игроки других команд должны отгадать загаданную профессию по названным характеристикам.
Характеристика профессий
Предмет труда:
1 – животные, растения (природа)
2 – материалы
3 – люди (дети, взрослые)
4 – техника, транспорт
5 – знаковые системы (тексты, информация в компьютерах…)
6 – художественный образ
Цели труда:
1 – контроль, оценка, диагноз
2 - преобразовательная
3 – изобретательная
4 – транспортирование
5 – обслуживание
6 – собственное развитие
Условия труда:
1 – бытовой микроклимат
2 – большие помещения с людьми
3 – обычный производственный цех
4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)
5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
6 – работа на открытом воздухе
7 – работа сидя, стоя, в движении
8 – домашний кабинет
Характер общения в труде:
1 – минимальное общение (индивидуальный труд)
2 – клиенты, посетители
3 – обычный коллектив (одни и те же лица…)
4 – работа с аудиториями
5 – выраженная дисциплина, субординация в труде
Ответственность в труде:
1 – материальная
2 – моральная
3 – за жизнь здоровье людей
4 – невыраженная ответственность
Особенности труда:
1 – большая зарплата
2 – льготы
3 – “соблазны” (возможность брать взятки, воровать…)
4 - частые командировки
5 – законченный результат труда (можно полюбоваться)
Типичные трудности:
1 – нервное напряжение
2 – профзаболевания
3 – вероятность грубого обращения
4 – возможность оказаться за решеткой (в тюрьме)
5 – невысокой престиж работы
Минимальные уровень образования для работы:
1 – без специального образования (после школы)
2 – начальное профессиональное образование (СПТУ)
3 – среднее профессиональное образование (техникум)
4 – высшее профессиональное образование (вуз)
5 – учена степень (аспирантура, академия…)
Профориентационная игра "Человек - профессия"
Цель игры — на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.
Этапы:
I. Общая инструкция: “Сейчас мы загадаем любого из сидящих в классе, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного единственного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждая группа должна будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать (примерно 30—40 секунд) и называть свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?”
2. По желанию выбирается доброволец - отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.
3. Приглашаете отгадывающий, садится в круг и начинает всем, но очереди задавать вопрос: “С какой профессией ассоциируется загаданный человек?”. Каждый должен быстро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).
4. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе...). У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.
Какие качества необходимы для разных видов профессий, которые называли дети?
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Действия учителя (вопросы) Действия учащихся
Учитель подводит итог урока, задает вопросы: Был ли полезен для вас наш сегодняшний классный час?
Что нового вы узнали?
Учащиеся озвучивают свои выводы, отвечают на вопросы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Подготовить доклады с презентациями «Профессия геолог» (или инженер, или врач). Можно пригласить визит одного-двух родителей для рассказа о своей профессии.