Методические рекомендации Пути совершенствования навыков выразительного чтения


Методические рекомендации:
«Пути совершенствования навыков выразительного чтения»
Выполнила: Джеппарова Алиме Беляловна, учитель начальных классов МБОУ «Урожайновская школа».
Республика Крым, Симферопольский район, село Урожайное.
Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит « в память ученика литературный язык» (Н.И.Жинкин), развивает у ребенка «дар слова» (К.Д.Ушинский), его « судительные силы» (Ф.И.Буслаев). « Чтение, писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф.Булаков,- главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность» (В школе и дома. - М.,1886. – С-З). « Чтение, - продолжал и углублял эту мысль выдающийся педагог В.А.Сухомлинский,- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (Сердце отдаю детям.- Киев, 1969.- С.169).
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические - при чтении стихотворений); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.
Особо обратим внимание на необходимость различать два явления, каждое из которых зачастую обозначают одним и тем же термином - выразительность чтения.
Между тем выразительность как компонент навыка чтения – это одно. Несколько иное – выразительное чтение как высший тип чтения, своего рода художественное чтение в школьных условиях.
Выразительности чтения в первом значении мы вправе требовать от ученика во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности – то ли это условие математической задачи в учебнике «Математики», то ли грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике «Русского языка», то ли параграф учебника «Окружающий мир». Во всех этих случаях ученик должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности – темп, интонацию, паузы, логические ударения - естественно, для выявления содержания, смысла читаемого. В самом простейшем виде – это умение вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроится на интонацию, подсказываемую ему этим знаком.
Выразительное чтение как высший тип чтения - это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.
Выразительное чтение как высший тип чтения в школьных условиях, как правило, применимо, во-первых, преимущественно к художественным произведениям, во-вторых, он имеет место на заключительных, итоговых этапах работы над текстом, когда последний всесторонне рассмотрен, проанализирован и понят учениками.
При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у младших школьников желательно в первую очередь обратиться к тому, как обрабатывается этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне (чаще всего в этой роли выступают замеры по скорости чтения) неправильно и неполно.
Особенности навыков выразительного чтения
Выразительное средство звучащей речи – интонация.
Различные исследователи (языковеды, литературоведы, философы, психологи, театроведы), исходя из целей и задач, преследуемых ими, определяют понятие интонации по-разному. Да и в пределах упомянутых наук термин «интонация» квалифицируется различно. Например, некоторые языковеды истолковывают этот термин очень узко, имея в виду лишь повышение и понижение голоса, другие – шире, подчеркивая, что в интонации сочетают темп речи, силу, высоту и тембр голоса. Поскольку искусство выразительного чтения (рассказывания) требует от исполнителя хорошо владеть речевым аппаратом, приходится говорить о технической стороне интонации (технике речи). А по поводу требования отразить в живом слове чувства, переживания, настроения и т.п., речь пойдет об эмоционально-образной выразительности.
Итак, техника речи, логика чтения, эмоционально-образная выразительность – три взаимосвязанные компонента интонации.
Техника речи:- дыхание, голос, дикция.
Дыхание – основа речеобразования, правильное дыхание – это дыхание свободное (лишенное напряжения), глубокое, частое (но не учащенное), незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен легко и свободно владеть исполнитель. Хорошо поставленный голос отличается благозвучностью, свободен от недостатков, силой, широтой диапазона, подвижностью.
Чтец должен овладеть способностью изменять силу, высоту, темп, окраску (тембр).
Дикция. Речь должна отличаться дикционной чистотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Логика чтения. Логическое ударение.
Главные по мысли слова в предложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе и другие слова. Это выдвижение слова на первый план в смысловом отношении называется – логическим ударением.
Если логическое ударение выделить неясно, то смысл всей фразы может быть затемнен.
В простом предложении, как правило, одно логическое ударение. Но может быть несколько логических ударений. Например: Блеснули долы, холмы, нивы.
Эмоционально-образная выразительность.
Каждое слово, вылетевшее из уст человека, обнаруживает его состояние: покоя или беспокойства, равнодушия или тревоги, радости или печали, одобрения или осуждения, раздражения или восхищения. Интонацию невозможно механически заимствовать, интонация рождается сама в процессе исполнения, представляя собой результат интенсивной работы чувств, мысли, воображения, воли, умысла исполнителя.
Тембр (оттенок) – эмоциональная окраска речи, обогащающая мелодику; она свойственна человеку от природы и возникает независимо от его желания, но может в качестве исполнительного средства сделать речь более выразительной.
Специальные упражнения интонационного характера.
Вычленение компонентов интонации (указать паузу, логическое ударение, темп и другие).
Различные высоты речевого звука (определить на каком слове или слоге слова голос повышается; на каком слоге понижается).
Различение силы звучания голоса (как произносится предложение: тихо, громко, средне; какое слово в предложении звучит сильнее).
Различие тембра (окраска) речи (какие предложения в тексте окрашены грустью, печалью; каким настроением проникнуто стихотворение).
Произнесение предложения или текста в заданном темпе, с определенной силой звучания голоса; с заданной окраской.
Самостоятельное нахождение нужной интонации в соответствии с содержанием предложения или целого текста.
Выбор видов упражнений зависит от момента работы по программе, от материала, цели урока, предыдущей подготовки детей и других условий.
Виды упражнений, направленные на овладение произношением и интонационной стороной речи на уроках чтения.
Высказывание «творческого характера» («своя» речь):
Рассказывание по личным впечатлениям об окружающем (о событиях, людях, их характерах, поступках)
Рассказывание по данному началу, середине или концу.
Рассказывание о своих наблюдениях в природе, о делах.
Рассказ по картине или ряду картин.
Выразительное чтение готового текста (передача «чужой» речи):
Слушание чтения учителя, магнитофонной записи произведения, предназначенного для чтения.
Чтение отдельных предложений, входящих в рассказ или стихотворение (выборочно) с соответствующей интонацией.
Чтение про себя незнакомого произведения с целью подготовки его к чтению вслух.
Подготовка к выразительному чтению произведения, разобранного в классе.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению произведения.
Чтение в лицах (после соответствующего анализа).
Высказывания в виде переработки информации, заключенной в тексте:
Рассказывание близко к тексту.
Подробная передача содержания.
Передача рассказа или сказки с изменением лица рассказчика.
Краткая передача содержания прочитанного.
Словесное рисование картины (что я вижу, когда читаю произведение).
Инсценирование рассказа (или его частей).
Рассказ по содержанию иллюстраций и др.
Чтение произведений различных жанров.
Рассказы, включенные в книги для чтения, невелики по объему, доступны пониманию ребенка. Герои - дети, взрослые люди, животные, поведение и переживания которых всегда конкретны, понятны и близки школьникам.
В этих рассказах четкое построение, яркий образный язык. Читаются рассказы неторопливо, повествовательно; события излагаются просто, естественно, без пафоса; действие словесно рисуется живо, эмоционально. Чтецу надо конкретно представить каждого персонажа, уметь передавать переживания героев, мотивировать их поступки и т.п. Чтение не должно перерастать в театрализацию.
Для восприятия рассказа большое значение имеет само начало его чтения. В голосе чтеца должна звучать заинтересованность, стремление сообщить что-то важное и занимательное.
Готовясь к чтению, надо заранее выделить наиболее яркие места, красочные выражения, слова, содержащие новые понятия: эпитеты, сравнения.
Рассказы, которые читаются в I – III классах, обычно состоят из нескольких законченных эпизодов, частей. Между эпизодами (частями) следует делать длительные паузы, чтобы дети имели возможность, с одной стороны, осмыслить и пережить прочитанное, с другой – подготовиться к дальнейшему прослушиванию.
Язык сказок прост, красочен, образы конкретны, действия увлекательны и всегда понятны детям.
Сказка читается (рассказывается) в простой, задушевной, разговорной манере. Чтец как бы обращается к слушателю, ищет его сочувствия, поддержки. Места в волшебных сказках, в которых повествуется о чудесных превращениях, событиях и т.п. читаются несколько таинственно, замедленно, приглушенным голосом с паузами перед теми эпизодами, в которых говорится о волшебных приключениях героев.
Деление героев сказки на положительных и отрицательных определяет манеру чтения текста. При первой же встрече с героем дети должны почувствовать, какой это будет герой, как к нему относиться.
Присказка не связана с содержанием сказки, цель ее – привлечь внимание слушателя. Поэтому читается она живо, заинтересованно, шутливо.
Сказкам свойственны устойчивые выражения ( как сыр в масле купается, кустик за кустик и т.д.), постоянные эпитеты (чистое поле, наливное яблочко), повторы (затужил + заплакал). Эти выражения надо подчеркивать голосом, читать более эмоционально.
В прозаическое повествование сказки часто вкрапливаются небольшие рифмованные песенки. Цель их не только позабавить слушателя. Они связаны с содержанием и передают настроение героя, намерение, используются как прием заманивания и т.д. Поэтому, читая песенки, надо учитывать характер того, кто поет, и цель.
Концовка; как и зачин, имеет определенный смысл: она разряжает внимание слушателей, подчеркивает завершение сказки. Читается лукаво, весело, живо. Чтобы отделить ее от повествования, перед ней делается пауза.
Наибольшую трудность для учителей начальных классов представляет чтение стихотворений. Объясняется оно в основном незнанием теории стихосложения и недооценкой серьезности чтения стихотворений по объему.
Читая стихотворение, помимо верной передачи основной мысли, поэтических образов, раскрытия внутреннего мира поэта, его чувств, учитель должен дать почувствовать детям поэтичность исполняемого стиха, его ритмичность и музыкальность.
Стихотворная речь ритмически организованна. Для нее свойственно деление на ритмические отрезки, которые называются стихом или стихотворной строкой. Эти строки являются ритмической единицей стиха, они помогают сохранять рифму стиха. Правильное их чтение наглядно показывает звуковое отличие стихотворений от прозы.
Независимо от того, совпадает или нет стихотворная строка с окончанием предложения, в конце каждой стихотворной строки обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. В противном случае стихотворение может утратить свою ритмическую организацию и звучать как проза.
Ритмическая пауза помогает раскрыть содержание, она способствует передаче различных оттенков чувств. Длина ритмической паузы находится в строгой зависимости от смысла читаемой фразы. Так, если ритмическая пауза приходится на стихотворную строку, которая передает незавершенную мысль, длина ее будет непродолжительной.
Для русского стихосложения характерна ритмическая организация, опирающаяся на правильное чередование ударных и безударных слогов. Сочетание ударных слогов с безударными называется стопой.
Стопа не только способствует яркому раскрытию содержания, но и сообщает стихотворной речи особую плавность, музыкальность.
Стихотворные строки объединяются в строфы. Строфа представляет собой законченное синтаксическое и смысловое целое, делит стихотворение на отдельные логически завершенные части. Поэтому при чтении одну строфу от другой надо отделять длительной паузой.
Басня – короткое аллегорическое произведение поучительного характера, чаще стихотворной формы. Как правило, басня состоит из двух частей: изображения событий или рассказа о них и нравоучения (морали).
Изображение в басне дается в форме повествования, рассказа, беседы. Большое место в ней занимает диалог. Каждая басня обязательно в себе включает элементы комизма.
Читается басня как простой рассказ, приближающийся к разговорной речи.
Очень важно при чтении басни правильно передавать речь автора и персонажей. Речь автора - веселого рассказчика, повествующего о каком-либо забавном и поучительном случае, читается просто, дружески, лукаво. Автор в басне не просто излагает события. Он передает свое отношение к ним.
Речь героев читается со строгим учетом их индивидуальных способностей, внешнего облика, поступков. Однако не следует прибегать к игре, перевоплощаться в передаваемый образ.
Памятка « Учись читать выразительно»
Помни, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаешь его.
Прочитай текст несколько раз про себя. Представь себе то, о чем читаешь.
Определи свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайся при чтении передать его интонацией.
Подумай, в каких местах текста необходимо сделать паузы, какие слова и словосочетания следует выделить голосом.
Выбери силу голоса (громко, тихо).
Определи темп (быстро, медленно).
Перед началом чтения вслух займи удобную позу, посмотри на слушателей, выдержи паузу. Потом сделай глубокий вдох и начинай читать.
Читая, четко проговаривай все звуки в словах, правильно ставь ударение.
Контролируй дыхание: оно должно быть равномерным, набирай воздух во время пауз.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений); делать логическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.
В наше время, к сожалению, следуя примеру большинства родителей, дети предпочитают просмотр телепередач чтению книг. А ведь многие согласятся с высказыванием В.А. Сухомлинского о том, что «если в начальной школе дети мало читают, у них складывается структура малодеятельного мозга». По этой причине основная ноша по воспитанию у ребенка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя. И главная задача учителя заключается в том, чтобы дети не потеряли интерес к чтению, для этого его нужно не только поддерживать, но и развивать его от урока к уроку. Этому способствуют разнообразные приемы работы над текстом (см. приложения 1,3,5).
На протяжении нескольких лет я изучала пути решения этой проблемы. Значительную помощь мне оказали статьи по этой теме публиковавшиеся в журнале «Начальная школа», лекции и открытые уроки учителей, обучения на курсах повышения квалификации учителей начальных классов. А также очень ценная методичка автора Малько Н.В. « Учимся с радостью, учимся без слез», II часть. Но в процессе работы родились и свои идеи. Я хочу поделиться со своими коллегами теми находками, которые помогают моим детям овладевать навыками чтения.
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, пречитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении (см. приложение №1). Цель учителя здесь: создать благоприятные условия работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, но стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом и больше читать на уроке и, желательно, во внеурочное время (дома самостоятельно). Нужно стараться, чтобы в процессе обучения дети научились воспроизводить текст расковано и выразительно, бегло и осознанно.
Урок чтения начинаю с 5-минутки чтения (эти 5-минутки чтения проводятся вначале каждого урока ежедневно). Дети выбирают художественную книгу и читают, после прочтения (5 мин.) карандашом делают заметку там, где закончили чтение. На следующем уроке продолжают читать дальше.
Затем идет артикуляционная разминка для подготовки речевого аппарата ребенка к работе (см. приложение 2,3). Во время разминки отрабатываю чтение слогов, труднопроизносимых буквосочетаний, слов и т.д., даю установку на выразительное чтение.
Сложность разминки зависит от возраста и подготовки детей. В 1 классе, например, в разминку входят чтение открытых и закрытых слогов, составление слова по слоговой таблице, игровые приемы «Дочитай слово», «Слог потерялся» и т.д.
Провожу конкурс «Кто с большим количеством интонаций сможет прочитать слово?». Даю задание прочитать одну и ту же фразу с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. Перед чтением предлагаю памятку о выразительном чтении.
В процессе разминки большое внимание уделяю дикции, развитию техники чтения, четкому произношению слов и фраз. Здесь помогают скороговорки (см. приложение 2).
Я убеждена, чтобы читать хорошо, надо читать много. Я считаю, что в работе над новым произведением необходимо акцентировать внимание детей на основных его достоинствах, а не углубляться в длительный его разбор, так как с этим текстом у детей есть возможность поработать еще и дома.
К 3-4 классу дети самостоятельно рецензируют ответы товарищей, хорошо знают требования программы по чтению и нормы оценивания. Это дает возможность всему классу участвовать в определении оценки.
Для самостоятельной работы над текстом использую памятки (см. приложение №4).
Повышению интереса к чтению способствуют различные творческие виды работ (см. приложение 7).
Сейчас пока рано говорить о полном совершенстве техники чтения у каждого из детей моего класса, но тот факт, что в коллективе создана читающая среда, что дети бегут в библиотеку, предвкушая радость встречи с книгой, является большим шагом вперед.
Если случится, что ученик, допустим, читает со скоростью, несколько меньшей, чем это предусмотрено программой, но при этом пользуется продуктивным способом чтения, не делает ошибок в отношении правильности и выразительности, читает осознанно, то, конечно же, общая оценка его чтения может быть только положительной.
Приложение 1
Виды работы над текстом на уроках чтения.
Чтение всего текста (по заданию учителя).
Чтение, деление на части. Составление плана.
Чтение по готовому плану.
Чтение, после чтения пересказывание, предсказывание.
Чтение ученикам нового текста, заранее подготовленного дома.
Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение вполголоса.
Чтение, нахождение отрывка по рисунку.
Чтение, ответы на вопросы к тексту.
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
Нахождение по данному началу или концу предложения, всего предложения (Позже предложение можно заменить логически законченным отрывком).
Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов).
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно)
Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
Беседа с сопровождением выборочного текста.
Нахождение в тексте (3,5,7,…) выводов.
Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учениками.
Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Установление путем чтения причинно-следственных связей.
Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?).
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:


Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т.д.
Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
Чтение стихотворения, расстановка пауз.
Чтение стихотворения цепочкой, каждый раз заканчивая их на паузах.
Выразительное чтение отрывка текста (рассказа или стихотворения) по собственному выбору.
Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме чн, жи и т.д.
Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
Нахождение в рассказе самого длинного слова.
Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол; г) и др.
Чтение, пометка непонятных слов.
Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка, при-ле-те-ли).
Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Нахождение и чтение в тексте слов и выражений, близких по значению к данным (данные слова записаны на доске).
Чтение слов, к которым даны сноски.
Нахождение и чтение слов, выражений, которые можно использовать при написании сочинений.
Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.
Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)
К тексту на уроке дети возвращаются до 18 раз, получая всё новые задания.
Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над текстом достигаются значительные успехи в усовершенствовании навыков выразительного чтения.
Приложение 2
Артикуляционная гимнастика (разминка).
Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течении 2-3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Вот некоторые упражнения:
Чтение шепотом и медленно:
Ра – ра – ра - начинается игра.
Ры – ры – ры – у нас в руках шары.
Ру – ру – ру – бью рукою по шару.
1.2 Чтение тихо и умеренно:
АркаарцаАршаарщаАрлаарча
Арсааржа Чтение громко и быстро:
Гарь – парь – жарь
Дверь – зверь – червь
Чтение пословицы:
Нет ничего краше,
Чем родина наша.
2. 1 Разминка.
Чтение слогов и коротких слов сначала медленно, 2 -й раз быстро, 3 -й раз еще быстрее
мамлатрисмотри
мымлыстрастрана
ититр кравитрина
ононатрасестра
2.2 Работа над скороговоркой.
Сначала читаем медленно, правильно, затем темп увеличивается, пока дети не научатся читать быстро и правильно. Затем скороговорку произносят дети хором наизусть. Потом каждый учение самостоятельно учится произносить скороговорку 3 раза подряд быстро. Кто научился, произносит скороговорку вслух (кто лучше всех расскажет).
2.3. «Догони-ка меня»
Учитель начинает читать текст быстро, а дети читают хором, стараются догнать учителя, когда учащиеся догнали учителя, дочитывают оставшуюся часть хором. Упражнение можно повторить.
2.4. «Читаем как я»
Дети читают хором за учителем выразительно.
2.5. Чтение хором медленно (полминуты)
2.6. Чтение быстро (полминуты)
2.7. Читаем очень быстро (полминуты)
Приложение 3
Упражнения для развития зоркости.
1. Какая буква или слог лишние?
1) а, у, р, о, ы;
2) ма, ра, ла, ны, са;
3) река, речка, ручей, ручка, ручеек.
2. Что общего в словах и чем они различаются?
мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
3. Упражнения «Прочти слово с одного взгляда»
1) ум дарлюди осень наряды
ихэтсвоилюдямсказка
мыбордарыземляпришли
тытрипоранарядиграть
даониоднучтобыходила
ойидужилавремязнаешь
2)Лара3)Лара сама
самамыла раму
мыла
раму
4)Дал агроном черенки
И научил,
Как их в землю вкопать
Как с крапивой бороться.
5)Гнездо у белки,
Как у птицы устроено:
Из веточек,
Из сучьев.
4. Упражнение «Пробеги глазами».
За несколько секунд «пробежать глазами» по тексту (в зависимости от его размера) и затем рассказать, о чем говорится в тексте. Еще этот прием можно использовать во время работы над текстом, когда необходимо найти слова на определенные правила и т.д.
5. «Путаница»
Во время хорового чтения текста, дети читают за учителем, и чтобы проверить внимательность, учитель заменяет некоторые слова синонимами или антонимами, или просто другими словами. Дети должны прочитать правильно, если заметили «ошибку». Например: «Маленький (большой) енот собирал в лесу хворост (грибы). Он набрал большую (огромную) вязанку сухих (молодых) веток и отправился домой (дальше в лес). Но чтобы попасть к себе в норку (домик), ему нужно было перейти (переплыть) речку. Мост был старый (новый), скрипучий, и енот очень боялся…» (А.Шаров «Сказка про маленького енота»)
6. «Просматривание»
Обычно глаза читателя движутся по строчке слева направо, делая при этом остановки, чтобы увидеть большую или маленькую (кто как умеет) часть строчки. Потом рывок назад, справа налево, к началу следующей строчки. И снова движение по строчке слева направо, а потом назад- к началу следующей строчки и т.д.
Но не всегда нужно держаться за строчку. Важно освоить и другие способы движения по печатной странице. Например, сверху вниз (по краю страницы в оглавлении или по колонке слов в словаре) – в поиске слова на нужную букву. При этом все слова читать необязательно, а нужно быстро найти среди них какое-то одно. Просматривание – это умение пробежать глазами по тексту и выхватить, заметить то, что ищешь.
Уметь просматривать – полезно, а учиться просматривать – увлекательно. Учение тут напоминает игру. Самый высокий класс в просматривании – уметь пробежать по тексту и понять, о чем говорится, уловить основную мысль автора.
В играх на просматривание для скоростного поиска подходят такие объекты:
слова в кавычках;
слова, набранные иначе, чем остальные (более жирные, более крупные или мелкие, прописные и т.д.);
имя или название (слово с большой буквы);
количество абзацев на странице;
некоторые разделительные знаки (те, которых немного в указанном тексте);
условные значки, используемые в книге;
слова, состоящие из указанного количества букв (вначале из 1-3 букв);
самое длинное слово (на глаз);
указанное по счету слово на той или иной строчке (например, третье слово на седьмой строчке) и т.д.
Эти задания можно использовать и для работы в парах, группах.
7. Упражнения для расширения поля чтения.
Поле чтения – сколько букв, знаков, может увидеть читающий во время одной остановки глаза на строчке.
1) Нужно смотреть на строчку по словом не сводя глаз и видеть все слово

2) «Пирамидка»
Надо смотреть на точку, а видеть буквы или цифры слева и справа от точки одновременно.

3) «Окошечко»
Можно использовать страницу учебника и карточку с небольшим окошечком. Один ученик кладет карточку на страницу так, что в окошечке оказывается какое-нибудь короткое слово. Он прикрывает окошко пальцем и предлагает, например, соседу по парте настроится на быстрое схватывание слова. Дальше он на мгновение показывает окошко со словом и снова закрывает его. За это мгновение можно успеть прочитать слово.
Если чаще использовать такие упражнения, то поле чтения учеников будет расширяться, и ребята смогут, не переводя глаз, мгновенно узнавать не только совсем короткие, но и более длинные слова. А это поможет им читать лучше.
Приложение 4
Творческие виды работ на уроках чтения.
Составь ребус, кроссворд.
Продолжи рассказ, сказку.
Пропой стихотворение.
Нарисуй рисунок к прочитанному тексту.
Дифференцированные домашние задания, например, сочинения на тему:
1) «Если бы ты был чудодей, что бы ты сделал для людей?»
2) «О чем рассказал сон?»
3) «Что такое лень, и как от нее вылечиться?»
4) «История о том, как грустное настроение превратилось в веселое» и т.д.
Упражнения на развитие мышления.
Игра «Я начну, а ты продолжи» (сочинение стихов)
Упражнение «Елочка» (по подобранным детьми словосочетаниям составить рассказ)
Сформулировать вопросы к содержанию текста, картины.
Определить время и место событий, описанных в рассказе; сравнить героев произведения, двух произведений, найти изменения в поведении героев в ходе рассказа, сравнить картины природы, изображенные в одном или двух произведениях; сравнить два различных по жанру произведения; выделить главную мысль рассказа; сделать вывод на основании содержания одного или нескольких рассказов и др.
Задайте вопрос так, чтобы товарищи рассказали самое главное.
Определить по вопросу содержание рассказа.
Выбери опорные слова, по которым твои товарищи перескажут текст.
Кратко перескажи текст.
По концу рассказа придумай его начало.
Как будут вести себя сказочные герои, если попадут в другую ситуацию. (Колобок на необитаемом острове и т.д.)
Литература
Вербицкая М.В. , Волошина О.И. «Чтение. Справочник для учителей и родителей». Издательство Дрофа, 1997 г.
Козырева А.С. «Виды работы над текстом на уроках чтения». «Начальная школа» 1990 г. №3
Юшкова Л.М. «Начальная школа» 1989 г.№5
Малько Н.В. «Методическая копилка учителя начальных классов» 2 часть, 2004 г.