Ценностно-нравственная основа самоопределения выбора профессии


Разработчик: методист ОГАОУ СПО «Ровеньский политехнический техникум» Горшкова Н.К.
Карта урока
Классный час в рамках профориентационной работы
Ценностно-нравственная основа самоопределения выбора профессии
Цель: повысить готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы
Задачи урока через планируемые результаты – формирование компетенций:
Личностных:
Создание мотивации к осмысленному осознанию жизненных и профессиональных перспектив.
Создание ценностных ориентиров и смыслов жизнедеятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения обучающихся друг к другу.

Метапредметных:
Регулятивных:
Умение организовывать самостоятельную учебную деятельность, ставить цель, планировать, прогнозировать результат.
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Самоконтроль эмоций и поведения.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Выбирать средства решения проблемы с учетом поставленной задачи.
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач
Основные методы обучения:
Создание проблемной ситуации
Частично-поисковый
Самоконтроль
Наглядно-вербальный
Диалогический
Творческий
Формы работы: индивидуальная, групповая
№ п/пЭтапы занятия Деятельность педагога Деятельность обучающихсяПрименение электронных образовательных ресурсов Компетенции Время
1. Организационный Создание доброжелательной атмосферы в группе, настрой обучающихся на урок. Задача проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.
(Воспитатель): Я рада вас приветствовать на сегодняшнем внеклассном занятии. Давайте улыбнёмся друг другу. Презентация (слайд 1, 2) (Л) - Создание условий для развития уважительного отношения обучающихся друг к другу
(Р) – волевая саморегуляция1 мин.
2. Актуализация знаний А сейчас о серьёзном.
Создание проблемной ситуации.
(Воспитатель): Я вам расскажу сейчас притчу о некоторых эпитафиях на Кавказе. Эпитафия – это надпись на надгробии.
Итак, притча. Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: « Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года», или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».
Внимательно всмотритесь в эти надписи. Как вы думаете, на Кавказе не умеют считать? Может, со смыслом делались эти приписки? С каким смыслом?
(Ответ): Так, по-видимому, жители оценивали соседа, односельчанина. Как он прожил свою жизнь.
( Воспитатель): Всё верно. Следовательно, о чём сегодня будем говорить? О чём вы задумаетесь?
(Ответ): Как надо жить, чтобы тебя ценили. О смысле жизни. Серьёзно подходить ко всякому выбору в жизни. И к профессии, и к поведению.
(Воспитатель): Верно. Молодцы. Обучающиеся анализируют наводящие стимулы и формулируют тему, цели занятия. Презентация (слайд 3 - тема)
Слайд 4 (Пр) -
(К) – участие в коллективном обсуждении проблемы
(П)- выделить и сформулировать познавательную задачу
(Р) – постановка цели 4 мин.
3. Получение новой информации (Воспитатель): Ребята, какие события жизненные вы считаете ценными?
(Ответы): спасти жизнь кому-нибудь, стать профессионалом в своём деле, детей хороших вырастить, честно работать, жить честно, другом быть хорошим, профессию по душе выбрать и хорошо всю жизнь проработать.
(Воспитатель): Всё это верно.
События могут быть внешними (поступил куда-то, поработал там-то, сделал то-то) и внутренними (размышления, переживания). Ведь есть те, кто стал знаменитым, не выходя из дома. Обучающиеся заняты поиском ответа, изучают материал презентации. Слайд 5 (Л) - Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности
(Р) – планирование, прогнозирование
(К) – умение слушать другого(П) – найти и выделить необходимую информацию
(Пр) -
4 мин.
4. Закрепление полученной информации. Групповая психокоррекция. Ребята, давайте разделимся на 2 группы. Каждая группа совместными усилиями составит небольшой рассказ о жизни некоего человека и составить эпитафию, как на Кавказе в далёкие времена.
Задание 1-ой группе: какой-то юноша (можете ему дать имя и отчество) родился в 1971 году, в 1988 году окончил школу. А дальнейшую его жизнь вы придумаете сами. Жить он будет 75 лет.
Задание 2-ой группе: некая девушка (имя, отчество) родилась в 1993 году, окончила школу в 2011 году. Дальше ваша версия. Отводим ей также 75 лет.
После прочтения рассказов:
(Воспитатель): давайте подведём итог, сделаем вывод. На какие мысли натолкнула вас сегодняшняя работа? О чём подумаете дома?
(Ответы): правильно ли я выбрал свой профессиональный путь, как я живу, как собираюсь жить, какие цели у меня в жизни; какие у меня перспективы в жизни, в профессии; надо обязательно задумываться о своей жизни. Обучающиеся делятся на 2 группы (возможно юношей и девушек, кол-во участников в группах может быть примерно одинаково).
Затем работают над рассказами о своём человеке.
Представители групп зачитывают рассказы, подводят итог.
Презентация (слайд 6)
Слайд 7
Слайд 8 – зачитывают рассказы (К) – умение слушать и вступать в диалог, сотрудничать со сверстниками, работать в команде
(Пр) –
(П) – понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач
(Р) – самоконтроль и корректировка
(Л) - создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности 20 мин.
6. Рефлексия Задача учителя: осуществить рефлексию обучающимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.
(Воспитатель): Неплохо справились с задачей. Мне понравилось то, что вы задумались серьёзно об осознанности в выстраивании жизненных и профессиональных перспектив. А что вам понравилось на сегодняшнем занятии?
(Ответы): мне понравилась поучительная притча; мне тоже, я раньше не слышал такого; мне понравилось, как мы работали в группе; а мне то, что я заставил себя задуматься о своём будущем.
(Воспитатель): Замечательно! Какую оценку поставим себе за работу?
(Ответ): 5!
(Воспитатель): Согласна! А сейчас пообщайтесь. Спасибо. Отдыхаем. Общаются, делятся впечатлениями по теме занятия. Презентация (слайд 9) (Р) – самоанализ 1 мин.
Всего 30 мин.