Метод социального проектирование как основа профориентационной работы

Модель ключевых проектных компетенций обучающихся

Критерии
Уровни и показатели


Базовый
Повышенный
Рефлексивно
-творческий

Сформированность способности к выявлению, постановке и решению проблем для получения обоснованного проектного продукта
Формулировка проблемы
- ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированные учителем

Способы решения
- ученик с помощью учителя сформулировал задачи проекта как способы решения проблемы
- ученик планирует работу по алгоритму , предложенному учителем
- ученик демонстрирует общее представление о предполагаемом результате проекта

Анализ и обработка информации
- ученик может сформулировать запрос на недостающую информацию
- ученик применяет информацию из указанного учителем источника



Создание проектного продукта
- ученик сделал вывод о соответствии продукта замыслу
Формулировка проблемы
- ученик обосновал противоречие, лежащее в основе проблемы
- ученик сформулировал проблему на основе противоречия
Способы решения
- ученик формулирует цель и задачи деятельности по решению проблемы,
- ученик самостоятельно планирует и обосновывает деятельность в проекте
- формулирует детальное представление об ожидаемом результате проекта



Анализ и обработка информации
- ученик самостоятельно ищет источники информации
- ученик организовывает поиск информации в соответствии с планом работ по проекту
- ученик обрабатывает и анализирует полученную информацию

Создание проектного продукта
- ученик назвал сильные и слабые стороны продукта

Формулировка проблемы
- ученик сформулировал проблему и привел анализ причин ее существования
- ученик указал последствия существования проблемы
Способы решения
- ученик определяет несколько способов решения проблемы, анализирует ресурсы и риски
- ученик вырабатывает критерии оценки ожидаемого результата проекта




Анализ и обработка информации
- ученик аргументировано принимает решение о достаточности информации
- ученик использует для сбора информации источники разного вида
- ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации
Создание проектного продукта
- ученик определил границы использования продукта и перспективы дальнейшей работы

Сформированность способности применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности (предметное содержание в проектной деятельности).
Предметное содержание проекта
- ученик в предметном содержании проекта не допускает грубых ошибок


Использование имеющихся способов действий
- ученик принимает предметные способы действия, предложенные учителем
Предметное содержание проекта
- ученик свободно владеет предметным содержанием проекта, не допускает никаких ошибок


Использование имеющихся способов действий
- ученик сам определяет необходимые предметные способы действия из тех, которыми владеет
Предметное содержание проекта
- ученик способен в ходе проектной деятельности создать новый интеллектуальный продукт путем интегрирования знаний из разных предметных областей
Использование имеющихся способов действий
- ученик во время работы может оценить и изменить способы действия, на основе анализа может выбрать альтернативные способы действия

Сформированность способности регулировать проектную деятельность, связанная с определением ресурсных возможностей, осуществлением контроля и оценки
Использование ресурсных возможностей
- ученик с помощью учителя определил возможные ресурсы для достижения цели


Регулирование проектной деятельности
- контроль выполнения проектной деятельности осуществляется учителем
- ученик высказал впечатления от работы и назвал трудности в работе
Использование ресурсных возможностей
- ученик осознает, какой ресурс, по какому вопросу он будет использовать


Регулирование проектной деятельности
- ученик осуществляет контроль и коррекцию проектной деятельности эпизодически и не целенаправленно
- ученик проанализировал сильные и слабые стороны в работе
Использование ресурсных возможностей
- ученик определяет уровень необходимого ресурса, делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности (минимизирует риск)
Регулирование проектной деятельности
- ученик осуществляет контроль и коррекцию проектной деятельности системно и целенаправленно
- ученик сделал выводы о своем вкладе в работу, способах действий и их значимости для решения возможных жизненных проблем

Сформированность способности осуществления коммуникативных действий в проектной деятельности
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- ученик умеет выполнять порученную групповую роль и обязанности
- ученик способен оказывать помощь и поддержку, сопереживать другим людям
- ученик умеет задавать вопросы и слушать, не перебивая



Защита проектного результата
- ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя
- ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- ученик проявляет постоянную и устойчивую активность в сотрудничестве
- ученик умеет согласовывать свои действия, договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов
- ученик умеет спорить без агрессии



Защита проектного результата
- ученик самостоятельно подготовил план выступления и соблюдал нормы публичной речи и регламент
- ученик в ответ на вопрос, заданный на понимание, дал объяснения или дополнительную информацию

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- ученик умеет определять общую цель, пути ее совместного достижения;
- ученик умеет распределять функции и роли в совместной деятельности;
- ученик способен адекватно оценивать результаты совместной деятельности
- ученик умеет организовать взаимный контроль в совместной деятельности
- ученик способен конструктивно разрешать конфликты в групповой деятельности
Защита проектного результата
- ученик самостоятельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные наглядные материалы
- ученик высказал свое отношение к вопросу, заданному на дискредитацию позиции, и привел новые аргументы



15