«Экспериментальная деятельность по реализации проекта муниципальной модели основной школы «Основная школа – пространство выбора: проблемы и перспективы»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 100»
г. Пермь






«Экспериментальная деятельность по реализации проекта муниципальной модели основной школы «Основная школа – пространство выбора: проблемы и перспективы»





Подготовила
Вавилина Валентина Спиридоновна,
учитель истории и обществознании
авторская разработка


Пермь 2015

Система образования города Перми занимает одно из ведущих мест в системе российского образования. Живо откликаясь на все инновационные процессы, происходящие в обществе, лидеры пермского образования предлагают свои пути решения многих проблем. Великолепной задумкой можно назвать один из инновационных образовательных проектов, начатых в городе Перми, реализуемых рядом образовательных учреждений, в том числе и МАОУ «СОШ № 100». Экспериментальный проект имеет название «Основная школа - пространство выбора». МАОУ «СОШ № 100» участвует в реализации проекта с самого начала его задумки, с 2011-2012 года. Накоплен уникальный опыт, которым школа неоднократно делилась с другими образовательными учреждениями как города Перми, так и Пермского края. В данной статье предпринята попытка порассуждать о некоторых итогах эксперимента в рамках одного образовательного учреждения, в частности о проблемах и перспективах его реализации.
Идеи проекта сводились к следующему: в 2011-2012 г. г. МАОУ «СОШ №100» предлагает модель основной школы «Сто - личность»: С - самостоятельная, Т - творческая, О - образованная. Цель модели: создание образовательной среды в основной школе, способствующей развитию личности подростка на основе личностно-значимого выбора содержания и форм урочной и внеурочной деятельности. Предполагаемый результат: уверенный в себе подросток, способный на основе личного портфолио спроектировать и ответственно реализовать дальнейший образовательный маршрут. Модель основной школы в 2013–2014 учебном году предполагала следующие элементы:
Деление на учебные группы по истории (параллель 5-ых классов);
Общая нацеленность образовательного процесса на достижение «метапредметных и предметных целей обучения» должна основываться на коммуникативно-деятельностном подходе, поэтому целесообразно разделить параллель 5-ых классов на группы по видам учебной деятельности. Подобный подход позволяет: развивать универсальные учебные действия школьников; дифференцировать уровень сложности в освоении исторического материала; учитывать интерес, возрастные особенности и способности пятиклассников; усиливать математическую, гуманитарную или социальную составляющую обучения на уроках; осуществлять пропедевтику профильного образования.
Предполагается поделить учащихся 5-ых классов по истории на 3 учебные группы, так как основы системного изучения предмета и взаимосвязь его содержания с деятельностью закладываются именно в младшем подростковом возрасте. Для каждой группы учащихся педагогами разработаны проекты: «Деятельностная историческая мастерская», «История и кино», «Я и мир вокруг меня». Формируемые в группах компетенции помогут пятиклассникам в будущем применять их в жизни, быть успешными, максимально быстро адаптироваться в мире и активно в нём функционировать.
Прогнозируемый результат учебной деятельности в каждой группе – самостоятельно созданный пятиклассником интеллектуальный продукт (индивидуальный или групповой) в разных формах:
« Театра Диониса» (1-ая учебная группа);
Школьный киносюжет на тему Олимпийских игр (2-ая учебная группа);
Групповые мини-проекты по разделам программы «Жители Древнего мира» с социальной ориентацией. (3-я учебная группа)

Готовый мини-продукт или более основательный (в стадии определённой разработки) представляется учениками по окончании каждой четверти. В конце учебного года, в рамках компетентностной недели, учениками проводится защита созданных проектов, организуется рефлексия и осуществляется планирование деятельности на следующий учебный год.
Процедура по формированию и выбору учебных групп начинается в апреле-мае.
1 шаг. Родителям и учащимся 4 классов выдается анкета. Цель анкеты: сконцентрировать внимание на своих сильных сторонах и интересах к учению, т.е. задуматься над вопросом «Что мне интересно?»
2 шаг. Август: презентация моделей учебных групп и краткосрочных курсов для родителей и обучающихся 5 классов. Выбор учебной группы.
3 шаг. Сентябрь: заключение договоров с родителями на обучение в 5 классах. Начало образовательного процесса.
Процедура перехода из одной группы в другую зафиксирована в «Положении об учебных группах»: переход возможен; ограничение перехода - наполняемость по н
·орме в учебной группе не должна превышать 25 человек; если не будет «спроса» на одну из групп со стороны родителей и детей, учитель сможет «перестроиться» на новый запрос.


Краткосрочные курсы по выбору.
Данные курсы предлагаются в 5-х классах, 8 классах. Продолжительность курса- 6-12 часов (выбор в учебном году примерно из 8-9 курсов). Учащийся освоит за учебный год 4 курса. Курсы предлагаются в трех пространствах, где постоянно находится ученик:
1) социо-культурное («Зеленый паспорт класса», «Азбука социолога»);
2) предметное («Мой первый репортаж», «История моей семьи»);
3) виртуальное («Виртуальный музей класса», «Создание личных Web- страниц», «Личное дело»).
В результате у ученика будет движение во всех пространствах на основе ситуации выбора и применения предметного содержания. Личностно значимый продукт – основное требование выполнения программы курса.
В основу разработки системы краткосрочных курсов по выбору положен опыт педагогов, приобретенный в системе предпрофильной подготовки: ориентация на содержательные запросы и интересы учеников; умение сделать курс «мобильным», вариативным по форме и содержанию; направленность на продуктивную деятельность. Введение краткосрочных курсов в 5 классе позволяет расширить пространство выбора для учащихся, апробировать организационно-структурную модель УВП, направленного на формирование готовности к выбору.
Данные задумки активно реализуются уже три года. В ходе эксперимента некоторые идеи закрепились, а некоторые – претерпели изменения в силу выявленных проблем. В частности, педагоги отказались от деления на группы по основополагающим предметам: русскому языку и математике, поскольку посчитали, что частая смена учителя может привести к отрицательному результату, а рисковать основными предметами в условиях сдачи ГИА и ЕГЭ чревато. Расширилось число предлагаемых других предметов для деления на подгруппы от одного до трех. Предполагаемое ранее основание деления на подгруппы по видам деятельности сегодня перестало быть основным: в возрасте пятиклассника трудно сделать выбор вида деятельности, поэтому выбор группы происходит чаще либо по симпатии к учителю, либо за компанию с одноклассниками, но это тоже выбор. Существует проблема наполняемости групп: возникали ситуации, когда у одного учителя набиралось около 40 человек, а у другого – 15. В условиях подушевого финансирования в Пермском крае зарплата учителей в этих группах была одинаковой ( тарификация происходит в сентябре исходя из нормативной наполняемости класса), а трудовые затраты по объему разные. Как быть с той группой из 40 человек, когда нормативная наполняемость класса – 25 человек, а желающих учиться здесь и сейчас гораздо больше: ограничить выбор нормативными документами? Но разве такое ограничение не противоречит самой идее эксперимента? Данный вопрос сегодня требует пересмотра и отражения в нормативной базе школы. Тематика краткосрочных курсов тоже подверглась коррекции исходя из запросов учащихся: темы были продиктованы жизнью. Педагоги посчитали, что необходимо увеличить и количество предлагаемых для выбора курсов, только тогда выбор будет выбором. Так почти каждый учитель был вовлечен в ход эксперимента и мог продемонстрировать далеко не «учительские» таланты (например, детское удивление вызвал физик, учивший танцевать). В ходе такой работы взаимодействия учителя с учеником выходят на совершенно другой уровень.
Реализация эксперимента показала: процесс обучения меняется коренным образом, что немаловажно в условиях метапредметного подхода к образованию. Взаимодействия учителя с учеником становятся партнерскими, поскольку в основе их – выбор ученика. А что как неумение сделать правильный выбор в более раннем возрасте предостережет от ошибок во взрослой жизни. И тогда прирожденный физик никогда не станет вынужденным лириком.





Список использованной литературы
1. Приказ Департамента образования г. Перми № СЭД-08-01-09-456 «О внедрении муниципальной модели основной школы».

2.Положение « О создании образовательных потоков и учебных групп в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №100».

Использованные материалы и Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://s100-perm.narod.ru/16/mmosh.htm


15