ОП.04 Эстетика: Рабочая программа учебной дисциплины по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия среднего профессионального образования
«Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»
(ГБОУ РХ СПО ХКПТЭС)
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Эстетика
2014
РАССМОТРЕНА
ПЦК спец. 43.02.02
пр. №___ от «___»___________ 2014г.
Председатель ________ С.Б. Деревянчук
СОСТАВЛЕНА
в соответствии с ФГОС СПО по специальности
43.02.02 Парикмахерское искусство
Заместитель директора по УР
____________________ Е.В.Криницына
Якуценис Е.Н.
ОП.04 Эстетика: Рабочая программа учебной дисциплины по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство. – Абакан: ГБОУ РХ СПО ХКПТЭС, 2014.
УТВЕРЖДЕНА:
Методическим советом
пр №____от «___»___________20 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ рабочая ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭСТЕТИКА
5
результаты освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭСТЕТИКА
6
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
19
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
20
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭСТЕТИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 43.02.02 Парикмахерское искусство.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальностям 43.02.02 Парикмахерское искусство дисциплина «Эстетика» относится к общепрофессиональной дисциплине профессионального цикла. (ОП.04.)
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Применять знания по эстетике при усвоении профессиональных модулей и профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
историю эстетики;
место эстетики в системе современного научного знания, ее взаимоотношение с философией, историей, психологией;
основные категории эстетики;
сущность и эстетические основы художественной деятельности, основные этапы художественного творчества;
понятие «прикладная эстетика», характеристику ее видов;
эстетику внешнего образа человека.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54часов;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
результаты освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Эстетика
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 2.1.
Анализировать индивидуальные пластические антропологические особенности потребителя.
ПК 2.2.
Разрабатывать образное содержание прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя (цветотип, особенности пропорций и телосложения).
ПК 2.3.
Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) и степени сложности с учетом актуальных тенденций моды.
ПК 3.1.
Внедрять новые технологии и тенденции моды.
ПК 3.2.
Планировать и проводить технологические семинары, участвовать в конкурсах и семинарах профессионального мастерства различного уровня.
ПК 3.3.
Самостоятельно осуществлять взаимодействие со специалистами и организациями с целью продвижения своих услуг.
ПК 4.1.
Создавать образное единство облика модели, разрабатывать и выполнять художественные образы для подиума, журнала.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
81
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
54
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
27
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-
Подготовка сообщений, выполнение творческих работ
27
Итоговая аттестация в форме зачёта
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Эстетика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
2
1
Предмет, специфика, содержание и задачи курса
Эстетики как учебной дисциплины. Эстетическое освоение действительности.
Раздел 1. Эстетика как наука
2/2
Тема 1.1.Эстетика как наука.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие «эстетика»
Особенности эстетического познания.
Функции и сферы эстетики.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
Определить и доказать междисциплинарный характер эстетики
2
2
Раздел 2. История эстетической мысли.
16/14/14
Тема 2.1. Эстетическое мировосприятие мифологических культур
Содержание учебного материала
2
1
2
Эстетическое значение палеонтологической магии.
Неолитическая эстетика формообразования.
Эстетическое содержание мифологического сознания.
Эстетическое сознание древнейших цивилизаций.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия:
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
0
Тема 2.2. Эстетика Античной культуры.
Содержание учебного материала
2
1
2
Художественная культура Древней Греции.
Формирование философской эстетики. Учение о числовой гармонии.
Прекрасное в античной эстетике. Калокагатия.
Миметическая концепция искусства. Катарсис.
Эллинистическая эстетика.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия:
Художественная культура Древней Греции.
Формирование философской эстетики. Учение о числовой гармонии.
Прекрасное в античной эстетике. Калокагатия.
Миметическая концепция искусства. Катарсис.
Эллинистическая эстетика.
2
3
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
Составить хронологию развития понятия «эстетика» в античности.
2
2
Тема 2.3. Универсализм средневекового эстетического сознания.
Содержание учебного материала
2
1
2
Раннехристианская эстетика.
Византийская эстетика – эстетика аскетизма
Православная эстетика иконы.
Западноевропейская средневековая эстетика – божественная красота.
Романский тип эстетического мировосприятия.
Готический тип эстетического мировосприятия.
Рыцарский идеал красоты. Самоценность чувств.
Карнавальный натурализм.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия:
Раннехристианская эстетика.
Византийская эстетика – эстетика аскетизма
Православная эстетика иконы.
Западноевропейская средневековая эстетика – божественная красота.
Романский тип эстетического мировосприятия.
Готический тип эстетического мировосприятия.
Рыцарский идеал красоты. Самоценность чувств.
Карнавальный натурализм.
2
2
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа студентов
Подготовить доклады к семинару.
2
Тема 2.4. Возрождение как художественная эпоха.
Содержание учебного материала
2
2
Изобразительное искусство Ренессанса.
Гуманистическая эстетика.
Гуманисты Ренессанса о природе красоты.
Эстетика стиля и жанра.
Маньеризм.
Эстетическая система барокко.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия:.
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
Составить структурно-логическую схему «Особенности эстетики стиля и жанра».
2
2
Тема 2.5. Эстетические направления XVIII – начала XIXв.
Содержание учебного материала
2
1
2
Эстетика классицизма
Эстетика Просвещения
Эстетика сентиментализма и романтизма.
Немецкая классическая эстетика.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
Эстетика классицизма
Эстетика Просвещения
Эстетика сентиментализма и романтизма.
Немецкая классическая эстетика
2
2
2
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
Подготовить доклады к семинару.
2
Тема 2.6. Эстетические идеи и концепции в европейской культуре XIX в.
Содержание учебного материала
2
1
2
Эстетические идеи и концепции немецких философов
Эстетическая мысль Франции XIX в.
Английская эстетическая мысль XIX в.
Эстетика позитивизма и натурализма.
Эстетическая концепция Маркса.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия:
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
Подготовка к дискуссии по теме «Эстетические идеи и концепции в европейской культуре XIX в.»
2
Тема.2.7. Эстетические теории XX века
Содержание учебного материала
2
2
Эстетика интуитивизма.
Эстетика прагматизма.
Эстетическая основа фрейдизма.
Эстетическая концепция экзистенциализма.
Структурализм и постструктурализм.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
Эстетика интуитивизма.
Эстетика прагматизма.
Эстетическая основа фрейдизма.
Эстетическая концепция экзистенциализма.
Структурализм и постструктурализм.
2
2
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
Подготовить доклады к семинару.
2
Тема 2.8. История русской эстетики.
Содержание учебного материала
2
1
Русская средневековая эстетика.
Русская эстетика XVIII – начала XIXв.
Эстетические основы русской художественной культуры первой половины XIXв.
Эстетические основы русской художественной культуры конца XIXв – начала ХХ в.
Русская религиозная эстетика.
Советский этап развития эстетической мысли.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия:
Русская средневековая эстетика.
Русская эстетика XVIII – начала XIXв.
Эстетические основы русской художественной культуры первой половины XIXв.
Эстетические основы русской художественной культуры конца XIXв – начала ХХ в.
Русская религиозная эстетика.
Советский этап развития эстетической мысли.
2
2
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов
Подготовить доклады к семинару.
2
2
Раздел 3. Эстетические категории.
8/4
Тема 3.1 Понятие эстетического.
Содержание учебного материала
2
2
Эстетическая деятельность
Эстетическое сознание.
Эстетические потребности.
Эстетические чувства.
Эстетический идеал.
Эстетический вкус.
Целостность эстетического сознания
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
Проанализировать категорию эстетического и привести примеры.
2
2
Тема 3.2 Прекрасное и безобразное как эстетические категории.
Содержание учебного материала
2
1
2
Категории прекрасного и безобразного в истории эстетики
Красота как гармония.
Прекрасное и безобразное как полезное.
Событие прекрасного и безобразного.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
Категории прекрасного и безобразного в истории эстетики
Красота как гармония.
Прекрасное и безобразное как полезное.
Событие прекрасного и безобразного.
2
2
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов
0
Тема 3.3 Комическое и трагическое как эстетические категории.
Содержание учебного материала
2
1
2
Категории комического и трагического в истории эстетики.
Трагическое:
Аристотель и его последователи о трагическом.
Трагический конфликт.
Эстетический закон трагических произведений.
Комическое:
Классическая эстетика о комическом.
Категория комического.
Виды комического: смешное, забавное, юмористическое, сатирическое, гротескное, фарсовое.
Историзм комедийного анализа жизни
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа студентов
Проанализировать художественные произведения разных исторических эпох, и найти примеры комического и трагического в них.
2
2
Тема 3.4. Возвышенное и низменное как эстетические категории.
Содержание учебного материала
2
2
Возвышенное и низменное как эстетическая категория.
Возвышенное и низменное в классической эстетике.
Возвышенное и низменное в природе, обществе и искусстве.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
0
Раздел 4. Прикладная эстетика.
6/2
Тема 4.1. Эстетика природы.
Содержание учебного материала
2
2
Понятие «прикладная эстетика» и ее виды.
Человек и эстетика природы.
Уровни естественной красоты.
Общение с природой и художественное творчество.
Эстетика природы: садово-парковое искусство, флористика, экибана.
Эстетика ландшафта.
Экологическая эстетика.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов
0
Тема 4.2. Эстетические начала трудовой деятельности.
Содержание учебного материала
4
2
Труд и красота, искусство.
Производственная эстетика.
Дизайн как эстетическое творчество: одежда, интерьер, мебель, посуда, бытовые приборы, транспорт, оборудование и материалы.
Эстетические образы социальной жизни: этикетные формы общения; ритуалы и церемонии; оформление праздников и массовых зрелищ; интерьеры общественных помещений и мест отдыха; эстетика еды; индустрия развлечении; эстетика спорта.
Эстетические способы социализации человека: косметика, знаковые вещи, имидж и имиджмейкеры.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
Проанализировать категорию «дизайн» как специфический вид эстетической деятельности и привести примеры.
2
Раздел 5. Искусство.
12/4
Тема 5.1. Искусство как эстетический феномен
Содержание учебного материала
2
2
Искусство в античном мире.
Свободное и служебное искусство.
Эстетическая природа и понятие искусства.
Творческий характер искусства.
Специфика объекта искусства.
Предмет искусства.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
0
Тема 5.2. Художественный образ.
Содержание учебного материала
2
1
2
Природа художественного образа.
Художественный образ и мимесис.
«Антиобразные» теории искусства.
Личностный характер художественного образа.
Целостность художественного образа.
Уровни художественного образа.
Образ, знак, символ. Аллегория и гипербола.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
Проанализировать категории «символ», «знак» определить их значения для создания художественного образа и привести примеры.
2
2
Тема 5.3. Процесс художественного образа.
Содержание учебного материала
2
1
2
Рациональное и эмоциональное в творчестве.
Фантазия и творчество.
Ассоциация и вдохновение в искусстве.
Автор, художественный талант, гений.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
0
Тема 5.4.Художественный метод и стиль
Содержание учебного материала
2
1
2
Определение художественного метода, как способа образного мышления.
Природа и факторы художественного метода: действительность, опыт и менталитет автора, накопленный художественно-мыслительный материал (традиции, каноны).
Художественные методы в разных видах искусства. Реализация художественного метода посредством стиля.
Многозначность понятия «стиль». Стиль - наблюдаемый знак эстетического единства художественной культуры. Стиль как общность образной системы, средство художественной выразительности и творческих приемов.
Стиль эпохи. Индивидуальный стиль художника, стиль произведения.
Стили в видах искусства и их основные особенности. Стили, формируемые архитектурой: романский, готика, барокко, рококо, классицизм.
Стили, определяемые живописью и другими видами искусства: романтизм, реализм, критический реализм, импрессионизм, авангардизм.
Модернизм как стиль творчества и художественное движение. Его направления: примитивизм, кубизм, символизм, футуризм, абстракционизм, импрессионизм, сюрреализм, конструктивизм, дадаизм и др. Постмодернизм.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
0
Тема 5.5. Произведение искусства и его эстетическое восприятие.
Содержание учебного материала
2
1
2
Понятие «произведение искусства», его целостность, бытие и специфика содержания.
Тема, материал, язык и художественная форма произведения.
Форма и содержание произведения, его духовность.
Художественная критика и критический анализ.
Уровни эстетического восприятия и его содержание.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
0
Тема 5.6. Система видов искусства.
Содержание учебного материала
2
1
2
Принципы разделения и классификации искусств.
Синтетические искусства. Виды и формы синтеза искусств: пластические искусства, театральное, цирковое, эстрадное искусства.
Технические искусства, их особенности. Кино как сочетание разных видов искусства. Специфика телевизионного искусства.
Архитектура как способ художественно-бытийной организации жизненной среды человека. Архитектурные стили и их особенности. Храмовое и светское зодчество России. Современное градостроительство.
Сущность изобразительного искусства и его виды: скульптура, живопись и графика. Отечественное изобразительное искусство. Направления и стили в современной живописи.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
Раскрыть особенности отдельного вида искусства, подготовить доклад
2
2
Раздел 6. Искусство, общество, культура.
8/1
Тема 6.1. Искусство и творчество.
Содержание учебного материала
2
1
2
Социальные функции искусства
Художественная культура общества.
Элитарное и массовое в искусстве.
Национальное в искусстве.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
0
Тема 6.2. Искусство и другие формы искусства.
Содержание учебного материала
2
1
2
Искусство и философия.
Искусство и наука: история, психология.
Искусство и этика.
Искусство и религия.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарские занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа студентов:
Проанализировать взаимосвязь искусства и других форм культуры, привести примеры.
1
2
Контроль за выполнением ВСР
2
3
ЗАЧЕТ
2
3
Всего
81/54/27
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)4. условия реализации программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета эстетики
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки студентов по дисциплине, инструкции по охране труда и противопожарной безопасности.
Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы, учебно-методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы, контрольно-измерительные материалы, мультимедийные презентации по темам курса, CD-диски с учебным материалом, документальные фильмы по дисциплине.
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео- и аудиовизуальные средства обучения
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
Никитина И.П. Эстетика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008
Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2002
Дополнительные источники:
Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998
Куренкова Р.А. Эстетика: Учебное пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
Справочные и информационные издания
Адреса ресурсов Интернет
Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/
Библиотека сайта http://www.philosophy.ru
Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
Электронная философская библиотека Ихтика http://ihtik.lib.ru/index.html
Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/
Философская библиотека Средневековья http://antology.rchgi.spb.ru/index.html
Библиотека Гумер http://www.gumer.info/
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется ведущим преподавателем, приглашенным преподавателем, в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, дидактических игр, а также выполнения обучающимися письменных, индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Применять знания по эстетике при усвоении профессиональных модулей и профессиональной деятельности.
Устный опрос;
Активность на занятиях (экспертное суждение, дополнения к ответам сокурсников и т.п.);
Тестирование
Проверка результатов самостоятельной работы обучающихся
Экспертиза качества выполнения творческого задания
Устный контроль (блиц-опрос)
Взаимоэкспертиза заданий малых групп, в ходе дидактической игры и экспертная оценка преподавателя
Проверка результатов самостоятельной работы обучающихся
проверка качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (сообщение), терминологический диктант.
Зачет с использованием контрольных материалов в виде набора тестовых заданий
Знания:
историю эстетики;
место эстетики в системе современного научного знания, ее взаимоотношение с философией, историей, психологией;
основные категории эстетики;
сущность и эстетические основы художественной деятельности, основные этапы художественного творчества;
понятие «прикладная эстетика», характеристику ее видов;
эстетику внешнего образа человека.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
13PAGE 15
Заголовок 1їђЗаголовок 2Заголовок 6їђЗаголовок 715