Рабочая программа по дисциплине Сервисная деятельность для специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия среднего профессионального образования
«Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»
(ГБОУ РХ СПО ХКПТЭС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. Сервисная деятельность
2014
РАССМОТРЕНА
ПЦК спец. 43.02.02.
Пр. № ___от «__» __________20__г.
Председатель:________ С.Б. Деревянчук СОСТАВЛЕНА
в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство
Заместитель директора по УР
_________________ Е.В. Криницына
Деревянчук С.Б.
ОП.01.Сервисная деятельность: Рабочая программа учебной дисциплины по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство. – Абакан: ГБОУ РХ СПО ХКПТЭС, 2014.
УТВЕРЖДЕНА:
Методическим советом
пр №____ от «___»___________20 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
3
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
10
4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
11
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
ОП.01. Сервисная деятельность
1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. Сервисная деятельность – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (базовой и углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Проводить санитарно-эпидемиологическую обработку контактной зоны при выполнении парикмахерских услуг.
2. Анализировать состояние кожи головы и волос потребителя, определять способы и средства выполнения парикмахерских услуг.
3. Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг.
4. Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов парикмахерских услуг.
5. Консультировать потребителей по домашнему профилактическому уходу.
6. Анализировать индивидуальные пластические антропологические особенности потребителя.
7. Планировать и проводить технологические семинары, участвовать в конкурсах и семинарах профессионального мастерства различного уровня.
8. Самостоятельно осуществлять взаимодействие со специалистами и организациями с целью продвижения своих услуг.
9. Создавать образное единство облика модели, разрабатывать и выполнять художественные образы для подиума, журнала.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы - общепрофессиональные дисциплины ОП.01.Сервисная деятельность
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области парикмахерского искусства среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: ОП.01. Сервисная деятельность
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов;
- определять критерии качества оказываемых услуг;
- использовать различные средства делового общения;
- анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в них индивидов;
- управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;
- выполнять требования этики в профессиональной деятельности
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности;
- потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса;
- сущность услуги как специфического продукта;
- понятие «контактной зоны» как сферы реализации сервисной деятельности;
- правила обслуживания населения;
- организацию обслуживания потребителей услуг;
- способы и формы оказания услуг;
- нормы и правила профессионального поведения и этикета;
- этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями;
- критерии и составляющие качества услуг;
- психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего – 48 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
*
Самостоятельная работа студента (всего) 16
в том числе: самостоятельная работа над рефератом 8
самостоятельная работа с текстом 8
Итоговая аттестация в форме – зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01.Сервисная деятельность
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень усвоения
1 2 3 4
Раздел 1.Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности 6 Введение Краткое содержание, цели и задачи учебной дисциплины «Сервисная деятельность» и ее связь с другими учебными дисциплинами. Основные понятия и определения. Место сервиса в жизнедеятельности человека. Роль сервиса в экономической системе России 2 1
Тема 1.1 Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности. Потребности человека как основа формирования сервисной деятельности Потребности человека, возможности и принципы их удовлетворения. Оценка потребности в услугах с точки зрения логики развития человечества. Возникновение и развитие сервиса в России. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся с текстом с учетом уровня сложности задания
ВСР 1 Развитие сервиса в России.
1. Бытовое обслуживание населения России в условиях социализма.
2. Период перестройки и его влияние на сферу сервиса 2 2
Раздел 2. Организация сервисной деятельности 22 Тема 2.1 Виды сервисной деятельности. Отраслевая структура сферы сервиса
Современное понятие сферы сервиса, виды сервиса, виды услуг и их характеристики. Основные подходы к осуществлению сервиса. Отраслевая структура сферы сервиса. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся с текстом с учетом уровня сложности задания
ВСР 2 Виды сервисной деятельности 2 2
Тема 2.2 Формирование рынка услуг и его особенности
Рынок услуг. Структура рынка услуг. Факторы, влияющие на формирование услуг. Иерархия потребностей и услуг. 2 2
Тема 2.3 Предприятия, оказывающие услуги населению Предприятия, осуществляющие сервисную деятельность, их классификация, структура и характерные особенности. 2 2
Тема 2.4 Организация обслуживания потребителей услуг Формы организации обслуживания населения. Значение и способы оптимизации размещения и размеров сервисного предприятия 2 2
Тема 2.5 Нормативные документы по обслуживанию населения и регулирование отношений в сервисной деятельности Закон РФ «О защите прав потребителей». Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений в сервисной деятельности. Права и обязанности участника сервисной деятельности 1 2
Тема 2.5 Контактная зона сервисных предприятий Контактная зона как место реализации сервисной деятельности. Сервис как форма взаимодействия между субъектами. Культура сервиса и ее составляющие 2 2
Тема 2.7 Психологическая, этическая и эстетическая культура сервиса Культура сервиса и ее составляющие. Психология процесса обслуживания при оформлении и выдаче заказа. Понятие об этической культуре сервиса: профессиональная этика, профессиональное поведение, культура общения работника предприятия сервиса с потребителями услуг, этика взаимоотношений в трудовом коллективе. Техническая эстетика и дизайн. 5 2
Самостоятельная работа обучающихся с текстом учетом уровня сложности задания
ВСР 3 Типы потребителей услуг в сфере сервиса 4 2
Раздел 3. Услуга как специфический продукт 10 тема 3.1 Методы маркетингового исследования Услуга как специфический продукт рынка. Основы маркетинговой деятельности в сервисе. Основные принципы планирования маркетинга в сфере услуг. Пути и способы удовлетворения потребности клиентов как основная цель парикмахерского бизнеса. 2 2
Тема 3.2 Конкуренция на рынке услуг в сфере сервиса. Специфика ценообразования Место и роль конкуренции на рынке услуг. Конкурентные силы. Конкурентоспособность парикмахерских. Механизм ценообразования в парикмахерских. Ценовой анализ. Факторы ценообразования. 2 2
Тема 3.3 Реклама в системе маркетинга. Техника продаж услуг и товаров в салонах красоты и парикмахерских Место рекламы в системе продвижения парикмахерских услуг. Рекламная компания, как комплекс рекламных мероприятий. Виды рекламы. Организация рекламной деятельности. Правила продажи парикмахерских услуг. 2 Самостоятельная работа обучающихся по выполнению реферата
ВСР 4 Виды и особенности рекламы в парикмахерском бизнесе 4 Раздел 4. КАЧЕСТВО Услуг 6 Тема 4.1 Показатели качества и уровня обслуживания населения. Пути повышения качества и уровня услуг. Понятия качества услуг и уровня обслуживания и качества услуг. Ожидание потребителей от оказания услуг и их удовлетворение. Показатели качества услуг, качества и уровня обслуживания населения. Стандарты как форма контроля качества услуг и обслуживания. Критерии качества, контроль удовлетворенности потребителей услуг 2 2
Самостоятельная работа обучающихся по выполнению реферата
ВСР 5 Комплекс маркетинга в сфере парикмахерских услуг и особенности его реализации 4 Раздел 5 ПОНЯТИЕ СЕРВИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 4 Тема 5.1 Внедрение новых видов услуг и прогрессивных форм обслуживания населения. Прогрессивные формы обслуживания населения. Разработка и продвижение на рынок новых видов услуг и форм обслуживания. Оценка эффективности внедрения новых видов услуг и форм обслуживания. 2 2
Контроль за реализацией программы самоподготовки студентов
Зачет (Рубежный контроль) 2 3
Всего: 48 ч 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины ОП.01. Сервисная деятельность требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (плакаты, схемы, видеокассеты, презентации).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 318 с.
2. Буйленко В.Ф. Туризм: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 416 с.
3. Поляков В.Г. Человек в мире управления. - М.: Наука, 2006.
4. Романович Ж.А., Калачев С.Л. Сервисная деятельность: Учебник – М.: Издательстко - торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 268 с.
5. Свириденко Ю.П., Хмелев В.В. Сервисная деятельность. - Альфа-М, 2009.
6. Третьякова Т.Н. Сервисная деятельность: учеб. Пособие для вузов – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.
Дополнительные источники:
1. Буклет «Основы маркетинга парикмахерского искусства»- Компания «Проктер энд Гэмбл», 2002.
2. Госстандарт РФ «Услуги парикмахерских», ГОСТ Р 51142 - 98.
3. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 5.12.1995г. (с изменениями и дополнениями).
4.. Кулибанова В.В. Маркетинг: Сервисная деятельность. Учебное пособие. – С-Пб.: Питер, 2000.
5. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), 1994.
6. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации - утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. №1025 (с изменением от 2 октября 1999 г., 30 сентября 2000 г.).
7. Профессиональные журналы: «Долорес», «Hair*s
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности; Текущий контроль (экспертное наблюдение и оценка деятельности на занятиях, оценка индивидуальной работы)
Потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса; Текущий контроль (экспертное наблюдение и оценка деятельности на занятиях, оценка индивидуальной работы)
Сущность услуги как специфического продукта Текущий контроль (экспертное наблюдение и оценка деятельности на занятиях, оценка индивидуальной работы)
Понятие «контактной зоны» как сферы реализации сервисной деятельности; Текущий контроль (экспертное наблюдение и оценка деятельности на занятиях, оценка индивидуальной работы)
Правила обслуживания населения;
организацию обслуживания потребителей услуг; Текущий контроль
Способы и формы оказания услуг;
нормы и правила профессионального поведения и этикета; Текущий контроль
Этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями; Текущий контроль
Критерии и составляющие качества услуг; Текущий контроль
Психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания Текущий контроль
Соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов; Текущий контроль
Определять критерии качества оказываемых услуг; Текущий контроль
Использовать различные средства делового общения; Текущий контроль
Анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в них индивидов; Текущий контроль
Управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности; Текущий контроль
Выполнять требования этики в профессиональной деятельности; Текущий контроль
Итоговый контроль
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
ГБОУ РХ СПО ХКПТЭС преподаватель С.Б. Деревянчук __
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)