Разработка сценария классного часа Великая Отечественная война



Автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Канашский строительный техникум» Министерства образования
и молодежной политики Чувашской Республики

Утверждено:
Зам. директора по УВР и СВ ____________И.Н.Романова
Разработка сценария
классного часа
«Великая Отечественная война»
Разработал: мастер п/о
Васильева А.Н.
Канаш 2014
Цель: показать, какое всемирно-историческое значение имеет День Победы-9 Мая в истории  развития нашей страны; расширить кругозор воспитанников, развить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность.
Задачи: закрепление и углубление исторических знаний студентов; развитие навыков творческой и поисковой работы индивидуально и в команде; воспитание патриотических чувств на примерах героизма советской армии, храбрости и мужества народа.
Место проведения: кабинет.
Дата: 7 мая 2014г.
Начало: 13 часов 30 минут
Продолжительность: 40 минут.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор с презентацией, призы для награждения победителей.План подготовки:       
1.Подготовить презентацию для наглядного изображения вопросов и ответов.      2.Подобрать стихи о Великой Отечественной войне, музыку для музыкальных пауз.      3.Выбрать жюри.Правила игры- викторины:  Внимание! Каждый играет самостоятельно. За соблюдением правил игры следит независимая комиссия.
На экране эпиграф: «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших». (Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский).
                                                   Ход игры.Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, участники игры!       Сегодня мы проводим игру-викторину «Великая Отечественная война», посвященную  Великой Победе (слайд 1). Время успело запахать траншеи на полях былых сражений. Однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей. (слайд 2)
Звучит песня «День Победы».Чтец: Мы знаем, что ныне лежит на весах      И что совершается ныне,      Час мужества пробил на наших часах,      И мужество нас не покинет.      Не страшно под пулями мертвыми лечь,      Не горько остаться без крови,-      И мы сохраним тебя, русская речь,      Великое русское слово.      Свободным и чистым тебя пронесём,       И внукам дадим, и от плена спасём       Навеки!
 Анна Ахматова
Ведущий: Эта жестокая война изменила жизнь советских людей. На фронт ушло почти все   население огромной страны. За четыре года смертельной схватки с фашистскими захватчиками они прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа. (слайд3)Чтец: Был отступленья путь солдатский горек,      как горек хлеба поданный кусок…      Людские души обжигало горе,      плыл не в заре, а в зареве восток.      Рев траков над ячейкой одинокой      других сводил, а нас не свёл с ума,      Не каждому заглядывали в очи      Бессмертье и история сама.      …Мы просим об одном тебя, историк:      копаясь в уцелевших дневниках,      не умаляй ни радостей, ни горя-      ведь ложь –она, как гвозди в сапогах.      Владимир  ЖуковВедущий: А затем был нелегкий путь мощного победоносного наступления. Воины Красной Армии храбро, не щадя своей жизни, сражались с ненавистным врагом, приближая долгожданный победный час. Эта война принесла горе в каждый дом. (слайд4)Чтец:       Шла к отцу и слез не отирала:      трудно было руку приподнять,      Ледяная корка застывала      на лице отёкшем у меня.      Тяжело идти среди сугробов:       спотыкаешься, едва бредёшь.      Встретишь гроб- не разминуться с гробом,      Стиснешь зубы и перешагнешь.      Друг мой, друг, и я, как ты, встречала      Сотни их, ползущих по снегам.            Я, как ты, через гробы шагала…      Память вечная таким шагам.      Память вечная, немая слава,      Лёгкий, лёгкий, озарённый путь…      Тот, кто мог тогда перешагнуть      Через гроб - на жизнь имеет право…      Ольга Берггольц      (слайд 5)Ведущий: Мы собрались в этом зале, чтобы расширить свой кругозор по истории Великой Отечественной войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем. А участниками игры будут все присутствующие. И я прошу игроков занять места за столом.      Внимание! Каждый  участник играет самостоятельно. Итак, мы начинаем. (слайд6)
Вопросы викторины
Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 г.)
Какие страны были оккупированы фашистской Германией до вторжения в СССР в 1941 г.? (Австрия, Югославия, Польша, Дания, Норвегия, Голландия, Бельгия, Люксембург, Франция, Греция, Чехословакия).Первые несколько лет после победы в Великой Отечественной войне 9 мая был нерабочим днем. А с 1948 г., хотя праздник и продолжал широко отмечаться, он снова стал рабочим. С какого года День Победы опять является выходным днем? (1965г.)
Кто возглавлял Государственный Комитет Обороны СССР в годы Великой Отечественной войны? (И.В.Сталин)
Какая битва привела к коренному перелому в войне и подорвала военную мощь Германии? (Сталинградская)
О каком грандиозном танковом сражении писал американский журналист и историк Г. Солсбери: «...Поражение немцев было столь страшным, что они больше не могли вернуть стратегической инициативы на Восточном фронте… Результаты были уничтожающие. Немцы покатились назад с огромными потерями. Через несколько дней стало ясно, что им был нанесен удар такой страшной силы, что они уже никогда не смогут полностью прийти в себя …» (Танковое сражение под Прохоровкой в ходе курской битвы)
Какой город СССР в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск? (Ленинград, ныне Санкт-Петербург)
Что такое «Голубая линия»? (Голубая линия» - система немецких укреплений на Таманском полуострове)
5 августа 1943 года Москва салютовала 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий. Это был первый салют Великой Отечественной войны, рождение традиции, имеющей продолжение до наших дней. В честь освобождения, какого города (городов) был дан первый салют? (Орла и Белгорода)
Назовите «звериные» имена немецких танков Т-V и ТVI, применяющихся с 1943 г. во Второй мировой войне («Пантера» и «Тигр» соответственно)
Этот станковый пулемет изобрел еще в 1883 г. американский инженер, однако это оружие пригодилось и во время Великой Отечественной войны. Заправленный лентой на 250 патронов пулемет прицельно бил на 2,5 км, делая в минуту до 300 выстрелов (Станковый пулемет «Максим»)
В годы Великой Отечественной войны лучшей считалась подводная лодка серии «К». Воины её называли тем же именем, каким называли и реактивные минометы («Катюша»)
Что означала команда «Воздух!» во времена Великой Отечественной войны? (Тревога, появился вражеский самолет)
«Самолет-солдат», «летающий танк» - так с гордостью называли воины штурмовик конструктора С.В. Илюшина. Что за самолет? (Ил-2)
Фашисты боялись наших Илов, как огня, и называли их Schawrz Tod. Как это переводится? («Черная смерть»)
Самым могучим танком времен Второй мировой войны считается этот тяжелый танк, насквозь пробивавший броню фашистской «пантеры». (Ис-2)
Когда в 1941 г. враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?». Откуда эти слова, кто их автор? (Из стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтов)
При ночном наступлении, на какой немецкий город советские войска применили 140 прожекторов, которыми ослепили войска противника? (На Берлин)
Какие города-герои СССР вы знаете, и чем они отличаются от других городов? (Звание город-герой – высшая степень отличия в СССР. Присвоено 12 городам после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Ленинград, (ныне Санкт-Петербург), Одесса, Севастополь, Сталинград (ныне Волгоград), Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепость-герой)Акт о безоговорочной капитуляции Германия подписала 8 мая 1945 г. Когда над зданием Рейхстага в Берлине советскими воинами Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария был вооружен флаг (знамя Победы)? (1 мая 1945 г. Это был штурмовой флаг 150 ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии)
Этот военный орден СССР был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР 20 мая 1942 г. Им награждались рядовые солдаты и офицеры армии, военно-морского флота и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество. Всего с момента учреждения таким орденом наградили более 9 млн военнослужащих. О какой награде идет речь? (Орден Отечественной войны)
Орденом Отечественной войны награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А летчики получали орден автоматически: стоило только дважды сделать именно это. Что? (Сбить вражеский самолет)
Какое название получил парад, прошедший на Красной Площади 24 июня 1945 г.? (Парад Победы)
В каком году во время парада впервые в истории современной России на Красной Площади была использована тяжелая военная техника?
(В 2008г.)
Когда на Красной Площади Москвы проходил парад, который начался не в 10, а в 9 часов утра и продолжался всего лишь около получаса?
(7ноября 1941г. Его участники прямо с этого парада шли в бой защищать Москву)В каком году стартовала акция «Георгиевская ленточка», и в чем она заключается? («Георгиевская ленточка» - общественная акция по раздаче символических ленточек, посвященная празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Как отмечают организаторы, главной целью акции «стало стремление во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить». Проходит акция с 2005г.)Ведущий. Жюри подводит итоги, выявляет победителя, проводит награждение.
Использованная литература:
Яровая Л.Н. и др. Внеклассные мероприятия. М.ВАКО,2005
Журнал «Воспитание школьников». Народное образование. №15, 2010г.
Интернет - материалы.
Мастер п/о: А.Н.Васильева