Внеклассное мероприятие» Весёлый грамотей»


Внеклассное мероприятие по русскому языку «Весёлый грамотей»
Цели и задачи: способствовать организации и проведению разнообразных видов внеурочной деятельности, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, умение выражать себя в разных видах творческой деятельности, способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса, наблюдательности, любознательности, привлечь внимание учащихся к изучению русского языка.
(На доске : Ученье – свет, а не ученье – тьма.)Вед.: На заумную затею
Приглашаем грамотеевНу-ка, милый грамотей,
Посиди да попотей.
Добрый день дорогие ребята1 Сегодня мы проведём викторину «Весёлы грамотей» (Слайд 1). Кого мы с вами можем назвать грамотеями? Для этого мы разделимся на 2 команды.
(Команды занимают свои места.)
Команды готовы, осталось представить наше независимое жюри: ……
Задание вне конкурса – придумать название команды.
Конкурс 1. «Не зевай – отвечай!» - каждой команде задаются вопросы, они должны быстро на них ответить.
Назовите от «А» до «Я» по порядку все 33 буквы русского алфавита. Какой вопрос спрятался внутри? ( Где ёж?).
В названии, какого месяца есть и первая, и последняя буква русского алфавита? ( Январь.)
Какая нота спряталась в названии одного из месяцев года? (Апрель – ре.)
Какая буква встречается чаще всего в названиях месяцев? ( Мягкий знак – Ь.)
Какой из 12 месяцев одновременно первый и последний? (Декабрь.)
Название, какого дерева спряталось в одном из месяцев? (Апрель – ель.)
В названии, какого месяца меньше всего букв? (Май.)
В названии, какого месяца больше всего букв? (Сентябрь.)
Какая буква присутствует в названии каждого из первых 5 месяцев года? (А.)
Название, какого месяца представляет собой мужское имя? (Август.)
Конкурс 2. «Собери слова» - ваша задача соединить слова левого столбика со словами правого так, чтобы получились новые слова.
СЕНО ОВОД
СТОЛ ЕЖИ
ЗАЛ ОДА
ГАЗ ВАЛ
ГРИБ ОЧКИ
ХОР ОН
БОР ЯР
Конкурс 3. « Грамматические выражения» - из букв каждой пары слов составить название животных; грибов.
ЛИК+РОК= ……(КРОЛИК)
ПОЛЕ+ДАР=……(ЛЕОПАРД)
ШАЛЬ+ДО=…..(ЛОШАДЬ)
ЛОВ+БУЙ=…..(БУЙВОЛ)
ДИВО+ПОНИ+СОК=…..(ПОДОСИНОВИК)
ВОЗ+БЕДРО+ПИКЕ=….. (ПОДБЕРЁЗОВИК)
ХОР+УМ+ОМ=…..(МУХОМОР)
ЛЕН+АС+КОМ=…….. (МАСЛЁНОК)
Конкурс 4. «Хитрые загадки» - я загадываю вам загадки, вы отгадываете, но объясняете у доски.
Хоть малым-мало кастрюля,
Но сидит в ней наша Юля!
Помещается в ней просто,
А ведь Юлька с папу ростом.
Дайте мне скорей ответ:
Быть так может или нет? (Может: кастр – Юля.)
Что же это? Как же это?
Размяукалась….. котлета.
Есть теперь её, боюсь,
Прежде в этом разберусь.
Кто из вас подскажет, дети,
Кто там спрятался в котлете? ( Кот –лета.)
Бусы женщин украшают,
Все об этом твёрдо знают.
Чтоб мужчинам их носить,
Нужно что-то отцепить.
Что? Скорее говори!
Я считаю: раз, два, три… (Нужно отцепить букву Б: бусы – усы.)
Что добавить нужно к шине,
Чтоб помчаться на машине? ( Слог МА – машина.)
Нам за партой не сидится,
Начинаем все крутиться.
Только мы не виноваты:
Нам за партой жарковато.
Бок горит, и жжёт плечо –
Очень, очень горячо!
Что ж такое в парте нашей,
Что мы варимся, как каша? (В парте – Пар.)
Раз ступенька, два ступенька –
Дважды уж споткнулась Женька.
Выше стала подниматься-
Снова стала спотыкаться!
Что же в лестничной ступеньке
Так идти мешает Женьке? (Пень в середине слова ступенька.)
В сад поутру буква «Т» прилетела:
Выпить нектара она захотела.
Вот на пион буква «Т» опустилась,
Прямо в серёдке она разместилась.
Стал на глазах вдруг цветок удивляться,
Злобно шипеть да ещё извиваться.
В бегство живое всё вмиг обратилось,
Кто мне подскажет,
Так что же случилось? (Пион превратился в питона: пион – питон.)
Что добавить можно в сок,
Чтобы сыпаться он мог? (Слог ПЕ: сок - песок.)
Общая «Про Женю» - ( Слайд 2.) Прочтите предложение: « ЖЕНЯ В ВОДЕ В ОЧКАХ». Скажите , Женя это девочка или мальчик? ( ЖЕНЯ - ДЕВОЧКА – ЖЕНЯввоДЕВОЧКА.)
Конкурс 5. « Многозначные слова» - какие слова мы называем многозначными.
Один в огороде на грядке растёт,
Другой же по цели стрелой попадёт. (Лук.)
Первый площадку за час укатал,
Каждую кочку на ней разровнял.
Дружно в футбол мы гоняли на ней,
Не было в мире счастливей детей.
Ну а зимою площадку залили
И во второй нам её превратили.
Дружно в хоккей мы гоняли на нём.
В дом загоняли нас только ремнём. (Каток.)
Первый, петляя, бежит по опушке,
Ну а второй – по стене, по подушке,
Третий в трамвае с портфелем сидит
И без билета от страха дрожит. ( Заяц.)
Первая в норке иль щёлке живёт.
Кот её выхода радостно ждёт,
Дружит вторая с компьютером нашим.
Держат в руке её Кати и Маши.
Ну а под третью, коль что-то болит,
Градусник ставит всегда Айболит. ( Мышка.)
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье нам всем улучшают.
Летом от солнца глаза защищают. ( Очки.)
Первый – нос у поросёнка,
Что визжит так очень тонко.
В кошельке лежит второй,
Побеги скорей - открой!
Третий в сказке обитает.
Винни – Пуху помогает. (Пятачок.)
В первой, во рту, наши зубы растут,
А по второй – пароходы плывут. ( Десна.)
Первая – такой многоугольник,
Знать который должен каждый школьник.
На второй гимнасты выступают,
Их она под купол поднимает. (Трапеция.)
Конкурс 6. « Анаграммы» - образуйте новые слова. Переставляя буквы местами, количество букв не меняется.
Ложа - … (жало), коршун - …. (шнурок), шарф - ... ( фарш) , сосна - … (насос), рост - …( сорт, торс), сел - … (лес), ракета- .. (карета), камыш - … (мышка).
Конкурс 7. Рассказ – загадка. «Белый хлеб»
- Хоть хлебушка поешь, нагуляешься ещё.- сказала мама и протянула Юре кусочек белого хлеба. – И смотри: испачкаешься – домой не приходи!
- Ладно, - пробурчал Юра. Незаметно пряча хлеб себе в карман. И выбежал на улицу.
Он бегал. Прыгал. Лазил. Ползал. Скакал и летал. И про хлеб забыл, и про мамин наказ. А когда на себя посмотрел – поздно было. Очень поздно.
- Ребята, помогите,- взмолился Юра.
Приятели хорошо знали вех мам на свете, а Юрину маму особенно. Они дружно принялись за дело: выжимали, отряхивали, оттирали, чистили, скоблили и сдували.
- Порядок,- наконец сказали они.
Юра нажал кнопку звонка и замер не дыша.
Мама придирчиво осмотрела сына:
-Ну что ж, терпимо.
- Ой, а хлеб-то я не съел! – некстати вспомнил Юра.
Он полез в карман , вытащил кусок чёрного хлеба и собрался запихнуть его в рот.
- А вот этого делать не надо, - нахмурилась мама и перехватила Юрину руку. – Вижу. В грязи ты всё-таки побывал. Иди под душ, гулёна!
Юра ошеломлённо заморгал. Как же мама обо всём догадалась?