Мультимедийный итоговый урок – игра по русскому языку для 5 класса «ГРАМОТЕЙ».

Конспект разработан
учителем русского языка и литературы
Зверевой Еленой Александровной

Тема урока. Мультимедийный итоговый урок – игра по русскому языку для 5 класса «ГРАМОТЕЙ».
Тип урока. Обобщение пройденного
Цели урока.
Обобщить изученный материал по русскому языку в 5 классе;
развивать мыслительную деятельность учащихся, умения
анализировать, сопоставлять, обобщать;
пробудить интерес к предмету, воспитывать правильную самооценку
организованность, выдержку, умение соблюдать правила игры.
Форма проведения: игра.
Домашняя заготовка: 1) подготовить приветствие команды;
2) подготовить номер художественной самодеятельности

Оборудование. Презентация (приложение № 1)
Раздаточные карточки.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Листы бумаги.
Ручки.
Бланки для жюри (приложение № 2)



Слайд № 1

Уважаемое жюри! Уважаемые участники! Уважаемые гости и болельщики!
Мы рады приветствовать вас на нашем уроке-игре «Грамотей». Этот урок является заключительным уроком по русскому языку в 5 классе и наши участники должны блеснуть своими знаниями, проявить находчивость, смекалку и сплочённость.


Лето на носу у вас,
Уж промчался пятый класс.
На год стали вы взрослее
И в грамматике сильнее.

Целый год игру вы ждали,
Правила всё изучали.
И сегодня в сей же час
«Смотр мозгов» будет у вас.

Бэшки – умные ребята,
Интеллект – не занимать!
И сейчас всем покажите,
Как надо русский изучать!



Разрешите представить вам наше авторитетное жюри


Сумароков так сказал:
«Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь».
- Как вы понимаете эти слова?
- А какие ещё высказывания о русском языке вы знаете?



Слайд № 2

1. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.

Каждая команда приветствует команду-соперницу
(домашнее задание)




Слайд № 3

2. ФОНЕТИКА

Итак, мы с вами на страничке фонетики. А кто мне подскажет, что же изучает фо-не-ти-ка?




Задание 1 (на карточках)

Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?

Как существительные состав, удар, трон превратить в глаголы?





Слайд № 4

Задание 2.

Сколько общих звуков в словах свой и овсяный?



Слайд № 5

Задание 3.

Исчезают, ошибка, даже, кажется, боязно

В каких словах звуков больше, чем букв?

В каком слове проявляется фонетический процесс оглушения согласного звука?





Слайд № 6

Задание 4.
В стихотворении В.В.Маяковского «Приказ по армии искусства» читаем:
Есть ещё хорошие буквы:
Эр,
Ша,
Ща.

Какие буквы названы в стихотворении неправильно?



Задание № 5

В каком местоимении два звука, но одна буква?




Слайд № 7

3. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

А мы с вами переходим на страничку морфемики и словообразования.
Что же изучают эти разделы науки о языке?




Задание для разминочки.

В результате сложения каких частей речи получилось имя доктора Айболита.
Названия каких отметок образовано не тем способом, что остальные:
кол, двойка, тройка,
четвёрка, пятёрка.





Слайд № 8

А теперь следующее задание.

Вот список приставок: у -, с-, от-, до-, пере-, на-, за-, в-, раз-, по-, про-. Сколько из них в сочетании с основой дел дают осмысленное слово?



Слайд № 9

Вспомните, какие способы словообразования вы изучали на уроках русского языка?


Слайд № 10

И вот перед вами картинка . Ответьте на вопрос: «Какой способ словообразования представлен на рисунке?».

Свои доказательства представьте в виде рассуждения
(время на подготовку - 5 мин).



Слайд № 11


А вот это задание опять заставит вас пошевелить мозгами.

Даны латинские слова и их переводы на русский язык:
Amo – я люблю
Amat – он любит
Invitor – меня приглашают
Invitaris - тебя приглашают
Rogas - ты просишь
Rogatur – его просят
Переведите на русский: amaris , rogo , invitat



.


Слайд № 12

4. КОНКУРС КАПИТАНОВ

А сейчас в бой вступают капитаны.
Составьте предложения, слова в которых будут начинаться с одной и той же буквы, с буквы О.

Например : Катя Константинова купила книги Катаева, Каверина, Куприна.
Прасковья Петровна Панова позавчера пригласила Порфирия Павловича, педагога по призванию, поужинать пышными пахучими пирогами.

А пока капитаны сражаются со словами , болельщики также не останутся без дела. Мы поиграем с вами в «Цепочку слов» ( Грамотей – йод – доктор – р)



Слайд №13

5. МОРФОЛОГИЯ

Мы с вами открыли очередную страничку – это страничка морфологии. А кто живет на этой страничке?



Слайд № 14

Вот пять несклоняемых существительных : кофе, шимпанзе, кашне, какаду, пальто. Какое из них можно употребить в словосочетании с прилагательным ЧЁРНЫЙ?




Какое небесное тело имеет два названия:
одно – мужского рода, другое – женского?

Ответ содержится в стихах А.С.Пушкина:
Татьяна на широкий двор
В отрытом платьице выходит,
На месяц зеркальце наводит,
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна


В каком числе и падеже в слове СЕРДЦЕ мы произносим звук [д]





Загадка-шутка:

Как правильно сказать:
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей
или - у рыб нет зуб?





Почему тройка, четверка, пятёрка, сотня относятся к существительным,
а три, четыре, пять, сто – к числительным, ведь числовое значение у них одинаково?


Слайд № 15

6. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.




Слайд № 16

7 . ЛЕКСИКА

Мы с вами добрались и до странички, где господствует лексика. Лек-си-ка. А что это такое?




Послушайте задание, на которое нам предстоит найти ответ.

С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить бельё, а потом сходить в баню. Но, записывая предстоящие дела, он кое-что перепутал. Какое слово Матроскин выбрал неправильно?
Уборка
Стирка
Готовка
Помойка
Глажка





Воробей летает, но не мычит. Корова, наоборот, мычит, но не летает. А для кого характерны все три следующих действия: рычит, охраняет, кусается?



Слайд № 17

Закончи:

Рука руку (моет)
Семь бед, один (ответ)
Палец в рот (не клади)
А сена-то с гулькин (нос)
Промёрз до (мозга костей)
Сделать из мухи (слона)
Делить шкуру неубитого (медведя)




Слайд № 18

В русском языке некоторые имена и понятия неразрывно связаны: скажешь Трифон – тут же вспоминаешь Тришкин кафтан.

Вот четыре имени: Кузьма, Сидор, Макар, Демьян. Какое из пяти перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них?

Мать Коза Уха Сын Телята



Слайд № 19

Какие из перечисленных названий обуви русские по происхождению: босоножки, сандалии, бутсы, ботинки, валенки, ботфорты?




Слайд № 20




Слайд № 21

8. БУРИМЕ

Буриме - стихотворение( обычно шуточного характера) , написанное на заданные заранее рифмы, иногда необычные, неожиданные, которые нельзя ни изменять, ни переставлять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.


тише лёд бежит
трава споёт стонет
колышет ото сна горит
слова весна тонет


Тихо. Но может быть тише.
Слышно, как всходит трава.
Ночь тишину чуть колышет,
Сладкие шепчет слова.

Я знаю точно: растает лёд,
В пыли полночной иволга споёт.
И рыжей девчонкой, тёплой от сна,
В озябший мир придёт весна.

Русский парень от пуль не бежит,
Русский парень от боли не стонет,
Русский парень в огне не горит,
Русский парень в воде не тонет.




Слайд № 22


Слайд № 23



9.ОРФОГРАФИЯ

А мы переходим к следующему разделу – орфографии. А что изучает орфография?

Запишите предложение «В сетке лежало около 1,5 кг яблок».





Слайд № 24




А вот и еще задание.

Перед вами список словосочетаний :

попробовать (на) ощупь
прикинуть (на ) глаз
поднять (на) смех
знать (на) зубок
пробовать ( на) вкус

В каких из них «на» пишется раздельно?




Слайд №25

Где надо вставить вместо многоточия букву И ?

Лекцй
Бледнолицй
Панц.рь
Црюльник
Цлковый
Лицист
Цкнуть



Слайд № 26

Вставьте пропущенные буквы, прочитайте это предложение так, чтобы мы смогли представить себе картину, описанную данным предложением.

Сленые брызги громных волн, разбивающихся о прбрежные скалы, лтели длеко на сушу, и дом ,срубленный из толстых брёвн, вздрагивал н..прстанно.




Слайд №27

10. МЫ И НАШИ ТАЛАНТЫ.

Сценка, песня, стихотворение и т. п.




11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА-ИГРЫ, СЛОВО ЖЮРИ .













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



15