РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ »


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧ РЕЖДЕНИЕ БОЛЬШЕБОЛДИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Утверждаю :
Заведующий МБДОУ д/с «Солнышко»
____________________ Маркелова Л.Н.
«5»_сентября 2014 г.
Принято на заседании педагогического совета «5»_сентября 2014 г. Протокол №_1_

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ »
Рассчитана на воспитанников 6- го и 7 го года жизни .
Учитель - логопед первой квалификационной категории
Мазанова Елена Николаевна
Б.Болдино 2014г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ PAGEREF _Toc398750952 \h 3Пояснительная записка . PAGEREF _Toc398750953 \h 41.Характеристика дошкольников с речевыми нарушениями. PAGEREF _Toc398750954 \h 81.1.Характеристика речи детей с фонетико -фонематическим недоразвитием PAGEREF _Toc398750955 \h 81.2. Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием PAGEREF _Toc398750956 \h 81.3.Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи III уровня PAGEREF _Toc398750957 \h 82.1.Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению PAGEREF _Toc398750958 \h 9ФНР и ФФНР, ОНР-III ур.р. у детей 6-го года жизни. PAGEREF _Toc398750959 \h 92.2.Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению PAGEREF _Toc398750960 \h 13ФН, ФФН, ОНР-III ур.р. у детей 7-го года жизни. PAGEREF _Toc398750961 \h 133. Мониторинг . PAGEREF _Toc398750962 \h 214. Работа с родителями PAGEREF _Toc398750963 \h 23ПРИЛОЖЕНИЯ PAGEREF _Toc398750964 \h 24Приложение №1 PAGEREF _Toc398750965 \h 24План работы с родителями учителя-логопеда Мазановой Елены Николаевны на 2014-2015 учебный год PAGEREF _Toc398750966 \h 24Приложение №2 PAGEREF _Toc398750967 \h 26ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ PAGEREF _Toc398750968 \h 26Приложение №3 PAGEREF _Toc398750969 \h 28РЕЧЕВАЯ КАРТА. PAGEREF _Toc398750970 \h 28Приложение № 4 PAGEREF _Toc398750971 \h 38Список детей, зачисленных на логопедический пункт МБДОУ Большеболдинский д/с «Солнышко» PAGEREF _Toc398750972 \h 38Приложение № 6 PAGEREF _Toc398750973 \h 39Журнал движения воспитанников на логопедическом пункте. PAGEREF _Toc398750974 \h 39Приложение № 7 PAGEREF _Toc398750975 \h 39Список рекомендуемого оборудования и мебели PAGEREF _Toc398750976 \h 39логопедического кабинета PAGEREF _Toc398750977 \h 39Литература PAGEREF _Toc398750978 \h 40
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫНаименование Программы
Рабочая программа «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ »
Основание для разработки Программы
- Закон «Об образовании в РФ»
- Основная общеобразовательная программа МБДОУ д/ «Солнышко» на 2014- 2015 у.г.
Заказчики Программы
Педагогический совет, родители.
Основные разработчики Программы
Учитель-логопед Мазанова Е.Н.
Сроки реализации Программы
2014-2015 учебный год
Цель Программы
Полноценная речевая подготовка к школе детей сречевыми нарушениями
Задачи Программы - Устранение фонетико-фонематичекой недостаточности.
- Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи.
- Развитие связной речи.
- Формирование навыков звукового анализа, а затем и послогового чтения.
- Предупреждение нарушения письма и чтения.
- Выработка у детей навыка продуктивной учебной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате коррекционного речевого обучения дошкольник: - проявляет инициативу в общении;
- пользуется фонетически, грамматически, лексически правильной речью;
- владеет всеми средствами звукового анализа слов, определять качественные основные характеристики звуков в слове;
- правильно воспроизводит слова сложной слоговой структуры;
- образовывает слова разными способами; - использует активный словарь в полном объёме;
- составляет развёрнутые рассказы; - читает по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- слушает и принимает многоступенчатую инструкцию.
Пояснительная записка . Формирование звуковой стороны речи рассматривается , как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи . Данная программа представляет коррекционно -развивающую систему , обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка , интенсивное развитие фонематического восприятия , лексико -грамматических категорий языка , развитие связной речи , что обуславливает формирование коммуникативных способностей , речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией , как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе , а так же его социализации .
В основе создания этой программы был использован опыт работы на дошкольном лого- пункте , подкреплённый современными коррекционно -развивающими программами Министерства образования РФ , научно - методическими рекомендациями , инструктивными письмами , представленными в библиографии . В частности , «Программа обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием » Т.Б. Филичевой , Г.В.Чиркиной . Предлагаемая программа позволяет осуществлять логопедическую помощь детям старшего и подготовительного возраста . Это дает возможность ранней диагностики речевого дефекта , коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе , учитывая единство требований , подходов и методов обучения и воспитания дошкольников . Логопедический пункт при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия , разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе . Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа , результативна и малозатратна . Согласно нормативам « Санитарно -эпидемиологические требования к устройству , содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений », СанПиНа 2.4.1.3049-13, утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26, учтены требования к организации режима дня и учебных занятий . Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы , допустимые СанПиНами :продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут , с детьми 7-го года жизни 30 минут .
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка , развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза , автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях .
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи :
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений ;
- преодоление недостатков в речевом развитии ;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового
восприятия ;
- развитие фонематического восприятия ;
- развитие анализа и синтеза звукового состава речи ;
- овладение элементами грамоты , подготовка к обучению грамоте ;
- расширение и активизация словаря;
- воспитание связной , грамматически правильно оформленной речи .
- формирование навыков учебной деятельности ;
- осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников , сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники .Направления коррекционно -развивающей работы :
- формирование полноценных произносительных навыков ; - развитие фонематического восприятия , фонематических представлений , доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза ;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении ;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования , к эмоционально -оценочному значению слов ;
- воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение ; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи ;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом , с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем ; -
формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты . Работа строится по следующей схеме :
- 1-е две недели сентября – обследование детей ДОУ с 3 до 7 лет ,
-третья неделя сентября –заполнение речевых карт , оформление документации . Планирование занятий с детьми , имеющими речевые нарушения
разделено на 3 периода обучения :
I период – последняя неделя сентября - октябрь – ноябрь 9 недель , 18 занятий – 2 занятия в неделю , 7 час . 30 мин . II период – декабрь – февраль 11 недель , 22 занятия – 2 занятия в неделю , 9 час . III период – март – май 10 недель , 20 занятий – 2 занятия в неделю , 8 час . Звукопроизношение + связная речь . Всего 60 занятий в год - 24 час .30 мин .
С 15 мая – повторение пройденного материала .
Порядок изучения звуков , последовательность лексических тем , количество занятий может меняться по усмотрению логопеда , согласно перспективному планированию . Форма организации обучения – подгрупповая , в микрогруппах и индивидуальная .
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы , имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения , от 2 до 5 человек , периодичность занятий – 2 раза в неделю , 30 минут для детей подготовительного возраста , 25 минут для детей старшего возраста . Занятия с детьми проводятся в дневное время . Продолжительность занятий с детьми : ФНР - 6 месяцев, ФФНР – 1 год, ОНР III -2 года.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы . На этих занятиях дети должны научиться адекватно , оценивать качество речевых высказываний сверстников . Состав подгрупп является открытой системой , меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения .
Индивидуальные занятия .
Продолжительность занятий с детьми : ФНР – от 3 до 6 месяцев, ФНР ( дизартрия) – 1 год, ОНРIII - 2 года.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения , возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей . Продолжительность индивидуальных занятий 10 минут детей с ФНР, ФФНР – 2 раза в неделю, ОНР - 3 раза в неделю . Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений , направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи , характерных для дислалии , дизартрии и др . На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком , активизировать контроль над качеством звучащей речи , корригировать речевой дефект , сгладить невротические реакции . На данных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях : изолированно , в прямом и обратном слоге , словах несложной слоговой структуры . Таким образом , ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий .
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи . Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка .
В методической литературе отсутствуют специальные программы для работы на лого- пункте в ДОУ . Данные причины обусловливают необходимость составления модифицированной программы , более приспособленной к условиям работы логопункта в ДОУ.
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте . С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка , разовьётся фонематическое восприятие , навыки звуко -слогового анализа и синтеза , автоматизируются слухо- произносительные умения и навыки , сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков . Таким образом , дети будут подготовлены к успешному обучению в школе , в чём и заключается главная цель данной программы .

Учебно – тематическое планирование
Указывается примерное количество занятий для разных возрастов , т.к. ежегодно количество детей и образованных подгрупп варьируется .
Название ФНР,ФФНР, ОНР ФНР,ФФНР,ОНР
Всего занятий в год Подгруп-
повые занятия Индиви-
дуальные занятия Всего занятий в год Подгруп-
повые занятия Индиви-
дуальные занятия
120 60 60 120 60 60
Формиро-
ваниезвукопроиз-
ношения 110 60 50 95 60 35
Обучение
связной
речи 16 16 15 15 Подготовка
к обучению
грамоте
15 15 18 18 Количество
часов 35ч.30м. 24ч.30м. 11ч. 41ч.35м. 30ч. 11ч.35м.

Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона или музыкального центра , также возможность педагога использовать технические средства обучения ( ПК ).
Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме , используются дидактические игры : «Ромашки », «Телевизор », «Веселый поезд », «Пирамида », « Чудо -дерево », « Логопедическое домино », «Лото », « Новоселье », « Отгадай слово », « Прочитай по первым звукам », « Рифмочки -нерифмушки », «Звонкий -глухой », « Делим слова на слоги » и прочие»

Содержание программы :
1. Характеристика дошкольников с речевыми нарушениями.
2. Организованная образовательная деятельность .
3. Учебно -тематический план .
4. Национально -региональный компонент
5. Мониторинг .
6. Работа с родителями .
7. Список литературы
8. Методическое обеспечение .

1.Характеристика дошкольников с речевыми нарушениями.1.1.Характеристика речи детей с фонетико -фонематическим недоразвитием
Фонетико -фонематическое недоразвитие речи ( ФФНР ) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем . В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков , отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками . Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу . Следует подчеркнуть , что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи . Незавершённость формирования звуко - слоговой структуры , смешение звуков , низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того , что процесс фонемообразования у детей не завершен . Коррекционно -воспитательная работа с ФФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей . Таким образом , логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания , памяти , умения управлять собой и другими психическими процессами .
1.2. Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием Фонетическое недоразвитие речи – это частичное нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дети с фонетическим недоразвитием речи – это дети с нормальным слухом и интеллектом. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой её стороны. Характерным для этих детей является нарушенное произношение звуков, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Количество нарушенных звуков может быть разным: от одного звука до нескольких из разных фонетических групп. Цель работы. Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста.
1.3.Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи III уровняОбщее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте.
Испытывают затруднения и в использовании сложных предложений. Структура сложносочиненных предложений упрощена, часто пропускаются члены предложения; редко используются разделительные и противительные союзы. Не всегда правильно строятся сложноподчиненные предложения. Детьми не усвоены подчинительные союзы, поэтому в их речи отсутствуют условные, уступительные, определительные придаточные предложения.
 Словарный запас детей значительно отстает от возрастной нормы. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов.
Наиболее характерные ошибки у детей – смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте обусловленной различной этиологией нарушения , важно в результате обследования дифференцированно оценить сте пень отставания в усвоении учебного материала , также следует учитывать программные требования данного возраста .
2.1.Содержание логопедической работы на логопункте по преодолениюФНР и ФФНР, ОНР-III ур.р. у детей 6-го года жизни.Период Звуковая сторона речи Развитие речи HYPERLINK "http://www.prosv.ru/ebooks/Chirkina_Korrekcia-narushenii-rechi/1.html" \l "s2#s2" 2
Основное содержание работы Произношение HYPERLINK "http://www.prosv.ru/ebooks/Chirkina_Korrekcia-narushenii-rechi/1.html" \l "s3#s3" 3 Фонематическое восприятие I
Сентябрь, октябрь, первая половина ноября Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’],
[ф] — [ф’], [д] — [д’],
[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:• изолированно;
• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
• в словах;
• в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
Автоматизация поставленных звуков;
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.
Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.
Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.
Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук. Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.
Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.
Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.
II
Вторая половина ноября — первая половина февраля Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].
Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];
• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
а также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах. Определение наличия звука в слове.
Распределение предметных картинок, названия которых включают:
• дифференцируемые звуки;
• определенный заданный звук.
На этом же материале:
• определение места звука в слове;
• выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;
• осуществление анализа и синтеза прямого слога;
• выделение согласного звука в начале слова;
• выделение гласного звука в конце слова.
Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий».
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):
• по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]);
• по глухости — звонкости:
[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах;
• составление предложений с определенным словом;
• анализ двусловного предложения;
• анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. Закрепление в самостоятельной речи навыка:
• согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
• согласования порядковых числительных с существительными.
Закрепление умения:
• подбирать однокоренные слова;
• образовывать сложные слова;
• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.
III
Вторая половина февраля — май Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
• в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Составление схемы слова с выделением ударного слога.
Выбор слова к соответствующей графической схеме.
Выбор графической схемы к соответствующему слову.
Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).
Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.
Составление слов из заданной последовательности звуков. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;
в коллективных формах общения детей между собой.
Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.
Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Совершенствование дикции.
Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.
Планируемые результаты логопедической работы:
правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
2.2.Содержание логопедической работы на логопункте по преодолениюФН, ФФН, ОНР-III ур.р. у детей 7-го года жизни.Период Произношение Развитие речи Формирование элементарных навыков письма и чтения
I
Сентябрь, октябрь Индивидуальные и подгрупповые занятия
1. Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. В соответствии с индивидуальными планами занятий.
2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
3. Формирование грамматически правильной речи.
4. Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо в случае индивидуальных затруднений.
Фронтальные занятия
1. Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], [м’], [л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с].
2. Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных — [п], [т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]
в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания.
3. Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] — [х], [л’] — [j], [ы] — [и].
4. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных)
в связи с закреплением правильного произношения звуков.
Усвоение доступных ритмических моделей слов: тá—та, та—тá, тá—та—та, та—тá—та.
Определение ритмических моделей слов: вата—тáта, вода—татá и т. п.
Соотнесение слова с заданной ритмической моделью. 1. Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.).
Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли ... собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поет Валя, поют ... дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой ... стакан, моя ... сумка).
2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает...); способом присоединения суффиксов (мех — меховой — меховая, лимон — лимонный — лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико). 3. Предложение, связная речь.
Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов:
кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким (одним словом) и полным ответом на вопросы.
Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.
Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.
Заучивание текстов наизусть. 1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа).
Анализ и синтез обратных слогов, например «am», «ит»; выделение последнего согласного из слов («мак», «кот»). Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: «ком», «кнут». Выделение первого согласного в слове.
Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов: «суп», «кит» (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме).
2. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: «am», «ит».
Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: «та», «му», «ми», «си» с ориентировкой на гласную букву.
Преобразовывание слогов и их письмо.
Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: «сом», «кит».
Постепенное усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук». II
Ноябрь, декабрь, январь, февраль Индивидуальные и подгрупповые занятия
1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий.
2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, космонавт и др.).
3. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей.
Фронтальные занятия
1. Закрепление правильного произношения звуков: [с] (продолжение), [с’], [з], [з’], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р’].
2. Различение звуков на слух: [с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] — [с] — [с’], [б] — [б’] — [п] — [п’], [д] — [д’],
[д] — [д’] — [т] — [т’] — [г] — [г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] — [д] — [д’], [ш] — [с] — [ж] — [щ], [л] — [л’] — [р] — [р’], [ж]  — [з] — [ш] (без проговаривания).
3. Дифференциация правильно произносимых звуков: [с] — [с’], [з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] — [р’], [л] — [л’].
4. Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков.
5. Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия
Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья...).
Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — яблок, платьев). Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались ... белкой. Дети кормили ... белку); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой ... мишка, большая ... кошка, большие ... кубики);к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой ... голубой платок; ая... голубая лента; ое ... голубое платье; ые ... голубые полотенца). Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В зале много... светлых ламп. Дети кормили морковкой... белого кролика. Дети давали корм... белым кроликам...). Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили... два платья... пять платьев, две рубашки... пять рубашек).
Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю — катал — буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит — выкрасил).
2. Словарная работа.
Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); способом присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые),за счет словосложения (трехколесный, первоклассник).
Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет ... стеклянной вазы. Я катался на ... трехколесном велосипеде. Грузовик подъехал к заводу).Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет...). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик).3. Предложения
Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения.
Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака...).Составление предложений из «живых слов» (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу).Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку...; серенькой белочке — Дети дали орешков серенькой белочке...). Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили ... (перед, за)домом; елочка росла ... (у, около, возле)дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.
4. Связная речь
Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа). Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. Развитие умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. 1. Звуковой анализ слов
Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов. Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие.
Качественная характеристика звуков.
Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).
Развитие умения находить в слове ударный гласный.
Развитие умения подбирать слова к данным схемам.
Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т. п.).
2. Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой) Последовательное усвоение букв б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и.
Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа). Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: «Таня», «Яма».
3. Письмо букв и слов. Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучение чтению предложений и текстов.
4. Звуки и буквы
Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный — согласный», «твердый — мягкий», «звонкий — глухой».
5. Слово
Звуко-слоговой анализ слов (например: «вагон», «бумага», «кошка», «плот», «краска», «красный» и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием). Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного.
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или добавления букв (мышка — мушка — мишка...; стол — столик и др.); добавление в слова пропущенных букв (ми-ка).
Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели. Усвоение буквенного состава слов (например: «ветка, «ели», «котенок», «елка»). Заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова (занимательная форма подачи материала в виде: кроссвордов, шарад, загадок), выполнение упражнений.
6. Предложение
Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3—4 слов после устного анализа и без предварительного анализа.
7. Чтение
Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализа) с правильным произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов. Чтение предложений. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (ежик сидит ... елкой).
Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов.
Соблюдение при чтении пауз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному.
Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи.
8. Правописание
Закрепление умения различать ударные и безударные гласные.
Привлечение внимания детей к проверке безударной гласной путем изменения слов (коза — козы).
Формирование умения проверять (в простейших случаях) звонкие и глухие согласные в конце слов за счет изменения слов (зуб — зубы, мороз — морозы) и с помощью родственных слов (дуб — дубок).
Привлечение внимания детей к некоторым словам, правописание которых не проверяется правилами. Простейшие случаи переноса слов.
Формирование умения выкладывать и писать слова с сочетаниями «ши», «жи».
Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов пишутся с заглавной буквы. Самостоятельное письмо отдельных слов и предложений доступной сложности после устного анализа.
III
Март, апрель, май, июнь Индивидуальные и подгрупповые занятия
Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Фронтальные занятия
1) Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков.
2) Различение на слух: [ч] — [т’] — [с’] — [щ], [ц] — [т’] — [с], [щ] — [ч] — [с’] — [ш].3) Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч] — [т’], [ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [ч], [щ] — [с’].
4) Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи
(учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.
5) Анализ слов сложного звуко-слогового состава. 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия
Закрепление полученных ранее навыков.
2. Словарная работа Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист).Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений.
Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...).
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале).
Привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки).
3. Предложения
Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами «из-под», «из-за»: кот вылез... (из-под) стола.
Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали).Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат).4. Связная речь Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения.
Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. 1. Звуки и буквы
Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ (24—31 неделя обучения). Закрепление и дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв е, ё и усвоение букв ю, я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков. Усвоение букв ь, ъ (разделительный ь и ъ знак) на основе отчетливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля-лья.
2. Слово
Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием.
Подбор слов по схемам и моделям.
Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов.
Усвоение буквенного состава слов различной сложности.
Дальнейшее усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, й.
Развитие умения выкладывать и писать слова с буквами ь (как знак мягкости), ю.
Умение выкладывать и писать слова с сочетанием «ча», «чу», «ща», «щу».
Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов.
3. Предложение
Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3—5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно. Выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует применения правил (У Маши болит зуб).
4. Чтение
Дальнейшее развитие навыков чтения.
Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами.
Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок. В летний период проводится работа по дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, различные упражнения в занимательной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков описывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного слитного чтения.
Планируемые результаты логопедической работы:
правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
чётко дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Учебно-тематическое планирование осуществляется согласно коррекционной программе Т.Б. Филичевой , Г.В.Чиркиной « Программа обучения и воспитания детей с фонетико -фонематическим недоразвитием ». Используется методика З.Е. Агранович , С.В. Коноваленко , .
3. Мониторинг .Диагностика речевого развития проводится три раза в год ( стартовая , промежуточная , итоговая ).

Мониторинг речевого развития детей , посещающих логопункт при МБДОУ Большеболдинский детский сад «Солнышко»
Стартовая диагностика Дата _______________ Подпись ________________
Промежуточная диагностика Дата _______________ Подпись ________________
Итоговая диагностика Дата _______________ Подпись ________________
№ Фамилие, имя
ребёнка Дата
рождения Речевое заключение Звукопр.
Фонем
воспр. Слог.
структ. Словарн.
запас Фразовая
речь Грамм.
строй
Фонем.
анализ
и синтез Связная
речь Уровень
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 Критерии оценок коррекционно -логопедической работы
№ Параметры Уровень
развития
функции Балл Характеристика
1 Звукопроизношение низкий
ниже среднего
средний
достаточный 1
2
3
4 Нарушено несколько групп звуков
Недостаточность произношения одной группы звуков , изолированное произношение всех групп , но при речевой нагрузке – общая смазанность речи
Звуки в речи присутствуют , но наблюдаются нарушения дифференциации звуков Звукопроизношение в норме
2 фонематическое
восприятие низкий
ниже среднего
средний
достаточный 1
2
3
4 Фонематические процессы не сформированы .
Не дифференцирует оппозиционные звуки какой -либо группы
С заданием справляется , но допускает несколько ошибок
Фонематические процессы в норме
3 Слоговая струкуранизкий
ниже среднего
средний
достаточный 1
2
3
4 Не воспроизводит .
Искажает звуко -слоговую структуру слова ( пропуски и перестановки звуков ). Замедленное послоговое воспроизведение . Правильно и точно воспроизводит в предъявленном тем- пе .
4 Словарный запас низкий
ниже среднего
средний
достаточный 1
2
3
4 Активный словарь ограничен бытовым уровнем
Владеет простыми обобщающими понятиями , в речи в основном использует существительные и глаголы
Использует все части речи ; использует простые предлоги , в употреблении сложных допускает ошибки ; пользуется антонимами ; при подборе синонимов испытывает за- труднения .
Активный словарь близок к возрастной норме
5 Фразовая речь низкий
ниже среднего
средний
достаточный 1
2
3
4 Пользуется отдельными словами . Фраза аграмматична .
Допускает незначительные ошибки .
Правильно строит фразу .
6 Грамматический строй низкий
ниже среднего
средний
достаточный 1
2
3
4 Речь резко аграмматична Допускает большое количество ошибок при словоизмене- нии и словообразовании Допускает незначительное количество ошибок при слово- образовании и словоизменении
Грамматический строй близок к возрастной норме
7 Фонематический
анализ и синтез низкий
ниже среднего
средний
достаточный 1
2
3
4 Отказ от выполнения .
Задания не доступны .
Допускает 1-2 ошибки
Все задания выполнены
8 Связная речь низкий
ниже среднего
средний
достаточный 1
2
3
4 Связная речь не сформирована . Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа -описания , пользуется вопросно -ответной формой
При составлении рассказа использует не более 2-3 пред- ложений ; не пользуется планом при составлении расска- за ; при описании использует не более двух признаков. Умеет построить рассказ , пользуясь простыми распро- страненными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции

.
4. Работа с родителями
1. После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям ( или лицам , их заменяющим ) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нару- шениях , выявленных у ребёнка . Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивиду- альную коррекционно -развивающую программу , предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной , согласованной работы педагогов детского сада и родителей .
2. Участие в родительских конференциях « Давайте познакомимся », « Как подготовить ребенка к школе ».
3. Участие в групповых родительских собраниях в старших группах : Тема : « Совместная работа логопеда и родителей »
4. Приглашение родителей на индивидуальные консультации .
5. Приглашение на открытые занятия . 6. Оформление для родителей информационного логопедического стенда .
7. Привлечение родителей к выполнению домашних заданий с детьми .
Родителям оказывается помощь ребёнку в выполнении заданий , в оформлении логопедической тетради , дидактического материала для занятий дома ; предлагаются игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики ребенка , а также на развитие психических процессов ;
Логопед напоминает о том , что систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь , приводят к положительному результату и наиболее эффек- тивной работе .
ПРИЛОЖЕНИЯПриложение №1План работы с родителями учителя-логопеда Мазановой Елены Николаевны на 2014-2015 учебный год№ Тема мероприятия Срок проведения
Консультативный блок
1 Индивидуальные консультации для родителей еженедельно
2 Открытые занятия по подготовке к обучению грамоте начало и конец учебного года
3 Совместные индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения по инициативе логопеда
Информационный блок
1 Родительские собрания в группах По плану воспитателей
1.1 Особенности речевого развития детей. Анкетирование родителей. 1.2 Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей. 1.3 Семейное чтение: что читать и как понимать читаемое. 1.4 Зеркальное письмо: причины и коррекция. 2. Уголок логопеда 2.1 Группа младшего возраста Речевое развитие ребёнка 3-4 лет октябрь
Особенности овладения детьми звукопроизношением январь
Общение – это метод воспитания? апрель
2.2 Группа среднего возраста Речевое развитие ребёнка 4-5 лет октябрь
Речевые нарушения – особенности и устранение январь
Общение – это метод воспитания? апрель
2.3. Группа старшего возраста Речевое развитие ребёнка 5-6 лет сентябрь
Лексико-грамматические игры с детьми в домашних условиях декабрь
Общение – это метод воспитания? апрель
2.4. Подготовительная группа Речевое развитие ребёнка 6-7лет сентябрь
«Шпаргалка для родителей» - игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза у детей в домашних условиях. декабрь
Первый раз в первый класс: что должен знать и уметь ребёнок. апрель
3 Страничка учителя-логопеда на сайте ДОУ 3.1. Ответы на интересующие родителей вопросы в режиме «Вопрос – ответ» По запросу родителей
Приложение №2ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ .
Задачи : тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям , даже потребность в них ;
б) развитие слухового внимания , памяти , фонематического восприятия в играх и специальных уп- ражнениях ;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков ; в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики ;
г) укрепление физического здоровья ( консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение , массаж )
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Задачи : а) устранение дефектного звукопроизношения ;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки , сходные артикуляционно и акустически ;
в) формирование практических умений и навыков пользовании исправленной ( фонетически чис- той , лексически развитой , грамматически правильной ) речью .
Виды коррекционной работы на данном этапе :
1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ : - свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
-шипящий Ш , шипящий Ж
- сонор Л
- соноры Р, Р'
- шипящие Ч, Щ
Способ постановки : Подготовительные упражнения ( кроме артикуляционной гимнастики ): для свистящих : « Улыбка », « Заборчик », « Лопатка », «Горка », «Чистим зубки », «Футбол », «Фокус »; для шипящих : « Трубочка », « Вкусное варенье », « Чашечка », « Грибок », « Погреем руки »; для Р, Р': « Болтушка », « Маляр », « Индюк », « Лошадка », «Грибок », « Барабанщик », « Гармошка », «Пулемет »; для Л: « Улыбка », « Лопатка », « Накажем язык ». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально .
2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ : По мере постановки может проводиться как индивидуально , так в подгруппе : а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах , затем в обратных и в последнюю очередь - в слога со стечением согласных ;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот : сначала в обратных слогах , затем в прямых и со стечением согласных ;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию .
3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ :
Проводится по следам автоматизации в слогах , в той же после довательности . По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом . Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы . Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах .
4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ .
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения , затем в небольшие рассказы , подбираются потешки , чистоговорки , стихи с данным словом .
5). ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ :
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ , Ч – СЬ , Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ , Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ , РЬ – ЛЬ , РЬ – Й, ЛЬ – Л
6). АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ
(в диалогической речи , в играх , развлечениях , режимных моментах , экскурсиях , труде и т. д.).
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения
IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания , мышления на отработан- ном материале .
V. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно произносимых звуков .
Лексические и грамматические упражнения . Нормализация просодической стороны речи . Обучение рассказыванию .

Приложение №3РЕЧЕВАЯ КАРТА.1. Фамилия, имя ребёнка_________________________________ 2. Возраст _______________
3. Дата зачисления в группу_________________________ № группы ____________________
4. Домашний телефон, адрес________________________________________________________
5. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:
Мать_____________________________________________________________________________
Отец_____________________________________________________________________________
6. Краткие анамнестические данные:
Как протекали беременность и роды?_____________________________________________
Когда закричал?___________________________________ Как протекало физическое развитие:
стал держать головку_______________________________ сидеть _________________________
вставать__________________________________________ ходить_________________________
Какие заболевания перенёс от года?__________________________________________________
Речевое развитие ребёнка: гуление___________________ лепет __________________________ первые слова _____________________________________ речь фразой _____________________
Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Как быстро наращивался словарный запас? ___________________________________________
7. Слух _________________ 8. Зрение ___________________ 9. Интеллект ________________
10. Речевая среда и социальные условия: ___________________________________________
Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия? ___________________________
_________________________________________________________________________________их результативность_______________________________________________________________
Как сам ребёнок относится к речевому дефекту? _______________________________________
11. Общее звучание речи: темп ________________________ голос _______________________
разборчивость____________________________________ дыхание ________________________
12. Обследование артикуляционного аппарата:
подвижность языка_______________________________ прикус___________________________
строение нёба ___________________________________ зубов ____________________________
состояние подъязычной уздечки _________________________ губы _______________________
13. Состояние общей и мелкой моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребёнок)_________________________________
_________________________________________________________________________________
14. Общее развитие ребёнка:
а) счёт прямой ____________________________________ обратный _______________________
счётные операции: _________________________________________________________________
б) выделение четвёртого лишнего ___________________________________________________
15. Обследование понимания речи:
а) выполнение инструкций_______________ б) понимание значения предлогов______________
в) понимание числа ___________________ рода _________________ падежа ________________
16. Звукопроизношение.
Гласные: А_____________ У ____________ О ____________ Ы ____________ Э ____________
Согласные: С ___________ СЬ __________ З _____________ ЗЬ ____________ Ц ___________
Ш __________________ Ж ________________ Щ ___________________ Ч _________________
Л _______________ ЛЬ _____________ Р _____________ РЬ _____________ Й ______________
Повтори предложения:
У сома усы. ______________________________________________________________________
Зоя сушит шубу.__________________________________________________________________
У Зины жёлтый зонтик. ____________________________________________________________
Девочки и мальчики скачут, как зайчики.______________________________________________
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.______________________________________________
_________________________________________________________________________________
У Любы болят зубы.________________________________________________________________
На дубе белка._____________________________________________________________________
Пять котят есть хотят.______________________________________________________________
Майя и Юля поют._________________________________________________________________
У клоуна была балалайка.___________________________________________________________
У коровы острые рога.______________________________________________________________
17. Фонематическое восприятие ___________________________________________________
а) выделение звука из ряда звуков: __________________________________________________
«т» - м, п, т, к, д, т, н, к, п ,т________________«п» - та, ма, па, та, ка, да, та _________________
«к» - мак, паук, там, дом, кот, крот _________________________
б) повторение серии слогов и слов: __________________________________________________
та-да-та ____________________________ да-та-та ___________________________
ка-га-га ____________________________ га-га-ка ___________________________
па-ба-па____________________________ ба-ба-па___________________________
кот-год-кот_____________________________ том-ком-гном _____________________________
том-дом-ком____________________________ мак-бак-так _______________________________
в) дифференциация звуков:_________________________________________________________
С – З _______________________ Ж – З __________________ Щ – СЬ _____________________
С – Ш______________________ Ч – ТЬ __________________Л – Р _______________________
Ш – Ж______________________ Ц – С _________________ Ч – Ц _______________________
Ц – ТЬ _____________________ Ч – С _________________ П – Б _______________________
Т – Д ______________________ К - Х ___________________ К – Г _______________________
18. Анализ звукового состава слова_________________________________________________
а) выделение первого звука в слове:__________________________________________________
Алик ___________________ утка ________________________ город ______________________
Оля ____________________ эхо _________________________ волк _______________________
Ира ____________________ окна ________________________ банка ______________________
б) выделение последнего звука в слове:_______________________________________________
пух ________________ луна ______________ кот _______________ шары _________________
сок ________________ мука ______________ руки ______________ нос ___________________
19. Произношение слов сложного слогового состава: _________________________________
аквариум ______________________________ фрукты ___________________________________
милиционер ____________________________ велосипед ________________________________
строительство __________________________ велосипедист _____________________________
Космонавт управляет космическим кораблём._____________________________________________ Саше понравился пластмассовый кораблик._______________________________________________ Мотоциклист едет на мотоцикле.______________________________________________________
Зайчиха с зайчатами пьют чай с печеньем. _______________________________________________
20. Состояние словаря_____________________________________________________________
1. Предметный словарь: ____________________________________________________________
а) объяснение значения слов:
холодильник _____________________________________________________________________
пылесос _________________________________________________________________________
б) показ и называние частей предметов:
Чайник: донышко __________________________ Стул: сиденье ________________________
носик _____________________________спинка ________________________
крышка ___________________________ножки _________________________
ручка _____________________________
в) уровень обобщений:
Свитер, платье, шорты, юбка, колготки _______________________________________________
Сапоги, туфли, тапочки, валенки ____________________________________________________
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка___________________________________________________
Помидор, репа, морковь, капуста ____________________________________________________
Яблоко, персик, груша, лимон ______________________________________________________
Кошка, собака, волк, ёж ____________________________________________________________
Голубь, утка, воробей, ворона _______________________________________________________
Шкаф, стол, кресло, тумбочка _______________________________________________________
Автобус, электричка, трамвай, самолёт _______________________________________________
г) Назови, какие ты знаешь?
овощи_____________________________________________________________________
фрукты ____________________________________________________________________
одежда ____________________________________________________________________
обувь ______________________________________________________________________
мебель _____________________________________________________________________
времена года _______________________________________________________________
месяцы ____________________________________________________________________
транспорт __________________________________________________________________
дикие животные _____________________________________________________________
домашние животные _________________________________________________________
птицы _____________________________________________________________________
цветы______________________________________________________________________
деревья ____________________________________________________________________
грибы _____________________________________________________________________
ягоды _____________________________________________________________________
профессии _________________________________________________________________
2. Словарь признаков: _____________________________________________________________
а) подбор прилагательных к существительным: _______________________________________
лимон – какой? __________________________________________________________________
платье – какое? ___________________________________________________________________
лиса – какая? _____________________________________________________________________
б) подбор антонимов
широкий ____________________ длинный _________________ высокий ___________________
весёлый _____________________ светлый _________________ больной ___________________
прямой _____________________ сухой ____________________ холодный _________________
в) образование прилагательных от имён существительных:
Ручка из пластмассы ________________________ Сумка из кожи _________________________
Матрёшка из дерева _________________________ Стакан из стекла _______________________
Сок из клюквы _____________________________ Шуба из меха __________________________
г) образование притяжательных прилагательных:_____________________________________
Чей хвост? _____________________________ Чья голова? _____________________________
3.Глагольный словарь: ___________________________________________________________
а) Что делает?
повар __________________ учительница _____________________ врач _________________
почтальон ______________________________________________
б) Кто как голос подаёт?
кошка _______________________ собака___________________ гусь ______________________
утка _________________________ петух ___________________ мышь _____________________
корова _______________________ лягушка _________________ свинья ____________________
21. Обследование грамматического строя речи: _____________________________________
а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:
множ.число им.пад. множ.число родит.пад.
стул ведро воробей дом пчела ухо утёнок окно б) образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом______________________ ёлка ______________________ Женя _______________________
стул_____________________гриб _______________________ Костя ______________________
в) согласование прилагательных с существительными в роде:
синие брюки __________________________ красные туфли _____________________________
синий мяч ____________________________ красный зонт _______________________________
синяя ваза ____________________________ красная лампочка ___________________________
синее перо ___________________________ красное яблоко ______________________________
г) согласование существительных с числительными:
- 1 -
ухо - 2 - - 5 -
помидор стул ручка д) Кто у кого детёныш?
у кошки ____________________ у собаки __________________ у свиньи ___________________
у медведя ___________________ у зайца ___________________ у лисы_____________________
у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы_____________________
у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________
е) предложно-падежные формы: _____________________________________________________
22. Обследование связной речи:____________________________________________________
а) составление рассказа по картинке__________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
б) составление рассказа по серии картин ______________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
23. Логопедическое заключение: __________________________________________________
_________________________________________________________________________________
«____» _____________________ 20__ г.
Учитель-логопед МБДОУ д/с «Солнышко» /____________________/
Приложение № 4 Список детей, зачисленных на логопедический пункт МБДОУ Большеболдинский д/с «Солнышко»№
п/пФ.И.О. ребёнка Дата
рождения Дом.
адрес Логопедич.
заключение Примечание
Дата
Подпись логопеда МБДОУ
Подпись заведующей МБДОУ
Приложение № 5
Отчет о работе логопедического пункта
Всего ОНР III НВ
ОНР ФФН ФН Прочие
Всего Выпущено с нормальной речью С улучшением Продолжают занятия Приложение № 6Журнал движения воспитанников на логопедическом пункте.№ Фамилия, имя ребёнка Кем выдано направление Группа Предполагаемый диагноз Дата зачисления Дата выпуска Примеч.
1 2 3 4 5 6 7 8
Приложение № 7Список рекомендуемого оборудования и мебелилогопедического кабинетаНастенное зеркало для логопедических занятий;
Зеркала для индивидуальной работы;
Дополнительное освещение у зеркала.
Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
Шкафы для пособий;
Письменный стол для работы учителя-логопеда;
Столы для занятий с детьми;
Стулья детские.
Литература1.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
2.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978
3.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
4.Н.В.нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.
5.З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002
6.О.И.Крупенчук.Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001
7.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
8.Е.В.кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999
9.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999
10.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002
11В.И.Руденко .домашний логопед.-Ростов на Дону:феникс,2002
12.Г.С.Швайко .Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988
13З.Е.агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005
14.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000
15.В.В.Коноваленко .Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ,2005
16.Н.В.Курдвановская .Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007
17.Н.В.Соловьёва Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009
18.Е.А.борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера,2008
19. Э.Ф.курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет.-Волгоград : Учитель,2011
20.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011
21 Е.Л.Ворошилова .Коррекция заикания у дошкольников.-М.:Сфера,2012
22.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопризношения у детей. Речевой материал.-Волгоград:Учитель,2001
23.Н.В.Нищева .Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001
24.О.Б.иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003
25.А.В.Ястребова.Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001
26.Т.Ю.Бардышева.учусь перессказыват.-М.:Карапуз,2003
27.Э.М.Курицына.большая книга занятий по развитию речи. М.:рОСМЭН,2005
28.О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005
29.Н.В.Нищева. Будем говорить правильно.С.П.:Детство-Пресс,2002Е.Н.Косинова.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
30.О.С.Гомзяк.Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007
31.Журнал «Логопед»
32.Журнал «Конфетка» (Приложение к журналу «Логопед»)
33.О.В.Жохова.Домашние задания для детей логопедической группы ДОУ.-М.:Сфера,2010