Статья Формирование фонетико-фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Формирование фонетико-фонематических процессов
у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи
Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу.
Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии — нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии — нарушению процесса чтения.
На начальных стадиях овладения чтением при недоразвитии фонетико-фонетической стороны речи у детей наблюдается неточность и нечеткость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова. Если буква не соотносится с обобщенным звуком (фонемой), то ее усвоение будет носить механический характер.
Легко соотносятся с буквой звуки, которые точно воспринимаются и правильно произносятся детьми. Если же дети плохо различают звуки на слух, искаженно произносят или заменяют их в произношении, тогда обобщенное представление о данном звуке носит нечеткий характер, а восприятие букв затрудняется. Не усвоение букв в этом случае обусловлено недостаточным уровнем фонетико-фонематического восприятия.
Чрезвычайно затрудненным у этих детей оказывается и процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного чтения ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, отдифференцировав его от других. Слить звуки в слоги – это, прежде всего, произнести их так, как они звучат в устной речи. Если у ребенка отсутствуют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, формирование обобщенных звуко-слоговых образах происходит с трудом.
Так же доказано, что проведение специально организованного обучения позволяет не только исправить речевой дефект, но и подготовить таких детей к обучению в школе.
Работу по развитию и коррекции фонематического слуха целесообразно проводить со всеми дошкольниками, но особое значение она имеет для детей, у которых выявлено общее недоразвитие речи (ОНР). При общем недоразвитии речи выделяют три уровня речевого развития, для каждого из которых характерны следующие особенности фонетико-фонематического компонента речевой системы.
Первый уровень: произношение звуков диффузно, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкой возможностью их слухового распознавания. У детей фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии, речь лепетная. Они не могут выделять отдельные звуки, ограниченно воспринимают и воспроизводят слоговую структуру слова.
Второй уровень: фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Для детей типично нарушение произношения мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих, проявление диссоциации между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи, затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. При правильном воспроизведении контура слов может нарушаться звуконаполняемость: перестановки слогов, замены и уподобления слогов (асалет — самолет, сеавик — снеговик, няик — мячик). У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень: для речи детей характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы ([С] заменяет [С], [Ш], [Щ], [Ц] — сяни — сани, сюба — шуба, сяпля — цапля), замены групп звуков более простыми по артикуляции. Детям свойственны нестойкие замены, при которых звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Кроме того, множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Также у детей отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами.
Ежегодно обследуя детей, я пришла к выводу, что большая часть детей обладает фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения. У таких детей снижено слуховое внимание и слуховая память. Поэтому я решила углубленно заняться проблемой развития фонетико-фонематических процессов детей дошкольного возраста с ОНР.
Развитие фонематического восприятия провожу в игровой форме на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинаю эту работу на материале неречевых звуков и постепенно охватываю все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка от звуков уже усвоенных детьми, до тех, которые ещё только ставятся и вводятся в самостоятельную речь.
Параллельно с самых первых занятий провожу работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.
Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
С учетом основных задач и направлений работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с ОНР, составила систему коррекционных игр и заданий. Творчески используя дидактические игры, наглядный и текстовой материал, развиваю у детей интерес к занятиям, формирую понятия, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов работы и проводится в игровой форме, на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В процессе занятий ребёнок должен, прежде всего, приобрести умение контролировать своё произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
Всю систему работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1этап - узнавание неречевых звуков;
2этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
этап - различение слов, близких по звуковому составу;
этап - дифференциация слогов;
этап - дифференциация фонем;
этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому, очень важно начинать обучение звуковому анализу с первых же дней работы с детьми, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения — буквы.
Вся работа по ознакомлению со звуками и буквами проводится с учетом:
дифференцированного подхода к детям, имеющим ОНРразличного происхождения;
единства формирования речевых процессов, мышленияи познавательной активности;
одновременного коррекционно-воспитательного воздействия на сенсорную, интеллектуальную и аффективно-волевую сферу.
Развитие фонематического строя языка предполагает формирование фонематического восприятия (специальных умственных действий по дифференциации фонем), фонематических представлений (умения выделять звук на первом месте в слове), фонематического анализа и синтеза. Таким образом, на логопедических занятиях в работе над звуком необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятие данного звука в единстве с навыками фонематического анализа и синтеза. Начинается эта работа с изучения гласных звуков и букв: [А], [У], [И], [О], [Э], [Ы]. Порядок знакомства с согласными определяется появлением звуков в онтогенезе, их сохранностью в детской речи и частотностью.
Занятия по знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков состоят из нескольких частей и проводятся по строго определенной схеме:
— организационный момент;
— знакомство и работа со звуком;
— знакомство и работа с буквой;
— работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия);
— подведение итогов занятия.Последовательность работы над каждым звуком такова:
знакомство со звуком — выделение его на слух;
уточнение артикуляции звука;
определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий);
выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов;
определение места звука в слове (с опорой на картинки);
определение твердости — мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;
составление слогов, слов из заданных звуков;
подбор слов с определенным звуком. Знакомство детей с буквой проходит в следующей последовательности:
Знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве;
«Печатание» буквы в воздухе, далее — в тетрадях по образцу;
Чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам.
В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия.
Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых приемов и дидактических игр.
Список литературы
Александрова, Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова – СПб: Детство пресс,2005. – 48с.
Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи /В.И. Бельтюков - М: Просвещение, 1964 .
Власова, Т.М. Фонетическая ритмика / Т.В. Власова - М: Лист, 1996 .
Варенцова, Н.С. Развитие фонетического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова - М: Русский раритет, 1997 .
Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у
дошкольников / Г.Г. Голубева – СПБ: Линка – пресс, 2000
Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Жукова - М: Просвещение, 1963.
Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е.В. Колесникова – М: Владос, 2002 .