Использование технологий дистанционного обучения в рамках ХКЗФМШ


Ганжусь Н.В., методист по учебной работе, ХКЗФМШ,
КГБОУ ДОД ХКЦРТДиЮ, с.п. ЦТТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ХКЗФМШ
Отличительной особенностью современного образовательного процесса является использование технологий дистанционного обучения, направленное на обеспечение мобильности, стабильности, эффективности учения и преподавания.
Дистанционное обучение представляет собой процесс обучения и воспитания личности в условиях открытой информационно-образовательной среды, когда взаимодействие и доставка учебных материалов осуществляются с помощью современных инфокоммуникационных технологий .
Современное дистанционное обучение строится на использовании сетевых курсов, web-страниц, web-сайтов, блогов, web-форумов, средств обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени (чат, ICQ, Jabber, Skype), wiki-технологий, видеоконференций.
Дистанционное обучение основано на принципах гуманизации, интерактивности, индивидуализации, регламентности обучения, педагогической целесообразности использования инфокоммуникационных технологий, открытости и адаптивости, управления виртуальным образовательным процессом, самостоятельности и ответственности субъектов, модульности при разработке сетевых курсов.
Обеспечение интерактивности – главная цель и основное отличие современных систем дистанционного обучения, элементами которых являются кадровый и профессорско-преподавательский состав, учебные материалы и продукты, методики обучения, средства трансляции знаний учащимся.
Ядром системы дистанционного обучения является технико-технологический элемент, который обеспечивает полноценный учебный процесс, поэтому в центре внимания разработчиков соответствующих программ, модулей должна быть деятельность преподавания и деятельность учения.
Системообразующим элементом системы дистанционного обучения является учебная деятельность учащихся, направленная на изучение предметов (дисциплин), разработанных в той или иной программной среде.
В дистанционном обучении учебная аудитория носит виртуальный, распределенный характер, поэтому широкое распространение получили: педагогические технологии, ориентированные на групповую работу, обучение в сотрудничестве (метод проектов), технологии проблемного обучения, исследовательский метод, модульное обучение, игровые технологии, интернет - ориентированные педагогические технологии (индивидуальное наставничество, парное обучение, коллективное обучение) и др.Современное дистанционное обучение отличается:
гибкостью (учащиеся в основном не посещают занятия);
модульностью (каждый отдельный предмет создает целостное представление об определенной предметной области);
параллельностью (обучение может проводиться при совмещении основной деятельности с учебой);
виртуальной удаленностью (расстояние от места нахождения учащегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса);
асинхронностью (в процессе обучения преподаватель и учащийся могут взаимодействовать по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе);
массовостью (неограниченный контингент учащихся имеет доступ к электронным библиотекам, базам данных, могут общаться друг с другом и преподавателем через Интернет);
эффективностью (дистанционное обучение приблизительно на 10-50% дешевле за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и современных технических и телекоммуникационных средств, более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов);
новой ролью преподавателя (координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами);
новой ролью учащегося (мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования);
опорой на новые ИКТ (компьютеры, Интернет, аудио-, видеотехника, системы видеоконференцсвязи, другие средства телекоммуникаций).
Соответственно в дистанционном обучении возникают специфические трудности обеспечения педагогического взаимодействия участников учебного процесса. Известно, что в условиях традиционного обучения на лекционно- семинарских занятиях реализуется передача личностно-значимого опыта, трансляция ценностно-смыслового отношения к учебной информации.
В условиях дистанционного обучения взаимодействие между его субъектами опосредуется техническими средствами – экраном телевизора, монитором компьютера.
В ХКЗФМШ используются сетевая и локальная технологии дистанционного обучения (рис.1).

Рис.1. Технологии дистанционного обучения
Учебные предметы (математика, физика, информатика), обеспечиваемые преподавателями вузов г. Хабаровска, реализуются на основе сетевой технологии дистанционного обучения, что предположило создание web-страницы (сайта ХКЗФМШ)  http://khspu.ru/~khpms/ (рис.2), использование методических указаний и контрольных заданий, проведение консультаций с помощью средства обмена сообщениями (режим on-line: e-mail, режим off-line: выполнение контрольной работы и отправка по обычной почте).85217057150
Рис.2. Сайт ХКЗФМШ
Кроме этого данная страница сайта содержит образовательные ресурсы, созданные научно-педагогическим коллективом Хабаровской краевой заочной физико-математической школы.
Для удобства работы с коллекцией создана специальная поисковая система, которая позволяет находить материалы в соответствии с некоторыми критериями (рис.3).

Рис.3. Поисковая система образовательных ресурсов ХКЗФМШ
Таким образом, можно выбрать предмет (математика, информатика, физика или химия), автора (из выпадающего списка), можно произвести поиск по ключевым словам и т.п.
В коллекции представлены ресурсы следующих типов: статьи из журналов МИФ, статьи из журналов МИФ-2, доп. главы (пособия летней ФМШ).
Для оказания систематической помощи учащимся в их самостоятельной работе по физике, математике и информатике печатается учебно-методический журнал «МИФ». А это значит, что имеет место быть локальной технологии дистанционного обучения. Журнал выходит четыре раза (за год). В каждом номере журнала публикуются методические материалы и задачи для самостоятельного решения по различным разделам физики, математики, информатики. В нем также размещаются материалы по различным разделам школьного курса математики, физики и информатики. Каждая статья содержит краткие теоретические сведения по теме, примеры решения различных задач и задачи для самостоятельного решения. Учащиеся школы выполняют контрольные работы и присылают для регистрации методисту ХКЗФМШ.
Сопровождение методических указаний и контрольных работ по отдельным предметам (математика, физика, информатика) осуществляется и на web-странице с помощью категорий: ХКЗФМШ 2012-2013, ХКЗФМШ 2013-2014, ХКЗФМШ 2014-2015 (рис.4).
Рис.4. Содержание сайта ХКЗФМШ
421449540640Учебный процесс осуществляется в заочно-дистанционной форме в двух вариантах:
Для индивидуальных участников.
Для коллективных участников.
Учебные материалы размещаются в каждой категории сайта ХКЗФМШ и носят названия, как Материалы … учебного года, в которых формируются методические указания и контрольные задания 1 и 2 сессий по математике, физике и информатике.
Заполненные заявления и выполненные контрольные работы регистрируются в журналах учета писем учащихся ФМШ – Список слушателей и Журнал учета 1 (2) сессии.
Таким образом, работа в технологиях дистанционного обучения требует от слушателей (участников) ХКЗФМШ большой организационной и познавательной самостоятельности. Учащиеся выполняют контрольные задания, анализируя методические указания, выбирают средства, обрабатывают свои работы. Дистанционное обучение становится, в результате эффективным, если сопровождается хорошей методической базой. По мнению участников, «Методические указания и контрольные работы в системе ДО» (web-страница, режимы on-line и off-line, УМЖ «МИФ») повышает мотивацию, самостоятельность».
В настоящее время в ХКЗФМШ обучаются более 300 учащихся из многих районов Хабаровского края.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет расширить услуги ХКЗФМШ (при заполнении Журнала учета, важным разделом является отметка о результате, так как именно по ней делаются лучшие результаты за 1 и 2 сессию, для участия в ЛФМШ), повышено качество образовательного процесса в крае.