Методическая разработка интеллектуальной игры по теме История сестринского дела

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РК «КАЛМЫЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Т.ХАХЛЫНОВОЙ»



Утверждаю
Зам.директора по УВ и МР
___________Г.Д.Санджиева
«_____»______________20____г.





Методическая разработка
интеллектуальной игры
«История сестринского дела»

ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (решение проблем пациента посредством сестринского ухода).
















Элиста, 2016
Методическая разработка составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки.




Разработчик:
Менкеева Ц.Г. – преподаватель ЦМК клинических дисциплин № 3 БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им.Т.Хахлыновой»




Рассмотрена на заседании
ЦМК клинических дисциплин № 3
Протокол № _____
«_____»_______________20___г.
Председатель_______Менкеева Ц.Г.
Согласовано:
Методист:
_____________ Казимирова Е.В.














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка предназначена для внеаудиторной работы со студентами по теме «История сестринского дела» в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (решение проблем пациента посредством сестринского ухода)».
Основной целью этой работы является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.
Для достижения этой цели выбрана игровая форма. Интеллектуальная игра, представленная в разработке, позволяет закрепить полученные ранее знания, получить новые. В процессе подготовки «просыпается» интерес к изучению темы, и как следствие, активизируется познавательная деятельность. В ходе игры развиваются внимание, мышление, умение сравнивать, сопоставлять и находить аналогии, что позволяет дополнить и структурировать знания учащихся по данной теме. Интеллектуальная игра имеет еще одну очень важную функцию – диагностическую, которая позволяет студентам проверить свои знания и путём самоанализа обнаружить так называемые «пробелы».
Тема «История сестринского дела» выбрана неслучайно: большой объём интересного, поучительного и воспитательного материала, и относительно малое количество часов по учебному плану. Посредством игры за короткое время охватывается большой материал и делается акцент на ключевых вопросах этого раздела модуля.





Содержание


Правила игры 5
Программное обеспечение игры 7
Вопросы 10
1-й раунд «История в лицах» 11
2-й раунд «Современность и милосердие» 18
Финальный раунд 24
Литература 26


















Правила игры

Игра состоит из 3 раундов:
1 – «История в лицах»,
2 – «Современность и милосердие»,
3 – финальный раунд.
Участие в этой игре может быть личностным (три участника) или командным (соответственно три команды).
Личностное участие:
определяются три участника;
в начале игры они указывают на листе своё имя.
Командное участие:
определяются три команды (желательно с одинаковым количеством игроков);
каждая из них должна придумать название своей команды (указывают на листах);
принимается ответ любого из участника команды.
Далее в инструкции любой вид (игрок / команда) будет обозначаться как «участник».
Инструкция перед началом игры
Участникам прочитывается вопрос или утверждение, требующее конкретного ответа. На каждый вопрос для обдумывания даётся максимальное время 60 секунд. Для того чтобы ответить, необходимо поднять флажок (нажать на сигнальную кнопку), но не ранее оглашения задания. Отвечает тот участник, который наиболее быстрее поднял флажок. В случае неправильного ответа вопрос переходит следующему «флажку» (если позволяет установленное время). По истечении 60 секунд правильный ответ появляется на слайде.
Участник, правильно ответивший на вопрос, получает сумму очков, равную стоимости вопроса, и выбирает следующую тему. В случае отсутствия правильного ответа выбирает тот же участник, что и в последний раз до данного момента. За неправильный ответ из «копилки» участника вычитается сумма очков, равная стоимости вопроса (в том числе и сумма-долг, т.е. меньше 0).

Вопрос-аукцион
К аукциону допускаются участники, у которых на счету ( 0 очков.
Торг: участниками определяется цена вопроса, но не более имеющегося количества очков. Термин «ва-банк» обозначает, что участник назначает максимальную сумму своего счёта. Играет тот участник, кто назначает наибольшую сумму.

Кот в мешке
Тот участник, кому встречается «кот в мешке», вопрос должен отдать. Перед этим выбором оглашается сумма других игроков.
Если участник, которому перешёл вопрос, отвечает правильно, то получает соответствующую сумму. В случае неправильного ответа, вопрос не переходит другим участникам, а со счета отвечающего вычитается соответствующая сумма.

К финальному раунду допускаются участники, имеющие сумму очков, больше 0.
Предлагаются 4 темы. Каждый участник, допущенный к финальному раунду, выбирает тему, которую нужно исключить. В результате остается одна тема, на вопрос которой и будут отвечать участники финального раунда.
Зачитывается вопрос. Участники на листе пишут ответ и сумму (максимальная – это ва-банк, равный сумме на счету этого участника).

Победителем считается участник, который правильно отвечает на вопрос финального раунда и имеет наибольшее количество очков.
Программное обеспечение игры


Обязательным условием реализации игры с помощью устройства мультимедиа является показ в программе Microsoft Office PowerPoint 2007.
Игра состоит из 3 раундов: первый, второй и финальный. В соответствии с этим на диске имеются три файла MS Office PowerPoint 2007:
раунд 1,
раунд 2,
финальный.

Раунд № 1.

1 ( Титульный слайд «СВОЯ игра»
2 ( Вопрос для определения участника, который первым будет выбирать тему 1-го раунда.
3 ( Слайд «1-й раунд. История в лицах».
4 ( Перечисление тем 1-го раунда.
5 ( Таблица с темами и стоимостью вопросов.
6-30 ( Слайды-вопросы.
На экране появляется таблица с темами, на каждую из них предлагаются 5 вопросов стоимостью от 100 до 500 в зависимости от сложности. При выборе темы и цены, необходимо поднести курсор к стоимости вопроса в соответствующей строчке (при этом стрелочка 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 превращается в символ () и кликнуть левой клавишей мыши 1 раз. При этом на экране появляется необходимый вопрос.
С начала появления слайда-вопроса заложено время (1 мин.), по истечении которого звучит звуковой сигнал и появляется правильный ответ.
После оглашения правильного ответа участником или ведущим (если прозвучал звуковой сигнал) необходимо перейти в режим таблицы. Для этого необходимо кликнуть левой клавишей мыши 1 раз по значку 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415.
При переходе в режим таблицы до истечения заложенного времени звуковой сигнал не производится.
По возвращению в режим таблицы стоимость прочитанного вопроса окрашивается в другой цвет.
При выборе вопроса с дополнительными структурами («вопрос-аукцион» и «кот в мешке») необходимо после определения участника, отвечающего на это задание, кликнуть 1 раз левой клавишей мыши по свободному полю экрана или нажать на клавиатуре клавишу «пробел». Далее действия аналогичны обычному вопросу.


Раунд № 2.

1 ( Титульный слайд «СВОЯ игра»
2 ( Слайд «2-й раунд. Современность и милосердие».
3 ( Перечисление тем 2-го раунда.
4 ( Таблица с темами и стоимостью вопросов.
5-29 ( Слайды-вопросы.
Используется в соответствии с инструкцией первого раунда.

Финальный раунд.

1 ( Титульный слайд «СВОЯ игра»
2 ( Слайд «Финальный раунд».
3 ( Перечисление тем финального раунда.
4 - 7 ( Слайды-вопросы.
На экране представлены четыре темы. Каждый участник поочередно называет тему, которую нужно исключить. Подведя курсор к названию, стрелочка13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 превращается в символ (. Необходимо кликнуть левой клавишей мыши, и она из списка исчезнет. Таким образом, остается только одна тема. Для того чтобы открыть вопрос, кликнуть по фигуре 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 рядом с названием темы.
На чтение вопроса и обдумывание дается 1 минута. По истечении времени издается звуковой сигнал и появляется правильный ответ.
После ответа на вопрос финального раунда, кликнуть клавишей мыши по значку 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 для перехода в режим титульной листа «СВОЯ игра».





















Вопросы
Большинство заданий составлено в виде утвердительного предложения, где основной вопрос заключается в выяснении спрятанного в качестве местоимения главного объекта («что это?», «кто это?» и т.д.).

Для определения участника, который будет первым выбирать тему, задается вопрос:

Как называлась медицинская сёстра в России до 1926 г.?
(Ответ: сестра милосердия).


Вопросы необходимо зачитывать с разработки, а не со слайда презентации, так как некоторые задания представлены участникам в виде иллюстраций и требуют конкретного вопроса.
Далее в разработке задания расположены по темам в порядке повышения их стоимости:
Тема
Стоимость
Задание
Ответ













1-й раунд

История в лицах


Флоренс Найтингейл
100
200
300
400
500

Екатерина Бакунина
100
200
300
400
500

Даша Севастопольская
100
200
300
400
500

Юлия Вревская
100
200
300
400
500

И многие другие
100
200
300
400
500























Раунд 1.История в лицах.
Тема: «Флоренс Найтингейл».

Флоренс Найтингейл
100
В этот день мир отмечает Международный день медицинской сестры.
12 мая - день рождения Флоренс Найтингейл


Флоренс Найтингейл
200
В этой книге она дала первое научное определение сестринского дела.
«Записки об уходе»


Флоренс Найтингейл
300
В этом городе действует Музей Флоренс Найтингейл, в экспозициях которого представлены экспонаты, наглядно иллюстрирующие важные биографические и героические страницы её жизни.
Лондон


Флоренс Найтингейл
400
Во время войны Найтингейл удалось собрать по подписке большую сумму денег, на которые в 1860 году было организовано это образовательное учреждение.
Первая в мире школа медицинских сестёр


Флоренс Найтингейл
500
Каждую ночь со светильником в руке она обходила больничные палаты. Солдаты прозвали её именно так.
Леди с лампой






Раунд 1. История в лицах.
Тема: «Екатерина Бакунина».

Екатерина Бакунина 100

Она занимала это социальное положение.
Дворянка



Екатерина Бакунина 200

В этой общине сестёр милосердия она прошла начальную медицинскую подготовку.
В Крестовоздви
женской


Екатерина Бакунина
300
ВОПРОС-АУКЦИОН
Севастополя


В декабре 1855 года Бакунина начала работу на театре военных действий Крымской компании в бараках этого осажденного города.



Екатерина Бакунина
400

После Крымской войны Екатерина Михайловна Бакунина заняла эту должность.
Сестра-настоятельница Крестовоздви-
женской общины в Кронштадте


Екатерина Бакунина
500
Она по праву считается основательницей этого направления медицины.
Земской
(сельской)







Раунд 1. История в лицах.
Тема: «Даша Севастопольская».

Даша Севастопольская 100
Её настоящая фамилия долгое время была не известна, «Севастопольской» ее окрестила народная молва.

Дарья Лаврентьевна Михайлова


Даша Севастопольская 200
На свои средства она оборудовала это медицинское заведение.
Первый походный перевязочный пункт.


Даша Севастопольская 300

Знак отличия «За милосердие имени Даши Севастопольской» учреждён Советом министров этой автономной республики.


Автономной Республики Крым


Даша Севастопольская 400
Эта республика считает её землячкой.
Татарстан


Даша Севастопольская 500


Её бюст установлен на этом здании в Севастополе.






На здании музея-панорамы «Оборона Севастополя»





Раунд 1. История в лицах.

Тема: «Юлия Вревская».

Юлия Вревская
100
Она является не только русской героиней, но и героиней этой страны.
Болгарии


Юлия Вревская
200
«На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный госпиталь, в разоренной болгарской деревушке» она умерла от этого заболевания.
От тифа


Юлия Вревская
300
Она носила этот дворянский титул.
Баронесса


Юлия Вревская
400
Она прославила себя как фронтовая сестра милосердия во время этой войны.
Русско-турецкой


Юлия Вревская
500
Этот классик русской литературы в посмертном стихотворении в прозе «Памяти Ю. Вревской» написал о ней «Нежное кроткое сердце и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи она не ведала другого счастия не ведала и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо».

Иван Сергеевич Тургенев




Раунд 1. История в лицах.
Тема: «И многие другие».

И многие другие
100
КОТ В МЕШКЕ
(вопрос нужно отдать)
Медаль имени Флоренс Найтингейл




Это самая почётная награда для медицинских сестёр всего мира.





И многие другие
200
Его учебник, напечатанный в 1822 г, стал первым учебным руководством для российских сестер милосердия.
Учебник
Опеля


И многие другие
300
Он предложил разделить сестёр на перевязочных, дежурных, аптекарек и сестёр-хозяек, разработав специальные инструкции для каждой из этих групп, что значительно повысило качество труда сестёр и их ответственность.
Н.И.Пирогов


И многие другие
400
По их инициативе в Петербурге (1844 г.) была создана первая в России община сестёр милосердия (Свято-Троицкая).
Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезы Ольденбургской


И многие другие
500
Эта сестра милосердия за своё подвижничество причислена к лику святых (канонизирована русской православной церковью).
Великая княгиня Елизавета Федоровна


2-й раунд


Великая Отечественная
100
200
300
400
500

Красный Крест
100
200
300
400
500

ВОЗ
100
200
300
400
500

Сестринские организации
100
200
300
400
500

Современное сестринское дело
100
200
300
400
500



























Раунд 2. Современность и милосердие.
Тема: «Великая Отечественная».

Великая Отечественная 100
Этим именем бойцы ласково называли медицинских сестёр.
Сестричка


Великая Отечественная 200
В Великую Отечественную войну впервые в мире в Советской армии была введена эта сестринская должность, в обязанности которой входили вынос раненых и оказание им неотложной помощи.
Санитарный инструктор


Великая Отечественная 300

Памятник, посвященный великому подвигу медицинских сестер, установлен в этом городе.


В Челябинске


Великая Отечественная 400
Санинструктор, посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза, ей посвящено одно из самых проникновенных стихотворений про войну - «Зинка» Юлии Друниной.
Зинаида Самсонова


Великая Отечественная 500
Медицинская сестра, участница Великой Отечественной войны, первой в России награждена медалью Флоренс Найтингейл.
Лидия Филипповна Савченко

Раунд 2. Современность и милосердие.
Тема: «Красный крест».

Красный крест
100
Он предложил создать общество по оказанию помощи раненым и принять конвенцию о защите раненых и медицинского персонала на поле боя.
Анри Дюнан


Красный крест
200
ВОПРОС-АУКЦИОН
Красный крест на белом фоне -отличительный знак обществ по оказанию помощи раненым воинам


Геральдический знак швейцарского флага с обратным расположением цветов стал этим отличительным знаком.



Красный крест
300
В исламских странах эмблема этой организации несколько иная.
Красный полумесяц


Красный крест
400
В России «Красный крест» был основан в 1867 году этим Императором.
Александром II


Красный крест
500

Ряд международных соглашений, заключенных на конференциях в Женеве в 1864г. получили это название.

Женевская конвенция







Раунд 2. Современность и милосердие.
Тема: «Всемирная организация здравоохранения».

ВОЗ
100
Штаб-квартира ВОЗ находится в этом городе.
В Женеве (Швейцария)


ВОЗ
200
Всемирная организация здравоохранения специальное учреждение этой организации.
Организации Объединённых Наций


ВОЗ
300
В 1948 году ВОЗ взяла на себя ответственность за эту классификацию.
Международную классификацию болезней (МКБ)


ВОЗ
400
Устав ВОЗ был ратифицирован 7 апреля 1948 года, с тех пор этот день значится под этим названием.
Всемирный день здоровья


ВОЗ
500
Функции медицинской сестры определяются этим бюро ВОЗ.
Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому делу










Раунд 2. Современность и милосердие.
Тема: «Сестринские организации».

Сестринские организации 100
Эта сестринская организация была основана в России в 1992 году по инициативе медицинских сестер и министерства здравоохранения Российской Федерации.
Ассоциация медицинских сестер России (РАМС)


Сестринские организации 200
Этот документ стал результатом работы конференции медицинских сестёр в Голицино.
Философия сестринского дела


Сестринские организации 300
В июне 1996 г. в Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская конференция по сестринскому делу. Организаторами конференции были Ассоциация медицинских сестер России и Министерство здравоохранения Российской Федерации. Это событие вошло в историю страны как конференция, на которой был принят этот проект.
Проект "Этического кодекса медицинской сестры"


Сестринские организации 400
Основным координирующим органом в сфере международного сестринского дела является эта организация, руководство которой осуществляют сами сестры.
Международный совет медицинских сестер


Сестринские организации 500
Объединение Европейских сестринских и акушерских ассоциаций и Европейского регионального бюро ВОЗ носит это название.
Форум


Раунд 2. Современность и милосердие.
Тема: «Современное сестринское дело».

Современное
сестринское
дело
100
Научно-обоснованная технология ухода в сестринском деле получила это название.
Сестринский процесс



Современное
сестринское
дело
200
Анализ потребностей человека и расположение их в виде иерархической лестницы принадлежат этому автору.
А.Маслоу



Современное
сестринское
дело
300
Многоуровневая система сестринского образования предусматривает не только базовый и повышенный, но и эти уровни образования.
высшее и послевузовское
сестринское образование


Современное
сестринское
дело
400
В соответствии с приказом МЗ РФ от 31.12.97 №390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации" была принята эта программа.
Государственная программа развития сестринского дела в РФ


Современное
сестринское
дело
500
КОТ В МЕШКЕ
(вопрос нужно отдать)
Вирджиния Хендерсон


Она известна своим определением сестринского ухода: "Уникальная функция медсестры заключается в оказании помощи индивиду, больному или здоровому, в выполнении таких мероприятий, содействующих сохранению или восстановлению здоровья, которые он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел необходимые для этого силы, волю и знания"







Финальный раунд



Модели сестринского дела


Сестринский процесс


Общение в сестринском деле


Обучение в сестринском деле





















Финальный раунд.


Модели сестринского дела
Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические потребности, а затем на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одним из непременных условий этой модели является участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
Добавочно- дополняющая
В.Хендерсон


Сестринский процесс
Цель этого этапа сестринского процесса - исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные проблемы, разработать стратегию достижения поставленных целей, определить критерий их выполнения.

3 этап СП – планирование сестринского вмешательства



Общение в сестринском деле
Этот стиль поведения в общении медицинской сестры с пациентом нацелен на максимальную реализацию собственных интересов, но предполагает совместные усилия в поиске решений возникшей проблемы.
Сотрудни-
чество


Обучение в сестринском деле
Человек обучается новым действиям благодаря умственной и мышечной деятельности в этой сфере обучения.

Психо-
моторной





Литература

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003. – «Кирилл и Мефодий», измен. и дополн., 2003.
Медицинская энциклопедия (на двух дисках CD-ROM). – Золотой Фонд российских энциклопедий: «Медицинская энциклопедия РАМН, 2003; ЗАО «Гласнет», 2003.
Основы сестринского дела: Учебное пособие / Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А. и др. – М.: Медицина, 2001.
Теория сестринского дела. Учебное пособие для студентов факультета высшего сестринского образования. Самара: Г.П. «Перспектива»; 2002.
Мухина С.А., Тарановская И.И. Теоретические основы сестринского дела : Учебное пособие. В 2 частях. Ч. I. – М.: 1996.
П. Бейер, Ю. Майерс и др. Теория и практика сестринского дела в двух томах (Т.I):Учебное пособие. Пер. с англ. /Под ред. С.В. Лапик, В.А. Ступнина, В.А. Саркисовой. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008.
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: Феникс, 2004.



Рисунок 9Описание: For_mercy_behalf_Dashi_Sevastopol_-_badge