Технология использования артикуляционной гимнастики в коррекции лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОНР III ур.


Технология использования артикуляционной гимнастики в коррекции лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОНР III ур.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные. Артикуляционная гимнастика входит в структуру индивидуального логопедического занятия. Она проводится с детьми до тех пор, пока не будут поставлены все нарушенные звуки. Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами та кой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизносиельных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц. Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально. Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Артикуляционная гимнастика проводится в зависимости от нарушения звукопроизношения. Например, для звука Р необходимы такие упражнения, как «Заводим мотор», «Грибочек», «Футбол» и др. ; для звука Л: «Индюки болтают», «Качели». Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо логопеда. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко окрашены. В нашей работе артикуляционная гимнастика позволяет не только подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков, но и помогает в развитии лексико-грамматических категорий. Так, например, при закреплении знаний детей о животных педагог подбирает упражнения, связанные с лексической темой «Животные»: «Лягушка», «Бегемот», «Слоник» и др. При этом у детей пополняется лексический запас. Дети учатся называть и подбирать действия: «что делает лягушка? – улыбается; что делает бегемот – широко открывает рот», подбирать антонимы: «У тебя маленький бегемотик, а у меня большой. Лягушка вытянула язык широкий, а потом – узкий». Также благодаря артикуляционной гимнастики развиваются навыки словообразования и словоизменения: «Я сделаю большого бегемота, а ты маленького бегемотика», «У меня слон, а у тебя – слоник», «Кого мы с тобой делали: слонов, бегемотов» (употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, родительного падежа множественного числа). Стихотворные тексты, двустишия также помогают закреплять новые слова и грамматические категории, например, при организации работы по лексической теме «Инструменты» дается такое стихотворение: Гвозди, молоток и клещи – Нужные плотнику вещи. Молоток стучит «тук-тук», Язычку он лучший друг.
Многократное повторение стихотворения не только педагогом, но и ребенком позволяет закрепить названия тех или иных предметов, действий. Благодаря стихотворной форме артикуляционной гимнастики дети узнают больше прилагательных, упражняются в подборе антонимов: Толстые внуки приехали в гости, С ними худые – лишь кожа да кости (надувать и втягивать щеки)
Дети узнают и закрепляют пространственные понятия: вправо-влево, внутри и снаружи: …вправо и влево, внутри и снаружи с нижними зубами тоже мы дружим (соответствующие движения языком)
Также дети упражняются в подборе существительных с уменьшительно-ласкательным значением: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик.
Для развития лексико-грамматического строя речи полезными являются сказки о весёлом язычке, которые проводятся как в стихотворной форме, так и без нее. Использование сказок для артикуляционной гимнастики лучше проводить тогда, когда будут усвоены все упражнения, используемые в этой сказке. Это позволит более четко и правильно выполнить все движения. Чтобы одновременно реализовать задачи по развитию лексико-грамматического строя все стихотворные тексты лучше проговаривать вместе с ребенком, тем самым пополняя не только пассивный запас, но и активный, закрепляя грамматические категории как в пассивной речи, так и в экспрессивной.