«Формирование связной речи на интегрированных занятиях с элементами изодеятельности у старших дошкольников с ОНР третьего уровня».


«Формирование связной речи на интегрированных занятиях с элементами изодеятельности у старших дошкольников с ОНР третьего уровня».
Статья (из опыта работы логопеда-дефектолога КГУ «Детский дом № 1,г.Акколь» Карп С.В.)
Среди большого количества отклонений я не случайно остановила свой выбор на проблеме формирования связной речи.
Решение этой проблемы необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки к предстоящему школьному обучению, что сейчас весьма актуально.
В современной литературе достаточно рассмотрены пути формирования связной речи (Короткова Э.П., Глухов В.П., Ладыженская Т.А.), но мало разработаны такие вопросы, как использование средств изодеятельности для развития связной устной речи на интегрированных занятиях. Об этом свидетельствует лингвистический, психолингвистический, психолого-педический анализ литературы по этой теме
Педагоги знают, что для детей старшего дошкольного возраста с ОНР характерны нарушения умения отражать причинно-следственные отношения между событиями, восприятия действительности, в использовании речевых средств, планирования монолога.
Для развития этих умений мною была разработана и апробирована система интегрированных занятий по развитию связной устной речи с элементами изодеятельности.
За основу взяты как элементы ранее разработанных методик Казаковой Т.А., Сакулиной Н.П., Комаровой Т.С., так и собственные наработки, касающиеся нетрадиционных приемов изображения.
Работа по формированию связной речи строится в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).
Система обучения детей с ОНР была рассчитана на 70 часов и включала ряд разделов, предусматривающих овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах: составление сопровождающих высказываний в ходе выполняемой работы (комментированное рисование, лепка); воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества. Предусматривался постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на образец), к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность, к высказываниям по собственному замыслу. Основной формой работы являлись учебные логопедические занятия, проводимые групповым методом.
Обучению детей рассказыванию предшествовала подготовительная работа
Целью этой работы было достижение уровня речевого и языкового развития, которое является основой для составления разных видов развернутых высказываний.
Подготовительная работа включала формирование лексического, грамматического и синтаксического базиса связной речи.
Во втором, третьем периодах обучения с целью формирования навыков описательных рассказов решались следующие задачи:
Развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предмета.
Реализация этой задачи осуществляется с помощью приемов лепки, рисования, аппликации. Дети выполняют работу в той же последовательности, в какой и описывают предмет, следуя принципу ― от главного, существенного к второстепенным деталям.
В целях формирования навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества мною проводились следующие виды занятий:
моделирование сюжета сказки Хвосты из пластмассовых фигур с заменой действующих лиц.
Моделирование сюжета сказки «Почему у журавля самые длинные ноги» по аналогии со сказкой «Хвосты» с использованием природного материала.
Моделирование сюжета сказки «Как хозяин друзей нашел» по аналогии со сказкой «Как собака друга искала» с помощью панно в технике коллаж.
Составление рассказа по собственному рисунку и от рифмы (по данному началу).
Рисование содержания пословиц и составление рассказов по рисункам.
Рисование юмористических картинок по собственному плану и составление рассказов об изображенном.
Результаты работы свидетельствовали об эффективности представленного содержания коррекционной работы по формированию связной речи на интегрированных занятиях с элементами изодеятельности. Именно интеграция ― включение, внедрение в процесс формирования связной устной речи методов, средств изодеятельности способствует формированию связной речи детей с ОНР, развивает главные ее составляющие: развернутость, логичность, произвольность, непрерываемость, программированность.
В связи с этим мною были разработаны методические рекомендации.
Разработанная мною система работы по формированию связной речи у детей с ОНР 3 уровня может быть использована в своей работе воспитателями и логопедами.
Данная система работы рассчитана на 70 часов (2 года) с учетом того, что занятия будут проводиться один раз в неделю.
Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые по 20-30 минут.
Рекомендуемая в данной работе система обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР рассказыванию с помощью средств изодеятельности включает в себя ряд видов работы, которые помогут овладеть навыками монологической, диалогической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, по поводу выполняемой, выполненной, предстоящей работы, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества ( по аналогии, на заданную тему и т.д.).
Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к продуктивным (самостоятельным); от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.По каждому из разделов ставятся конкретные задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действия с помощью изобразительных средств и техник изображения, которые помогают построению данного вида монологических высказываний, их планированию.
Материалы, представленные в работе, дают основание считать, что интегрированные занятия с элементами изодеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР способствуют условиям формирования связной речи.
Для обеспечения этого необходимо:
Работу проводить поэтапно, последовательно, систематично, следуя принципу ― от простого, к сложному.
Осуществлять взаимосвязь с воспитателем (логопедом).
Осуществлять в работе дифференцированный подход (работа в парах, в подгруппах ― 4 человека).
Осуществлять индивидуальный подход через выбор средств, способов (техник) изображения.
Использованная литература:
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию., М.: «Просвещение», 1982.
Тихеева Е. И. Родная речь и пути ее развития. 1 издание СПб. 1913.
Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: 1991.
Лалаева Р. И. , Серебрякова И. В. Коррекция ОНР у дошкольников.- М., «Просвещение», 1964
Айзман Р. М., Жарова Г. Н., Савенков А. И., Забрамная С. Д. Подготовка к школе. - М., 1991
Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.: Детство- Пресс, 1999.
Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Вопросы теории ипрактики. - М.: 1985. –
[ Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1998.