Лекция. Философия сестринского дела

Министерство здравоохранения Челябинской области
ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНА
зам.директора по УР: на ЦМК «Сестринского дела»
_______ Севостьянова И. А. протокол___ ______Евсеева И.Л.
«___»_____________ 20___ г. «____»_________________20___г.


Опорный конспект лекции

Тема: «Философия сестринского дела»

ПМ 04 (07) «Выполнение работ по профессии
младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК. 04. (07) 01. Теория и практика сестринского дела


Специальность:
34. 02. 01 «Сестринское дело»
31. 02. 01 «Лечебное дело»

Курс 1,2

Автор: Евсеева Ирина Леонидовна
преподаватель
первой квалификационной категории























Опорный конспект лекции по теме «Философия сестринского дела» разработан в помощь обучающимся при проведении теоретического занятия по ПМ.04.(07.) Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными согласно ФГОС по специальностям 31.02.01. Лечебное дело, 34.02.01. Сестринское дело.



Составитель: Евсеева Ирина Леонидовна преподаватель
первой квалификационной категории



План лекции:

Принципы философии сестринского дела в России.
Фундаментальные понятия философии сестринского дела.
Этические компоненты как основа философии сестринского дела.
Основные положения Этического Кодекса медицинских сестер России.
Этический Кодекс Международного Совета медицинских сестер.
Определение понятий «этика», «биоэтика», «медицинская тайна».
Сестринская деонтология.
Особенности медицинской деонтологии.


Принципы философии сестринского дела в России

Одно из наиболее широко распространённых в настоящее время определений понятия «философия»: философия – это наука о взаимодействии субъекта и объекта и об изменениях отношений между ними, возникающих в результате этого взаимодействия.
С началом реформы сестринского дела в России активно используется понятие «философия сестринского дела» - «выраженный в понятиях дух этой профессии, определение её миссии в обществе, а также лежащий в её основе системы ценностей».
Философия и сестринское дело. Какая связь между ними? Зачем сестринскому делу философия? И что такое философия сестринского дела?
Эти вопросы обсуждались на I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела (1993). Впервые в нашей стране были даны определения таких ключевых в сестринском деле терминов, как «сестра», «пациент», «сестринское дело», «окружающая среда». Были определены отношения взаимодействия, возникающие между указанными субъектами и объектами. Наконец, сформулированы этические ценности, которыми должна обладать профессиональная сестра.
На основе принятых определений были сформулированы принципы философии сестринского дела в России. Мы приводим полный текст этого документа.
«Философия сестринского дела является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношении между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой. Она основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В центре этой философии находится человек. Сестринское дело опирается на древнюю традицию, целью которой является удовлетворение человеческих потребностей в защите здоровья и окружающей среды.
Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству и правам человека. Мы верим в священный дар жизни и в связи с этим рассматриваем каждую отдельную личность как единое целое с ее внутренними возможностями к росту и развитию физическому, философскому, социальному, культурному, интеллектуальному и духовному.
Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом (в том числе и перед пациентом) и ответственность общества перед сестрой. Общество признает важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентирует и поощряет его посредством издания законодательных актов.
Целью сестринского дела является осуществление сестринского процесса.
Сестра стремится выполнять свою работу профессионально, уважая и охраняя достоинство пациента, его автономию и гармонию с обществом и социальными потребностями.
Современное сестринское дело является наукой и искусством. Успешное применение философии сестринского дела в России, развитие творческого потенциала сестер возможно только в том случае, если общество выполнит свои обязательства по отношению к ним.
Сестра является специалистом, который обладает знаниями и умениями, несет ответственность за процесс ухода и проявляет милосердие. Сестра уникальная, общественно активная личность, которая совершенствует свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход. Сестра действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения с тем, чтобы удовлетворить потребности общества и отдельных пациентов в защите здоровья.
Обязательства сестер включают в себя уважение к пациентам и право их на самостоятельность. В соответствии с этим она действует, исходя из принципов: не причинить вреда, делать добро, уметь сотрудничать и быть преданной как профессии, так и пациенту. Сестринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению.
Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Оказывая помощь пациенту, сестра старается создать атмосферу уважительного отношения к его этическим ценностям, обычаям и духовным убеждениям. Сестра сохраняет конфиденциальность в интересах пациента, оберегает информацию, если она не противоречит его здоровью и здоровью общества.
Сестра принимает участие в решении экологических проблем.
Современные сестры обращаются за вдохновением к опыту прошлого, опыту основоположников сестринского движения, подвижничеству таких легендарных личностей, как Флоренс Найтингейл, Екатерина Бакунина, Дарья Севастопольская и др.
Сестры оптимистично смотрят в будущее и развивают сестринское дело как науку и искусство.
С новым сестринским делом для новой России в новое столетие!»


Фундаментальные понятия сестринского дела

Согласно международной договоренности, философия сестринского дела базируется на 4 основных понятиях:
пациент как личность;
сестринский уход как наука и искусство;
окружающая среда;
здоровье.
Ниже приведены определения терминов.

ПАЦИЕНТ человек (индивид), который нуждается в сестринском уходе и получает его.
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО - часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА - совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов жизнедеятельности человека.
ЗДОРОВЬЕдинамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.
Помимо 4 основных понятий необходимо знать определения и других, существенных для сестринского дела.
ЧЕЛОВЕКцелостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.
СЕСТРАспециалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право ни сестринскую работу.


Этические компоненты как основа философии сестринского дела

Этическими элементами философии сестринского дела являются этические обязанности, ценности и добродетели (совершенства).
Сестра, разделяющая принятую философию сестринского дела, принимает на себя следующие этические обязанности:
говорить правду;
делать добро;
не причинять вреда;
уважать права пациента;
уважать обязательства других (членов бригады);
держать слово;
быть преданной;
уважать право (пациента) на самостоятельность.
Этическими ценностями (на которых также основана философия), определяющими цели, к которым стремится сестра, являются:
профессионализм;
здоровье;
здоровая окружающая среда;
независимость;
человеческое достоинство;
забота (уход).
Добродетели (совершенство) определяет личные качества, которыми должна обладать хорошая медицинская сестра.
Добродетели это черты характера, которые располагают человека к хорошим поступкам:
сострадание;
милосердие;
терпение;
целеустремленность.


Основные положения Этического кодекса медицинских сестёр России

Если кто-то выбирает профессию медицинской сестры, он принимает на себя обязанность придерживаться тех ценностей, на которых основана философия сестринского дела. Этический кодекс медицинской сестры России, принятый в 1996 г. Ассоциацией медицинских сестёр России, отражает современные этические принципы, нормы и стандарты, обязательные в профессиональной деятельности медицинских сестёр.
Основными принципами ухода являются:
обеспечение безопасности пациента;
конфиденциальность;
уважение к пациенту и поддержание его чувства собственного достоинства;
общение;
поддержание независимости пациента;
обеспечение инфекционной безопасности.
Принимая философию ухода, медицинская сестра должна осуществлять уход в рамках этих принципов.


Этический кодекс Международного Совета сестер

Этические принципы, сформулированные представителями Национальной сестринской ассоциации, определяют этический кодекс медицинских сестер в каждой из стран, который представлен также в этическом кодексе Международного Совета сестер.
Полный текст этого кодекса.
Этические основы сестринского дела
На сестру возложены 4 основные обязанности: сохранять здоровье, предотвращать заболевания, восстанавливать здоровье и облегчать страдания.
Потребность в работе сестры универсальна. Сестринское дело подразумевает уважение к жизни, достоинству и правам человека. Оно не имеет ограничений по национальным и расовым признакам, по признаку вероисповедания, цвета кожи, возраста, пола, политического или социального положения.
Сестры оказывают медицинскую помощь лицам, семьям и обществу, координируют свою деятельность с работой других групп.
Сестра и пациенты
Основную ответственность сестра несет перед теми, кто нуждается в ее помощи.
Оказывая помощь, сестра старается создать атмосферу уважительного отношения к этическим ценностям, обычаям и духовным убеждениям пациента.
Сестра хранит полученную конфиденциальную личную информацию и делится ею с большой осторожностью.
Сестра и практика
На сестре лежит личная ответственность за осуществление сестринского дела на практике и за постоянное повышение квалификации.
Сестра старается выполнять работу на самом высоком уровне, возможном в данной ситуации.
Сестра принимает взвешенные решения о личной компетенции, давая и беря на себя поручения.
Выполняя профессиональные обязанности, сестра должна постоянно вести себя так, чтобы не подорвать доверие к профессии.
Сестра и общество
Сестра, как и другие граждане, несет ответственность за осуществление и поддержку мер, направленных на удовлетворение общественных запросов в области здравоохранения.
Сестра и сотрудники
Сестра поддерживает отношения сотрудничества с другими медсестрами и с теми, с кем ей приходится работать.
Сестра принимает необходимые меры для безопасности пациента, если его состоянию угрожает опасность со стороны сотрудников или других людей.
Сестра и ее профессия
Сестра играет главную роль в определении и воплощении желательных стандартов сестринской практики и специального образования;
Сестра принимает активное участие в развитии профессиональных знаний.
Сестра, работая в профессиональной организации, участвует в разработке и обеспечении справедливых социальных и экономических условий работы.

Определение понятий «этика», «биоэтика», «медицинская тайна»

В современной медицине область этических вопросов обозначается различными терминами: «врачебная этика», «медицинская этика», «медицинская деонтология», «биоэтика», «биомедицинская этика».
"Ethos" - обычай, нрав. Этика изучает нравственность, то есть нормы поведения людей, их моральные отношения. Главный этический принцип - НЕ НАВРЕДИ!
Нужно всегда соблюдать главный этический принцип - НЕ НАВРЕДИ! Разладами в коллективе можно навредить больному. В коллективе должна быть такая атмосфера, которая способствовала бы и хорошей работе медицинского персонала, скорейшему выздоровлению больных. В противном случае госпитализация может не помочь пациенту и даже нанести вред. Чтобы этого не случилось, очень важна работа медсестры, контакт между пациентом и медсестрой. Сестра может прекрасно выполнять свои профессиональные обязанности, достигнет автоматизма в работе, прекрасно делает инъекции и т.д., но за всем этим нет пациента. А она должна находиться при больном, понять его, уметь хранить тайны, вызывать доверие. Доверие - это путь к выздоровлению. Если пациент верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопасности, знает, что получит все, что необходимо для восстановления своего здоровья.
Биоэтика - направление социально-философской мысли, ставящее своей задачей изучение нравственно-этичических, социально-политических и гуманитарных аспектов биологических наук.
Биоэтика - (от греч. bios - жизнь и ethikos - этика, мораль, обычаи) - наука о нравственной стороне жизнедеятельности. Биоэтика или этика жизни является разделом прикладной этики - философской дисциплины, которая изучает проблемы морали, прежде всего, относительно человека и всего живого, определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы.
Основным моральным принципом биоэтики становится принцип уважения прав и достоинства человека.
Основополагающими принципами биомедицинской этики являются:
принцип гуманности, уважения человеческого достоинства
личности;
принцип уважения моральной автономии личности;
принцип благодеяния;
принцип справедливости.
Враче
·бная та
·йна медицинское, правовое, социально-этическое понятие, представляющее собой запрет медицинскому работнику сообщать третьим лицам информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, результатах обследования, самом факте обращения за медицинской помощью и сведений о личной жизни, полученных при обследовании и лечении. Запрет распространяется также на всех лиц, которым эта информация стала известна в случаях, предусмотренных законодательством.



Этические аспекты врачебной тайны
Врачебная тайна как составная и обязательная часть медицинской деятельности является одним из важнейших принципов в деонтологии и профессиональной медицинской этике. Этические нормы общества предполагают, что каждый человек должен сохранять тайну, доверенную ему другим лицом. Однако, особое значение понятие «тайны» имеет в области медицины, где тесно соприкасаются и переплетаются сведения о больном, его настоящем состоянии здоровья и перспективах, а зачастую и о будущем человека (сможет ли он остаться на своём рабочем месте по окончании заболевания, станет ли инвалидом и т. д.). Многие факты личной жизни в процессе лечения передаются пациентом врачу как необходимые для лечебно-диагностического процесса, поэтому взаимоотношения между людьми в обществе существенно отличаются от отношений по линии «врач и больной». Есть сведения, что понятие «врачебной тайны» зародилось в Древней Индии, где в доверительных отношениях лекаря и пациента действовал афоризм: «Можно страшиться брата, матери, друга, но врача никогда!». Начиная с древних времен врач клялся хранить тайну и соблюдать это обещание. Врачебная тайна относится и к основным постулатам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]:
Что бы при лечении а также и без лечения я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной

Правовые аспекты врачебной тайны

В отличие от других понятий деонтологии врачебную тайну характеризует и то, что она одновременно относится к правовым понятиям: сохранность врачебной тайны гарантируется государством и обеспечивается законодательно путем закрепления определенных запретов и юридической ответственности за её разглашение. Юридические основы защиты врачебной тайны закладывают статьи 23 и 24 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый гражданин имеет право на личную тайну, а использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ в статье 13 определяет понятие «врачебной тайны». Он же относит врачебную тайну к основным принципам охраны здоровья граждан и определяет обстоятельства, при которых допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, с согласия гражданина или его законного представителя, а также без такого согласия.
Ответственность за разглашение профессиональной медицинской тайны, во-первых, распространяется на весь круг лиц, обязанных её хранить, а во-вторых, в зависимости от тяжести наступающих последствий она может быть от дисциплинарной (замечание до уголовной).

Сестринская деонтология

Этические элементы принятой философии и раньше считались незаменимыми для сестринской практики. Моральные и нравственные качества медсестры всегда имели не меньшее значение в ее профессиональной деятельности, чем мануальные навыки.
Специфика медицины, существенно отличающая ее от других видов человеческой деятельности, заключается, прежде всего, в необходимости постоянного, каждодневного, ежечасного общения сестры с пациентом. При этом следует помнить, что человек, имеющий проблемы со здоровьем, по характеру своего мышления, глубине переживаний, силе психоэмоционального напряжения, по отношению к самому себе и окружающим, как правило, существенно отличается от человека, у которого таких проблем нет. Болезнь, особенно длительная, хроническая, для многих людей представляет тяжелую психическую травму, которая приводит не только к ухудшению физического состояния и самочувствия, но и к серьезным сдвигам в психоэмоциональной сфере. Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, а нередко и свою жизнь, хочет как можно скорее получить эффективную сестринскую помощь. Он должен быть уверен не только в высоком профессионализме сестры, но и в ее порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому уже с древних времен общество предъявляло особые требования именно к моральным, нравственным качествам сестринского персонала. И сестра берет на себя определенные моральные обязательства по отношению к пациенту, обществу, коллегам.
Частью сестринской этики является деонтология. Этот термин был впервые использован Кантом и происходит от греческого «деон»долг. Деонтология рассматривает, как, с точки зрения сестринской этики, должна поступать сестра в конкретных ситуациях, возникающих в процессе ее профессиональной деятельности.
Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ (460377 гг. до н. э.): «Должно обращать внимание, чтобы все, что принимается, приносило пользу». Он писал: «Лицо, посвятившее себя медицине, должно обладать следующими качествами: бескорыстием, скромностью, целомудрием, здравым смыслом, хладнокровием...».
Какие же качества необходимы медицинской сестре для ее профессиональной деятельности?
«Любовь и забота лучшее лекарство», писал Парацельс. Эти же качества, обязательные для сестринского персонала, выделяет и И. Харди в книге «Врач, сестра, больной» (1981): «Нежность, ласковость, терпение и вежливостьвот составные элементы хорошего стиля работы, в них выражается заботливость, внимание и любовь сестры к своим больным».
На наш взгляд, точнее всего принципы сестринской этики и деонтологии отражены в клятве, которую дают выпускники сестринских школ во многих странах. Это клятва Флоренс Найтингейл:
«Перед Богом и перед лицом собравшихся я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.
Я буду воздерживаться от всего ядовитого и вредного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарства, могущего принести вред.
Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в секрете всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентами и их родными.
Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных моей заботе».


Особенности медицинской деонтологии

Человек, приходящий на прием к врачу либо поступающий на излечение в стационар, оказывается в непривычной среде, изобилующей отрицательно влияющей на его состояние факторами, которые называются миелогениями.
Предупредить появление миелогений возможно путем создания благоприятной обстановки в лечебном учреждении. Это зависит также от самого пациента, окружающих его больных и от медперсонала.
Эгогения – отрицательное влияние на состояние больного, которое создает он сам.
Причины, способствующие развитию эгогений, весьма разнообразны: подавленное психоэмоциональное состояние больного, религиозные предрассудки, предубеждения в отношении болезней и возможностей медицины, страх смерти, боязнь предстоящего медицинского обследования и многое другое.
Возникновению и закреплению эгогений нередко способствует прочитанная больным медицинская литература или материал бездумно построенной санитарно-просветительной беседы.
Эрготогения – неблагоприятное влияние одних больных на других в процессе их общения.
Уместно упомянуть о так называемых несовместимых больных. Например, нежелательно поступление больного в палату, где длительно и не совсем успешно лечится другой пациент с аналогичным заболеванием.
Медицинская сестра должна хорошо знать обстановку в отделении, чтобы вовремя предупредить отрицательное влияние некоторых больных на микроклимат в палате.
Ятрогения – болезненное состояние пациента, обусловленное деятельностью врача.
Ятрогении можно подразделить на три группы:
Ятропсихогении – отрицательные влияния на психику больного.
Ятрофармакогении – болезненные состояния, обусловленные действием на организм человека лекарственных средств.
Ятрофизиогении – болезненные состояния, обусловленные воздействием на организм человека физических факторов (механических, термических и др.) вследствие проведения диагностических и лечебных мероприятий.
Ятрофизиогении могут возникать практически при всех лечебных и диагностических манипуляциях.
Ятрогении могут возникать как следствие различных причин, вызываемых не только действием врача, но и в результате деятельности среднего и младшего персонала.

ГЛОССАРИЙ

Философия сестринского дела – это наука о взаимодействии субъекта и объекта, об изменениях отношений между ними, возникающих в результате этого взаимодействия

Пациент – человек, который нуждается в сестринском уходе и получает его.

Этические обязанности – как должна действовать медсестра.

Этические ценности – цели, к которым стремится медсестра.

Этические добродетели – личные качества, которыми должна обладать хорошая медсестра.

Деонтология – практическая часть медицинской этики, это наука о профессиональном долге по отношению к больным и здоровым.

Эгогения – отрицательное влияние на пациента, которое он создает сам.

Эгротогения – неблагоприятное влияние одних пациентов на других в процессе их общения.

Ятропсихогения – отрицательное влияние на психику пациента.

Ятрогения – заболевания, вызванное неосторожно высказанным словом.

Милосердие – моральное обязательство творить добро.

Справедливость - моральное обязательство обращаться с людьми справедливо и беспристрастно.

Конфиденциальность - моральное обязательство уважать секреты и конфиденциальную информацию.

Автономность - моральное обязательство уважать личность человека и его право принимать решения.

Долг – центральная категория медицинской этики, определяющая, как должностную так и нравственную стороны профессиональной деятельности.





Контрольные вопросы для самоподготовки

Дайте определение философии как науки.
Почему возникла необходимость философского осмысления сестринского дела?
Что является основой духовных ценностей медицинских работников?
Назовите место и дату проведения I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела.
Дайте характеристику основным понятиям философии сестринского дела.
Перечислите основные принципы философии сестринского дела.
В чём заключается сущность философии сестринского дела?
Перечислите этические элементы сестринского дела, которые медицинская сестра принимает для исполнения и стремится их достигнуть.
Дайте определение этики как науки.
Дайте определение биотики как науки.
Дайте определение деонтологии как науки.
Какими должны быть современная медицинская сестра, фельдшер с точки зрения философии сестринского дела?
Литература


Основная:

Каретникова О.Ю., Кочнева С.А., Ульянова И.И., преображенская О.Ю. Новейший справочник медицинской сестры – М.: ООО «Дом славянской книги», 2015, с. 92 – 135.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник/ С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011, с. 13 – 20.


Дополнительная:

Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова; под ред. В.В.Морозова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012, с. 37-60, 104-115.

Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Карабухина. – Изд. 20-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2014, с. 49 - 64.


Интернет-ресурсы:

http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Биоэтика: основные понятия.
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Биоэтика. Медицинская тайна.













ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Принципы философии сестринского дела в России.
Фундаментальные понятия философии сестринского дела.
Этические компоненты как основа философии сестринского дела.
Сестра как независимый специалист в сфере здравоохранения.
Основные положения этического Кодекса Международного Совета медицинских сестер и Этического Кодекса медицинских сестер России.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ.
Студенты должны ЗНАТЬ:
необходимость философского осмысления сестринской практики для дальнейшего прогресса в сестринском деле;
основные понятия философии сестринского дела: пациент, сестринское дело, окружающая среда и общество, здоровье;
определение сестринского дела, его миссию, цели и задачи, соотношения сестринского дела и общества, лечебного и сестринского дела;
этические элементы философии сестринского дела, обязанности, ценности и добродетели медсестры.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Охарактеризуйте изменения, которые претерпело сестринское дело в своем развитии от прехристианского периода до наших дней.
Ваше собственное представление о целях и задачах сестринского дела, его сегодняшнем и завтрашнем дне.
Дайте определение понятия "медицинская сестра".
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
"Станем же твердо на основе сердца и поймем,
что без сердца мы шелуха погибшая"
С.Рерих
ЗАЧЕМ НОВОЙ РОССИИ ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА?
За последние 20 лет в связи с изменениями в обществе и достижениями в здравоохранении роль медицинской сестры значительно возросла, а значит, существенно повысились требования к профессиональной сестринской деятельности. Среди причин следует назвать:
постарение населения. В настоящее время в стране насчитывается 37 млн. пенсионеров. В некоторых областях центральной России доля лиц пожилого и старческого возраста составляет 50%.
увеличение числа хронических больных и инвалидов, онкологических пациентов.
изменение государственности, связанный с этим жестокий социальный стресс, обнищание населения, удорожание врачебной помощи, неблагоприятная экологическая ситуация.
постепенная христинианизация общества и медицины, то есть постепенный возврат к православной христианской морали. Осознание обществом значимости каждой отдельной человеческой личности подтверждает право каждого человека на достойную жизнь, в том числе достойную жизнь в болезни и достойную смерть.
Между тем до недавнего времени наша страна оставалась одной из немногих стран мира, где традиционно готовили медицинских сестер только вспомогательного уровня - уровня помощника и исполнителя воли врача. Эта диспропорция между количеством медицинских сестер (800000!) и качеством их подготовки еще раз подтверждает кризис, переживаемый российским сестринским делом. Сестринское дело в том виде, в каком оно существует сегодня в стране, не отвечает социальному заказу, огромный потенциал медицинских сестер используется едва ли на треть, возможность творчества и профессиональной карьеры ограничены. Изменившаяся ситуация требует воспитания медицинской сестры нового типа, равноправного и ответственного члена единой бригады медицинской помощи. Это медленный и болезненный процесс, осуществление которого невозможно без философского обоснования деятельности медицинской сестры. Тенденция философского осмысления основных понятий сестринского дела впервые появилась в США в 30-е годы, и уже в середине 50-х каждый сестринский колледж имел свое индивидуализированное понимание концепции сестринского дела. Именно пристальным вниманием к вопросам профессиональной философии медицинские сестры за рубежом в значительной степени объясняют безусловный прогресс сестринского дела за последние полвека.
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ВООБЩЕ И ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ЧАСТНОСТИ?
Если мы заглянем в словарь, философия - это декларация намерений профессиональной группы, исходящая из моральных представлений этой группы, "окно в сердце, разум и душу профессиональной группы" (Марша Фаулер).
Философия сестринского дела - выраженный в понятиях дух сестринского дела, определение его миссии в обществе, а также лежащей в его основе системы ценностей (А.Я.Иванюшкин).
Программный документ "Философия сестринского дела в России", принятый на 1-ой совместной российско-американской научно-практической конференции по теории сестринского дела (Голицыно, 1993 г.), отражает систему взглядов российских медицинских сестер на основные ценности и перспективы их профессии, раскрывает перед обществом профессиональное мировоззрение, идеал в сестринском деле. Философия описывает сестринское дело таким, каким оно должно быть. Это описание не ( совпадает с тем? что мы встречаем в реальной жизни, но дает ощущение профессиональной перспективы. Нет движения, если нет идеала - идеала четко осознанного. Философия выполняет функции дирижера или внутреннего компаса в сестринском деле. Только определив для себя идеал и подвергнув критическому анализу нынешнее состояние отечественного сестринского дела, станет возможным поступательное движение и только тогда наметятся приоритетные направления в осуществлении реформы.
Философия сестринского дела как фундамент всех аспектов профессиональной жизни медицинской сестры - это широкое утверждение, включающее ответы на следующие вопросы:
определение сестринского дела, его миссия, цели и задачи;
соотношение сестринского дела и медицины;
взаимодействие медицинской сестры и пациента;
профессиональная этика (ценности, добродетели и обязательства медицинской сестры);
характер взаимоотношений сестринского дела и общества.
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Существует более ста определений сестринского дела, что свидетельствует об отсутствии определения, исчерпывающего это понятие.
Из материалов 1-й Голицынской конференции по теории сестринского дела:
- Сестринское дело - это наука и искусство диагностики и коррекции ответных реакций человека на существующее или потенциальное болезненное состояние.
Можно дать другое определение практики ухода за больными:
Сестринское дело - комбинация биологических и медицинских
наук с искусством проявления заботы и человечности.
Почему сестринское дело одновременно является наукой и искусством?
Сестринское дело как искусство - искусство заботы, требующее творческого воображения, интуиции и артистизма в выражении своих чувств и чувств пациента.
Сестринское дело как наука -это организованная, систематизированная структура знаний, полученных и проверенных путем исследовательской деятельности. Научной основой профессиональной деятельности медицинской сестры является сестринский процесс.("Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий на корабле без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет", - говорил Леонардо да Винчи.
РЕФОРМАТОРСТВО В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Очень часто идеи, процесс или предмет слишком велики или абстрактны, чтобы обращаться непосредственно к ним. Тогда реальная вещь заменяется моделью. Например, существуют модели домов, машин или самолетов. Модель сестринского дела отражает его общие черты, позволяя анализировать и указывать направление дальнейшей практики медицинской сестры.
Исторически сложилось несколько базисных моделей сестринского дела.
До XIX века сестры отличались пассивностью. Не имея возможности учиться, они слепо выполняли указания врача и горячо молились за исцеление больного. Сестринское дело не было социально организовано, не имело специального образования и общественного статуса. Сама форма сестры милосердия - темное длинное платье и покрывало (вуаль) обозначали скромность и смирение, послушание и готовность помочь ("сестра,
вытирающая пот")- Со стороны сестер не было попыток активно повлиять на ход болезни, теоретически осмыслить свою деятельность, принять на себя ответственность за результаты сестринской работы. С течением времени вспомогательный, "технический" характер сестринского труда привел к отсутствию четкой дифференциации, то есть четкого разделения, медицины и сестринского дела, слиянию этих понятий и формированию так называемой врачебной модели сестринского дела. В этой модели в центре сестринской работы находится, главным образом, врач, а не пациент. Цели и способы ухода определяются также докторами и чаще сводятся к выполнению врачебных назначений. Такой подход, абсолютная замкнутость на врача и его указания сужает поле творческой деятельности сестры и обедняет ее помощь пациенту.
Переворот во взглядах на сестринское дело произошел в конце XIX -начале XX веков во многом, благодаря идеям английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл. Флоренс Найтингейл является автором новой живой модели сестринского дела, создателем стройной системы ухода, позволившей сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии. Сестринское дело и медицина разделились, и Флоренс наглядно показала, что сестринское дело обладает достаточным потенциалом для того, чтобы стать вровень с медициной.
Флоренс Найтингейл выделяла уже две сферы ухода: уход за больными и уход за здоровыми.
Уход за здоровыми определялся ею как "поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезней", то есть впервые был сделан акцент на профилактику заболеваний и общественное здоровье.
Согласно модели Флоренс Найтингейл, ухаживая за больным, медицинская сестра должна:
пытаться активно влиять на течение болезни, "искусно манипулируя для этой цели двумя рычагами - внешней средой и ценностями пациента". Осмыслить, насколько это важно, помогает такой факт -смертность в ходе Крымской кампании среди раненых и больных прифронтовых госпиталей после появления на передовой Флоренс Найтингейл и ее сестер милосердия, обеспечивавших тишину, чистоту, свежий воздух, правильное питание, частые перевязки, снизилась с 50% до 2%Ч В своих знаменитых "Записках об уходе" Флоренс дала первое известное нам определение сестринского дела: "Сестринское дело есть действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению".
помочь человеку не просто выжить, но жить как можно более полноценной жизнью, приносящей удовлетворение.
Медицинская сестра должна сделать все от нее зависящее, чтобы помочь пациенту как можно быстрее обрести независимость. При этом ей
приходится решать целый комплекс проблем, стоящих перед пациентом -не только физических, но и социальных, духовных, психологических. Немецкий философ Мартин Хаидеггер говорил: "Тело человека - не столько материя, сколько форма души". По определению Европейского регионального Бюро ВОЗ, "миссия, то есть главная задача сестринского дела заключается в помощи отдельным лицам, семьям и группам населения определить и реализовать их физический, психический и социальный потенциал с учетом часто неблагоприятных для человека условий жизни и работы". Медицинская сестра может виртуозно владеть манипуляционной техникой, но если она не умеет помочь пациенту адаптироваться к тому жестокому стрессу, которым всегда является болезнь, если она не умеет помочь пациенту психологически, не видит в нем живого страдающего человека -она не достигает целей ухода. Нет двух миров - мира духа и мира тела, есть один - единственный мир, в котором происходят бесконечно сложные явления... Отчаяние и органические нарушения взаимно порождают и питают друг друга. Наверное, Вы помните больную девушку в рассказе О.Генри "Последний лист"? Несмотря на идеальный уход любящих ее людей, она угасала на глазах, неотрывно глядя в окно на опадающий плющ, уверовав, что умрет вместе с последним облетевшим листочком. Но лист, вопреки всем законам природы, хотя и слегка пожелтел, но крепко держался на ветке, даруя девушке надежду, а вместе с ней и силу для выздоровления. Лишь когда кризис миновал, выяснилось, что это "чудо природы" было создано художником, сумевшим помочь врачу осуществить "немедицинский фактор". Сестринское дело должно стать для наших пациентов таким "немедицинским фактором".
По удачному определению Вирджинии Хендерсон, "уникальной задачей медицинской сестры является оказание помощи человеку в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая для этого необходимыми силами, знаниями и волей".
Следующая цитата иллюстрирует это положение: "медсестра - это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить..."
Медсестра концентрирует свои усилия на том, что пациент должен был бы делать сам для себя, если бы был в состоянии или знал, как это делать; помогает пациенту справляться с ограничениями, вызванными болезнью или травмой.
Таким образом, если медицина ориентирована на заболевание, диагностику и коррекцию конкретного патологического процесса, то сестринское дело концентрируется скорее на* человеке, чем на его недуге, на выхаживании, на обеспечении комфорта, облегчении страданий. Врач отни-
мает ногу, а как человеку жить без ноги, как физически, психологически, социально приспособиться к этому новому мучительному состоянию - задача, решаемая медицинской сестрой.
Конечная цель работы врача и медсестры одна и та же:
- оптимальное здоровье и благополучие их пациента, но на пути к этой единой цели роли врача и медсестры должны быть строго дифференцированы.
Задача врача - диагностика и лечение заболевания.
Еще Авиценна писал: "Здоровье сохранить - задача медицины, болезней суть понять и устранить причины".
Задача медсестры - организация и исполнение ухода за пациентами, если под уходом понимать не хаотическое нагромождение отдельных элементов ухода, а тщательно продуманную и научно-обоснованную систему мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию пациента и членов его семьи к жизни в условиях болезни, в условиях стесненной, 01рани-ченной свободы. Другими словами, медицинская сестра должна обеспечить максимально возможный для пациента в его состоянии физический и психоэмоциональный комфорт, качество жизни в болезни.
Сестринское дело представляет собой собственную, уникальную структуру отличных от врача знаний и умений. Профессиональный уход в обязательном порядке должен отвечать следующим требованиям:
научность
системность
индивидуальность
Таким образом овладение манипуляционной техникой медицинской сестры - не самоцель, а только средство; позволяющее организовать квалифицированный уход. Вместо того, чтобы концентрироваться на овладении перечнем определенных практических действий медсестры, системная теория Флоренс Найтингейл постоянно подчеркивает основные принципы организации ухода, собирая его из отдельных элементов манипуляционной техники, как из необходимых деталей. Выполнение назначений врача является одним из разделов работы медсестры, но не основным и единственным содержанием ее деятельности.
КОНЦЕПЦИЯ "НОВОЙ" МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Если в БМЭ 1979 г. определение "медицинская сестра" звучало как "специалист со средним медицинским образованием, работающий под руководством врача", то в современной модели сестринского дела медицин-
екая сестра - личность, разделяющая философию сестринского дела, профессионально и творчески осуществляющая сестринскую практику.
Четыре уровня деятельности медицинской сестры:
укрепление здоровья;
профилактика болезней и травм;
восстановление утраченных функций;
облегчение страданий.
Медицинская сестра выступает в следующих ролях:
организатор ухода за пациентом;
исполнитель ухода за пациентом;
защитник интересов пациента;
педагог-консультант пациента и его семьи по вопросам ухода;
исследователь;
лидер;
активный член медицинской бригады.
Неслучайно Томас Льюис сравнивал медсестру с цементом, скрепляющим воедино сложную больничную систему.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Проводником философии сестринского дела в повседневной сестринской практике служит этика. "Этика - это область философии, которая определяет, что правильно и что неправильно в профессиональном поведении, где добро и где зло" (М.Фаулер). В 1997 году Ассоциацией медицинских сестер России был утвержден Этический кодекс медицинской сестры России как система нравственных ориентиров, принятых всеми представителями данной профессии. В основе Кодекса лежат принципы общечеловеческой морали. Кодекс декларирует основные этические элементы философии сестринского дела, такие как обязанности, ценности, благодетели.
Почему так важно определиться с элементами профессиональной этики?
Сестра, только что приступившая к трудовой деятельности, не может сразу оказаться на уровне профессиональных требований. Доктор философии Патриция Беннер вспоминает, как одна молодая медсестра удачно сравнивала себя с полем битвы, где сражаются друг с другом, постоянно маневрируя, перегруппировываясь, нанося фланговые удары и обмениваясь мощными артиллерийскими залпами два войска - ценности, усвоенные во время обучения, и ценности, познаваемые на практике.
Приобщаясь к этой профессии, сестра вскоре замечает, как ее личностные, приобретенные в медицинском колледже и профессиональные ценности взаимодействуют между собой, постепенно объединяясь.
I. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, например, уважение к личности.
Каждый пациент не есть безликий объект сестринской деятельности, но человек как уникальное творение природы, и в этом качестве он имеет право:
на получение сестринской помощи в полном объеме;
на получение достоверной информации о характере лечения;
на конфиденциальность;
на активное участие в уходе и лечении;
на свободный выбор своей будущей судьбы.

Медицинская сестра помогает пациенту в осмыслении его ценностей,
она вместе с ним рассматривает все возможные варианты решения проблемы, а затем, не одобряя и не осуждая, принимает любое решение своего пациента.
Другие возможные обязанности медицинской сестры:
компетентность
ответственность
преданность сестринскому делу.
П. ЦЕННОСТИ - идеалы, желаемые цели, то "чего мы ищем или что лелеем в качестве заветных целей" (М.Фаулер). Например:
здоровье
гармония
забота
независимость
комфорт
III. ДОБРОДЕТЕЛИ, личные качества медицинской сестры.
В дофлоренснайтингейловскую эпоху для характеристики медицинской сестры использовались такие эпитеты, как здоровая, набожная, чистоплотная, трудолюбивая, усердная, приветливая. Настоятельница Крестовоздвижинской общины сестер милосердия Екатерина Бакунина писала: "Сестры, о которых мы мечтаем - утешительницы больных, просительницы за них, сестры, вносящие в чужие госпитали горячие чувства любви, участия и добросердечия".
Добродетели современной медицинской сестры существенно дополнены - ей потребуется умение мыслить, сотрудничать, руководить, преподавать, брать на себя ответственность в критических ситуациях и многое другое.
МЕДСЕСТРА И ОБЩЕСТВО
<Профессия медицинской сестры, как и любая профессия, несет этические обязательства перед обществом, и общество несет этические обязательства перед профессией. Врач лечит пациента, а выхаживает его медсестра.
Можно сказать, что (Отношение общества к медсестре - это его отношение к человеку. Достижение гармонии здесь чрезвычайно важно. В основу своей профессиональной деятельности медицинские сестры закладывают обещание непрерывного прогресса в сестринском деле и защиту интересов пациента в любой возможной ситуации. Долг общества перед медицинской сестрой - с помощью четко регламентированных законодательных актов обеспечить медицинской сестре социальную тщйщенность, возможность профессиональной карьеры и профессиональный престиж.
ЧТО ПОТОМ?
За короткое время медицинская сестра прошла путь от человека, который "питает, лелеет и защищает слабого" до всесторонне образованной профессиональной медицинской сестры, работающей и с людьми в критических для них ситуациях и со сложным техническим оборудованием. Только сейчас мы постепенно осознали, каких глубин может достигнуть сестринское дело, воистину превратившись в еще одно "сердце нашего бессердечного мира". Но здесь в полный рост встает болезненно острый вопрос - возможность интеграции "новой" медицинской сестры в существующую систему российского здравоохранения с ее прочно укоренившимся институтом "технических сестер".
Есть такая восточная мудрость:
"Если вы в сокровищницу положите золото - золото и возьмете, если положите медь - медь и возьмете". Сестринское дело без фундамента профессиональной философии - это только медь.
Осмысление философии сестринского дела - шанс российских медицинских сестер на благо профессии и всех россиян усовершенствовать отечественное сестринское дело.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Голицыно, 1993 ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ
Философия сестринского дела является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой. Она основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В центре этой философии человек.
Сестринское дело основано на древней традиции, целью которой является удовлетворение человеческих потребностей в защите здоровья и окружающей среды.
Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству и правам человека. Мы верим в священность дара жизни и в связи с этим рассматриваем каждую отдельную личность как единую целостность с внутренней возможностью к росту и развитию в физическом, философском, социальном, культурном, интеллектуальном и духовном планах.
Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом (в том числе и перед пациентом) и ответственность общества перед сестрой. Общество признает важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентирует и поощряет его посредством издания законодательных актов.
Целью сестринского дела является осуществление сестринского процесса.
Сестра стремится выполнять свою работу профессионально, уважая и охраняя достоинство пациента, его автономию и гармонию с обществом и социальными потребностями.
Современное сестринское дело является наукой и искусством. Успешное применение философии сестринского дела в России, развитие творческого потенциала сестер возможно только в том случае, если общество выполнит свои обязательства по отношению к ним.
Сестра является специалистом, который обладает знаниями и умениями, несет ответственность за процесс ухода и проявляет милосердие. Сестра - уникальная, общественно активная личность, которая совершенствует свои профессиональные психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход. Сестра действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения с тем, чтобы удовлетворить потребности общества и отдельных пациентов в защите здоровья.
Обязательства сестер включают в себя уважение к пациентам и право их на самоопределение. В соответствии с этим, она действует, исходя из принципа: не причинить вреда, делать добро, уметь сотрудничать и быть преданной как профессии, так и пациенту. Сестринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению.
Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Оказывая „помощь пациенту, сестра старается создать атмосферу уважительного отношения к его ценностям, обычаям и духовным убеждениям. Сестра сохраняет конфиденциальность, оберегая информацию в интересах пациента, если она не противоречит его здоровью и здоровью общества.
Сестра принимает участие в разрешении экологических проблем.
Современные сестры обращаются за вдохновением к опыту прошлого, опыту основоположников сестринского движения, подвижничеству легендарных личностей: Флоренс Найтингейл, Екатерины Бакуниной, Дарьи Севастопольской и других.
Сестры оптимистично смотрят в будущее и развивают сестринское дело как науку и искусство для народов России.
С новым сестринским делом для новой России в новое столетие!
ЭТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭТОЙ ФИЛОСОФИИ: ОБЯЗАННОСТИ, ЦЕННОСТИ И ДОБРОДЕТЕЛИ
ОБЯЗАННОСТИ (Правила, действия, команды) "Как Я" действую?"
Обязательства включают в себя обязанности. Основная обязанность -это быть умелым, компетентным профессионалом. Это учит сестру:
уважать пациента уважать право на самоопределение
не причинять вреда делать добро
уважать обязательства других держать слово сотрудничать быть преданной Эти действия находятся в рамках профессиональной компетенции сестер. \
ЦЕННОСТИ (Идеалы) "К чему я стремлюсь?"
Профессионализм Здоровье
Здоровая окружающая среда Независимость
Достоинство
Уход
Это должно быть положительно отмечено, это то, что я лелею и хочу видеть.
ДОБРОДЕТЕЛИ (Личные качества) "Кто я как личность?"
Знание
Умение
Ответственность
Жалость
Сотрудничество
Забота
Эти личные качества должна иметь каждая сестра.
НОВЫЕ СЕСТРЫ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ
Концептуальные определения терминов
ЗДОРОВЬЕ: динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.
СЕСТРИНСКОЕ_ДЕЛО: часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.
ЧЕЛОВЕК: целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.
СЕСТРА: специалист с профессиональным образованием, разделяю-философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагиваются активностью человека.
Делится на:
-Физическая
-социальная
-культурная
ЛИЧНОСТЬ: общественная сущность человека.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 143115







 
·