Конспект урока Весенний уход за растениями цветника


Тема урока: Весенний уход за растениями цветника.
Цели урока:
Закрепить ЗУН по весенним работам в цветнике; расширить знания учащихся о цветковых растениях, формировать навыки правильной работы с с\х инвентарем; повторить правила безопасной работы на участке;
Формировать способности к дедуктивному (движение от частного к общему)и индуктивному мышлению (умение выстраивать и пользоваться внутренней речью); развитие способности ученика устанавливать отношение между предметами (пространственные, временные, логические, части и целого, единичного и всеобщего);
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, любовь и бережное отношение к природе, любовь к искусству и литературе.
Оборудование: карточки, презентация, видеоролик «Цветы», с/х инвентарь
Ход урока:
I. Организация внимания.1.Приветствие.
- Добрый день, ребята!
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей!
Вы друг к другу повернитесь, Мило, дружно улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям! И садитесь по местам.
/ дети приветствуют, рассаживаются на места.
2.Сообщение темы и целей урока.
- Тема нашего урока «Весенний уход за растениями цветника».
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир природы, музыки, литературы, вспомним материал прошлых занятий, выполним различные задания, в том числе и практическую работу.
3. КРУ.
- Ребята, а начнем мы работу с кроссворда. Я читаю вопрос, а вы, хорошенько подумав, отвечаете. Если мы с вами правильно ответим на все вопросы, то в выделенных квадратиках получим новое слово.
1. Самый первый и красивый,Цвет бывает, как у сливы!Розовый и белый тоже,На сирень ещё похожий!Я вот отгадать не смог, Что же это за цветок?! (Гиацинт)
2. Колосится в поле рожь.Там, во ржи, цветок найдёшь.Ярко-синий и пушистый,Только жаль, что не душистый. (Василек)
3. Первым вылез из землицыНа проталинке.Он мороза не боится,Хоть и маленький. (Подснежник)
 4. Наступила осень,Дышат холода...И горит на клумбеПоследняя звезда. (Астра) 
5. Даже ночью муравьишкаНе пропустит свой домишко:Путь - дорожку до зариОсвещают фонари.На больших столбах подрядЛампы белые висят. (Ландыш)
1г и а ц и н т
2в а с и л ё к
3п о д с н е ж н и к 4а с т ра 5л а н д ы ш
- Какое слово у нас получилось?
- Верно, цветы.
- На земном шаре существует около 500 тысяч растений, большая часть -  цветы. Человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. А сколько волшебных творений вокруг нас!
II.Обобщение знаний учащихся по теме.1. Вступительное слово учителя.
- Цветы сопровождают человека от рождения до смерти. Когда была вскрыта гробница египетского правителя Тутанхамона, глазам археологов открылось великолепное убранство захоронения, многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов, и, казалось, они сохранили свой аромат. Не золото, не рубины, а цветы были последним знаком любви, последним приветом молодой жены ушедшему супругу.
- Цветы даруют не только красоту, они еще и дружат с человеком: врачуют, указывают дорогу, стерегут подземные клады, предсказывают погоду. Они и на пепелища приходят первыми, дают силы подняться лесам - "лёгким" нашей планеты.
2. Просмотр видеоролика «Цветы»
- Сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик о цветах. Музыку, которую вы услышите, написал великий композитор Петр Ильич Чайковский. Это произведение называется «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
/просмотр ролика
- Надо сказать, что многие композиторы посвятили свои произведения цветам. Это не только Петр Ильич Чайковский, у которого несколько произведений о цветах (например, фрагмент "Фея Сирени" из балета-сказки "Спящая красавица"), но и Сергей Рахманинов, Иоган Штраус, Роберт Шуман и многие другие.
- Красоту цветов воспевали не только композиторы, но и художники, писатели, поэты.
- Не мог пройти мимо мирного созерцания природы поэт Валерий Брюсов. Вот что пишет он о цветах:
"Цветики убогие северной весны,Веете вы кротостью мирной тишиныЛандыш клонит жемчуг крупных белых слез,Синий колокольчик спит в тени берез,Белая фиалка высится стройна,Белая ромашка в зелени видна,Здесь иван-да-марья, одуванчик там,Желтенькие звезды всюду по лугам,Изредка меж листьев аленький намек,Словно мох, бессмертный иммортель-цветок, -Белый, желтый, синий - в зелени полян,Скромный венчик небом обделенных стран."
- Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются – вечны.
Иван Петрович Мятлев / читает учащаяся
"Как хороши, как свежи были розыВ моем саду! Как взор прельщали мой.Как я молил весенние морозыНе трогать их холодною рукой!"
Иван Алексеевич Бунин / читает учащаяся
"Темной ночью белых лилийСон неясный тих.Ветерок ночной прохладойОвевает их.Ночь их чашечки закрыла,Ночь хранит цветыВ одеянии невинномЧистой красоты."3. Актуализация знаний.
А) Фронтальный опрос.
- Как бы ни было велико разнообразие окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство.
- Но что же все – таки объединяет цветковые растения?
/ они имеют одинаковые части
- Какие части цветкового растения вы знаете?
/ корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами
/ показ на слайде
- На какие группы мы делим растения по продолжительности вегетативного периода, т. е. периода роста и развития, по продожтельности жизненного цикла?
/однолетние, двулетние, многолетние
- Приведите примеры однолетних растений.
/ бархатцы, лаватера, космея
- Приведите примеры двулетних растений.
/маргаритка, виола
- Скажите, на какие группы можно разделить многолетние растения?
/зимующие и незимующие
- Приведите примеры зимующих многолетних растений.
/ нарцисс, тюльпан, ирисы
- Приведите примеры незимующих многолетних растений.
/ канна, георгин, гладиолус
Б) индивидуальный опрос.
- Примеры растений вы привели, а сейчас посмотрим, знаете ли вы, как выглядят эти растения. Перед вами карточки. Ваша задача – правильно соединить название растения и картинку.
/ работа по карточкам
В) микроитог.
- Как сложно, удивительно устроена окружающая нас живая природа! Как прекрасны и многообразны растения! Все они важны для нашей жизни. И все они нуждаются в нашем внимательном, уважительном и бережном отношении к ним. А чтобы не навредить растениям, мы должны правильно ухаживать за цветковыми растениями.
- Скажите, пожалуйста, а зависит ли уход за растением от того, к какой группе оно принадлежит?
/ответы учащихся
- Перечислите приемы ухода за деревьями и кустарниками.
Осмотр
Побелка
Обрезка
- Для чего проводим обрезку деревьев и кустарников?
/ удаление отмерших частей растения, формирование кроны растения, омолаживание побегов растения
Опрыскивание
Посадка и пересадка деревьев и кустарников
Уборка укрывного материала и прошлогодней листвы
Рыхление почвы
- Для чего мы рыхлим почву?
/ рыхление способствует разрушению почвенной корки, сохранению влаги и лучшему воздухообмену в почве, кроме того, рыхление является одной из мер борьбы с сорняками
- Какие виды работ мы выполняем с не зимующими многолетними растениями?
Осмотр
Высадка растений в открытый грунт
Полив
Подкормка
- Для чего мы подкармливаем растения?
/ для улучшения питания растений, что в свою очередь приводит к лучшему росту и развитию
- Чем подкармливаем растения?
/ удобрениями
- Какие удобрения вы знаете?
/ Органические удобрения: навоз, птичий помёт, компост, торф; минеральные удобрения - это химические вещества, которые содержат большое количество необходимых для растений элементов питания.
- А как вы думаете, может ли навредить растениям избыток удобрений?
/ Избыток, как и недостаток, питательных веществ приводит к нарушению биохимических процессов в растении, например, замедляется рост, отмирают ткани
Прополка, удаление сорняков
- С какой целью выполняем прополку, удаление сорняков?
/ сорняки следует удалять, так как они служат убежищем для вредителей и являются переносчиками болезней. Не говоря уже о том, что они истощают почву, забирая из нее питательные вещества и влагу, так необходимые культурным растениям
Рыхление почвы
- Перечислите приемы ухода за однолетними цветковыми растениями.
Полив.
Рыхление.
Мульчирование.
- Что такое мульчирование?
/ Мульчи́рование — поверхностное покрытие почвы му́льчей. В качестве мульчи используется скошенная трава,  сено,  солома,  листья,  кора, опилки, резаная бумага и картон, гравий, галька, различные укрывные материалы. Мульчирование помогает в борьбе с сорняками, выполняет роль защиты и обогащения почвы. Мульчирование является одним из наиболее эффективных способов поддержания здоровья растений.
Прополка, удаление сорняков
Подкормка.
4. Микроитог.
IV. Практическая работа.
- Сейчас мы с вами приступим к практической работе. Сначала мы с вами выполним удаление сорняков и рыхление почвы в розарии. А на следующем уроке произведем подкормку растений минеральными удобрениями.
- Прежде, чем пойти на участок, что необходимо сделать?
/ вспомнить правила безопасной работы с с/х инструментами
Повторение правил безопасной работы на участке, правила безопасной работы с с/х инвентарем, правил поведения на пришкольном участке
/ проговаривание правил ТБ
Установка на выполнение работ.
Практическая работа в цветнике.
/Контроль и дозированная помощь.
VI. Итог.
1.Анализ работы учащихся.
-  Благодарю всех за работу на уроке.
/ оценка деятельности каждого учащегося
2.Домашнее задание.
/ повторить приёмы весеннего ухода за растениями
3.Рефлексия.
- Ребята, скажите, что на нашем занятии вам показалось трудным или непонятным?
/ответы детей
- А что было интересным?
/ответы детей
- Скажите, пожалуйста, где могут пригодится знания, которые мы сегодня закрепили?
- А сейчас каждый из вас похвалит себя. За что хвалить? А за всё:
Что вам в себе сегодня понравилось;
Что вы сегодня полезное сделали;
Что вы сегодня узнали новое.
- Закончить наш урок я хочу такими словами:
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Цветы – земной красы начало.
Цветы выращивай, любя,
Чтоб ещё краше стала
Земля родимая твоя!
Карточки
Соедини линиями рисунки и названия

Нарцисс Тюльпан Гладиолус Георгин Ирис Виола