«Путешествие в страну Травляндию» Экологическое воспитание в старшей группе Раздел: «Уход за комнатными и культурными растениями»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад «Солнышко» с. Каштановое»Симферопольского района Республики Крым«Путешествие в страну Травляндию»
Экологическое воспитание в старшей группе
Раздел: «Уход за комнатными и культурными растениями»
66675249555


Автор: воспитатель первой категории
Прудникова Мария Викторовна
2017г.
ФЦКМ Тема: «Путешествие в страну Травляндию»
Цель: Мотивировать детей на дальнейшую работу по теме проекта (совместно придумать сказку о жителях страны Травляндии)
Задачи:- познакомить детей с растениями тропических лесов, засухоустойчивыми растениями;
- расширять представление детей о климатических условиях тропиков и пустынь;
- повторить классификацию растений (дикое, культурное);
- воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Предварительная работа: беседа: «Если бы не было растений», наблюдение за комнатными растениями, растениями на территории детского сада.
Оборудование и материал: проектор, ноутбук, презентация «Мир растений»; разрезные картинки Д/и: «Собери цветок»;иллюстрации «Растения».
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо. Давайте откроем его и посмотрим, что там. Ребята там - флешка. Значит это видеописьмо. Давайте посмотрим и узнаем от кого оно.
( установлен проектор и на экране первый слайд с травянчиком, рассказывающем о себе.)
Здравствуйте ребята! Я принц страны Травляндия. В нашей стране случилась беда. Люди стали забывать о нас, стали загрязнять поля, луга, цветники. Из – за этого мы стали - слабыми. И не смогли дать отпор злу. Злые тролли разрушили моё королевство, а всех жителей закрыли в темницу. Мою невесту – Прекрасную Милену заточили в башню и хотят выдать замуж, за зловещего короля троллей - Мусороеда.
И для того, чтобы спасти мой народ, мне нужна армия. Мне нужны сильные, смелые, умные войны. Которые смогут пройти дремучий лес, и добраться до страны Травляндии. Но для этого необходимо стать частичкой нас. Познакомиться с жизнью, строением и уходом за растениями. Наблюдать за нами, и изменениями происходящими с нами.
Воспитатель: Ну что ребята? Поможем принцу страны Травляндии?
Воспитатель: Тогда давайте разомнёмся перед длинным и опасным путешествием.
Физкультминутка:
Воспитатель: Как Вы думаете, что у меня в руках?
Правильно – это глобус. Модель нашей планеты.
А как Вы думаете, почему он раскрашен в разные цвета? Правильно. Каждый цвет имеет своё значение. Синий и голубой: моря, океаны, реки, озёра. Коричневые оттенки: горы, возвышенности. Зелёный: равнины, леса. Жёлтый: пустыни.
На земле есть места, где очень часто идут дожди. А так как многие растения любят воду, то и растут они в этих местах очень хорошо. Такие места называют – тропиками.
Давайте познакомимся с некоторыми растениями тропических лесов.(сл.)
Но есть и места, где вообще не идут дожди. И очень жарко. Такие места называют – Пустыни. Вместо почвы – песок. Но некоторые растения умудряются выживать в таких условиях. И обходятся практически без воды.
( сл.)
Д/и: «Собери цветок»
Цель: развивать абстрактное мышление; формировать навык собирать из частей целый образ ( предмет).
Воспитатель:  - А что же такое растение? Это живое существо или нет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что растения это живые существа, они бывают самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо того, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света).-Где живут растения?
Ответы детей: в лесу, на полях, в водоемах.
Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они есть буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме воздуха, растениям необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут в тех местах, где очень темно и сухо).-Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения, пропало целое царство-государство: и деревья, и кусты, и травы, и цветы,… Что же будет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что станет не только пусто и непривлекательно без растений, но и мы с вами не сможем жить. А почему?
Ответы детей: потому - что не будет кислорода и мы не сможем дышать.
Физкультминутка «На лужайке по утру»
На лужайке поутру мы затеяли игру.
Ты – ромашка, я – вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире! (Ходьба по кругу.)
А теперь мы – ручейки,
Побежим вперегонки. (Бег по кругу.)
Прямо к озеру спешим,
Станем озером большим. (Ходьба по кругу.)
Раз, два, три, четыре. раздвигайте круг пошире!
Мы – весёлые лучи.
Мы - резвы и горячи. (Прыжки на месте.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигаем круг пошире!
Раз, два – вперёд нагнуться! (Наклоны вперёд.)
Три, четыре – быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться. (Прогнулись, руки вверх.)
Глубоко потом вдохнуть.
Раз, два – назад прогнуться, не сгибать колен ничуть.
Разогнуться, подтянуться, снова глубоко вдохнуть.
Раз, два, три, четыре, взмах руками, ноги шире! (Махи руками.)
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте.)
Стали бегать и скакать!
 Воспитатель: так как растения вырабатывают кислород, и чем больше на Земле лесов, садов, полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче человеку и всем животным дышать. Это одна из причин, почему надо беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли.
-А что нужно растениям для нормального роста и развития?
Ответы детей: вода, воздух, солнечный свет.
Воспитатель: Но не только это, а что же ещё?
Ответы детей: ещё нужна плодородная земля-почва.
Воспитатель: но почва везде разная. Там где она плодородная, то - есть богата питательными веществами - там растут здоровые растения, а на бедной, скудной - чахлые, слабые!
Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками (поливать, рыхлить, окучивать, удалять сорняки ), и пока не собран урожай люди ухаживают за посаженными растениями. Подвести детей к пониманию того, что растения, которые живут только при участии человека, называются Культурными растениями.
Показ картинок:
Воспитатель: «Где растёт это растение?»
Ответы детей: в огороде, в саду, в поле, комнатное растение, на клумбе.
-А теперь подумайте и скажите, за всеми ли растениями луга, сада, поля ухаживает человек? (дискуссия детей)
-Да, конечно, одни растения растут при помощи человека, а другие сами по себе и называют ихДикорастущими. Выживать им помогает «Матушка-природа». Ветер разносит семена, а когда они попадают в благоприятную почву -прорастают, растут и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят своей красотой с бабочками, шелковистой травой.
Показ дикорастущих цветов (эти цветы без участия человека, т.е. сами выросли на лугах, полях, лесу).
Заключительная часть.
Сегодня мы узнали, что в «Стране Травляндии» есть дикорастущие и культурные растения. Перед вами лежат перевёрнутые картинки с изображением дикорастущих и культурных растений. Вам надо их внимательно рассмотреть и определить, какое это растение, где оно растёт, в лесу или в саду, посмотрю, научились ли вы отличать дикорастущие и культурные растения в удивительной стране (Дети смотрят, определяют, подходят и вставляют в кармашки свои карточки. 2-4 детей спросить, почему положили именно сюда).
Итог: Какие растения живут в нашей «Стране Травляндии»?