Картотека дидактических игр по патриотическому воспитатнию


МБДОУ д/с-о/в №25
Картотека
дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

«Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому…»

Подготовила
Сыпченко М.В.
Дидактическая игра позволяет шире
приобщить детей к текущей жизни вдоступных им формах нравственных
переживаний. Дидактическая игра понравственно-патриотическому
воспитанию позволяет открыть
комплекс разнообразнойдеятельности детей: мысли, чувства,
переживания, сопереживания,
поиски активных способов решения
игровой задачи, подчинение их
условиям и обстоятельствам игры,
отношения детей в игре.
Предлагаемые игры и упражнения
могут проводить воспитатель,
педагог-психолог на прогулке вовремя утреннего приема, в вечерниечасы, в период свободнойдеятельности детей.
1.« Мой адрес…»
Цель: формировать умение и
знание детей называть свойдомашний адрес, улицу города
Тольятти, номер дома, квартиры,
телефона ,этаж закрепить знание
права на жильё,
неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг,
воспитатель передаёт мяч ребёнку
и говорит: Я живу на … этаже»,
ребёнок продолжает, называя свой
этаж, и передаёт мяч соседу и т. Д
2.«Наш детский сад ».
Цель: закрепить знаний детей о дет.
саде, о работниках дет сада.. Какие
обязанности они выполняют. Где
находятся группа, столовая, и т.д..Закрепить умение ориентироваться
по плану в пространстве
Материал: фотографии и
иллюстрации детского сада,
работников дет.сада. Планы детсада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и
иллюстрациям дети узнают и
рассказывают о работниках дет.сада.По плану дети ориентируются впространстве3.«Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о
нашей Родине, ее столице
Материал:.иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель
показывает иллюстрации и
картины, залает вопросы. Дети
отвечают.

4.«Малая Родина ».
Цель: Выявить знания детей о
своей Малой Родине, об истории
станицы Кавказской, памятниках и
достопримечательностяхст.КавказскойМатериал: иллюстраций,
фотографий ст.КавказскойХод игры: воспитатель
показывает иллюстрации и
картины, залает вопросы. Дети
отвечают
5.« Флаг России»
Цель: способствовать
закреплению знания флага своейстраны,(города, области
,областного центра) закрепить
основные цвета флагов, что они
обозначают?
Материал: полосы красного,
синего и белого цвета
Ход игры : Воспитатель
показывает детям флаг России,
убирает и предлагает выложить
разноцветные полоски в том
порядке, в котором они находятся
на флаге России.
6.« Герб России»
Цель: способствовать
закреплению знания герба своейстраны,(города, области
,областного центра) закрепить
знания о том что нарисовано на
гербе и что это обозначает
Материал: картинка герба
разрезанная на 6-8 частей
Ход игры : Воспитатель
показывает детям герб России, и
предлагает детям составить герб
одно целое из частей картинки.

7.«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать
представление о себе как о члене
семьи. Показать значение семьи
в жизни человека. Формировать
желание рассказывать о членах
своей семьи, гордиться ими,
любить их.
Материал: Фотоальбом ,составленный совместно с
родителями с семейными
фотографиями сгенеалогическим древом семьи

8.«Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления
о домашних обязанностях женщин
и мужчин, девочек и мальчиков.
Воспитывать желание оказывать
помощь людям.
Материал :Картинки с
изображением людей, которые
исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель
показывает карточку, предлагает
составить рассказ по ней и
рассказать кто и какиеобязанности выполняет дома
9.«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание
совершать поступки ради других
людей. Формировать понимание
того, что поступком мы называем не
только героизм, но и любое доброе
дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и
иллюстрации с изображением
благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается
перечислить благородные поступки
по отношению к девочкам
(женщинам) и мальчикам
(мужчинам). Воспитатель кидает вруки мяч одному из игроков, тот
называет благородный поступок и
перекидывает мяч следующему
игроку по своему желанию
10.«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях
культуру поведения, вежливость,
уважение друг к другу, желание
помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки,
на которых изображены разные
ситуации: ребенок толкнул
другого, ребенок поднял
упавшую вещь, ребенок жалеет
другого ребенка, и тХод игры. Воспитатель
показывает карточку и
предлагает составить рассказ покартине
11.«Назови кто»
Цель: знакомить детей с главнымилюдьми РФ (Путин, Шайгу,Медведев,)Материал: портреты известныхсоотечественников
Ход игры: Воспитатель
показывает портреты, предлагает
детям назвать того, кто изображен
на портрете и рассказать, чем он
знаменит
12.«Путешествие по станице Кавказской»
Цель: знакомить с роднойстолицей, сдостопримечательностями,
с памятниками культуры .Материал: альбом фотографий
Родной станицы, иллюстрации и
открытки с изображением
достопримечательностей.
Ход игры: Воспитатель
показывает детям фотографии
достопримечательностей города,
предлагает назвать их.

13.«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей снародными промыслами,
прививать интерес к русским
традициям, учить узнавать и
отличать различные промыслы.
Материал: картинки и
изображения с предметами
народного творчества
Ход игры воспитатель
показывает картинку сизображением предметов
народных промысел
Дети называют
14.«Подбери узор»
Цель: знакомить детей снародными промыслами,
прививать интерес к русским
традициям, учить узнавать и
отличать различные промыслы.
Материал: карточки снарисованным узором и полем,
расчерченным для рисования.
Ход игры -Дети рисуют
подбирают у узор по образу,
называют вид народногопромысла

15.«Жилище человека»
Цель: Закрепить знания детей о
жилище человека., о том из чего
они сделаны, Прививать любовь кродному дому, Родине, .Материал: картинки и
иллюстрации с изображением
жилища человека
Ход игры Воспитатель начинает
рассказ в том где живет человек,
что жилище бывает разное яранга,
хата, изба…
16.«Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени
и отчества родителей, дедушек ,бабушек…
Материал: семейныефотоальбомы
Ход игры: дети, передавая друг
другу мяч, быстро называют
фамилию, имя, отчество мамы и
папы

17.в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о
мире, людях которые населяют
его.
Материал : картины и
иллюстрации с разными странами
мира и народом .Развитие речи.,
логического мышления,
формирование умения
употреблять суффик -ецХод Воспитатель показывает
изображения и просит определить
из какой страны этот человек и
как его назовут
Китай-китаец,
африка-африканец… 18.«Путешествие по планете
Земля»
Цель: Закрепить знания детей
о том, что Земля - планета
шарообразной формы
(используя глобус). Показать
какие движения Земля
совершает (вращение вокругсебя, вокруг Солнца). Помочь
детям найти на глобусе воду
(океаны, моря, реки), сушу
(горы, равнины, леса, пустыни).
Воспитывать в детях интерес кизучению Земли, на которой мы
живем - как к планете.
Материал: глобус, карты
мира, картинки и иллюстрации
с изображением планеты,

19.«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о
природе родного края., закрепить
умение образовывать
относительные прилагательные
(береза –березовый, дуб – дубовый
и т. д.)
Материал: Картинки и
иллюстрации с изображением
деревьев и кустарников и листьев
Ход игры: Воспитатель
показывает картинки сизображением листка, затем
дерева
20.«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о
лекарственных растениях родногокрая; о правильномиспользовании их в лечебных
целях.
Материал: гербарий, картотека
лечебных трав
Ход игры: Воспитатель
показывает картинку сизображением лечебной травы ,дети отгадывают .Рассказывает о
ее целебных свойствах
21.«Малая красная книга »
Цель: закрепить знания детей о
редких растениях и животных , птиц
нашего края занесенных в
« Красную книгу». Прививать
любовь к родине, родному краю ,чувство ответственности
Материал :»малая красная книга»,
составленная совместно с
родителями, картинки и
иллюстрации с изображением редкихживотных и растений, птиц
Ход игры: Воспитатель показывает
картинку с изображением редкихживотных и растений
,дети называют
.Воспитатель
рассказывает о них
22.«Страны и народы"
Цель: Расширять представление
детей о странах Земли и их
народах. Прививать интерес кжизни людей с различным бытом,
культурой и традициями.
Прививать уважение к культуре и
традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира,
куклы в национальных костюмах,
записи мелодии песен разных
народов, картинки и иллюстрации
с изображением разных стран и
народов мира
Ход игры: Воспитатель
показывает картинку сизображением с изображением
разных стран и народов мира
.Рассказывает о них

23.«Птицы нашего города(края)»
Цель: знакомить детей с птицами
родного города(края).Прививать
любовь к родине, родному краю,
к животному миру , желание
помочь и ухаживать .Материал: карточки сизображениями птиц, альбом
«Птицы нашего города, края»,
составленный совместно с
родителями
Ход игры: Воспитатель
демонстрирует детям карточки сизображениями птиц, просит
назвать и определить, живет
птица в нашем городе или нет
24.«Богатства недр земли».
Цель: расширять представление
детей о богатстве недр земли
полезными ископаемыми (уголь,минералы, железная руда,
драгоценные камни). Расширять
представления детей о
внутреннем строении земли
Материал: коллекция камушек,
ископаемых земли, картинки и
иллюстрации природных ресурсов
земли
Ход игры - Воспитатель
показывает детям картинку
(природное ископаемое)
предлагает назвать его

25.«Подбери наряд кукле»
Цель: знакомить с национальнойодеждой, прививать интерес кнациональной культуре., любовь
к Родине, Родному краю
Материал: кукла, национальныекостюмы для куклы, картинки и
иллюстрации с изображением
народных костюмов»
Ход игры -Дети одевают куклу в
национальную одежд
26.«Мир предметов»
Цель: обобщить представление
детей о том, что в окружающем
мире многие предметы
изготовлены человеком из
материалов природного или
искусственного происхождения
(применяя различные материалы,человек изучает и использует их
свойства). Воспитывать
познавательную активность.
Закрепить умения образовывать
слова прилагательные.
Материал: Картинки и
изображения предметов обихода
Ход игры: чугун - чугунный,
дерево- деревянный
27.«На суше, в небе, по воде, подводой (транспорт)»
Цель: Совершенствование
грамматического строя речи,
закрепление в речи предлогов .Материал ; таблица, на которой
изображены небо, море, картинки:
поезд, самолет, пароход, грузоваямашина, легковая машина, автобус.
Ход игры : Воспитатель просит
детей назвать маленькие картинки,
а потом найти место для каждой изних на большой картине и
составить
предложение
28.«На суше, в небе, по воде, подводой (животный мир )»
Цель: Совершенствование
грамматического строя речи,
закрепление в речи предлогов .Материал ; таблица, на которой
изображены небо, море,
картинки: животного мира
Ход игры : Воспитатель просит
детей назвать маленькие
картинки, а потом найти место
для каждой из них на большой
картине и составить предложение
29."Кому что нужно для работы?"
Цель: Формировать умение
употреблять винительный и
дательный падеж
существительных .Развивать речь,
логическое мышление память
.Закреплять знания о профессиях
людей.
Материал карточки сизображением людей разных
профессий.
Ход игры Повару - поварешка.

30.«Отгадай профессию»
Цель: Закреплять знания детей о
профессиях. Формировать умения
разделять профессии на мужские и
женские.
Материал: карточки сизображением людей разных
профессий.
Ход игры: Взрослый перечисляет
действия человека определеннойпрофессии, а дети отгадывают, что
это за профессия

31.«Скажи какой»
Цель: закрепление умения
образовывать прилагательные отсуществительных , формировать
знания о национальных языках
своей Родины, развивать речь,
логическое
Материал: Картинки и
иллюстрации людей разных
национальностей
Мышление
Ход игры ; татарин- татарский,
мордвин - мордовский….. 32.«Скажи какая»
Цель: развивать логическоемышление, память , речь,
формировать навыки
подбора определений к слову
Материал: карточки сизображением, Родины, флага,
герба и т.д.
Ход игры :Воспитатель
показывает карточку и предлагает
назвать что нарисована на ней
одним и подобрать определения кнему
Родина – огромная, могучая,
красивая, бескрайняя и т33.«Я имею право...»
Цель. Расширить область
правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетныхкартинок к статьям «Конвенции
ООН о правах ребенка». Картинки
с изображением ситуаций, не
рассматриваемых в «Конвенции»(ребенок катается на велосипеде,играет в прятки, поливает цветы и
т.п.).
Ход игры
Дети поочередно выбирают
картинку и объясняют причину
своего выбора, остальные
обсуждают правильность
принятого решения
34.«Кто мы? Какие мы?»
Цель: Закрепить знания детей о
человеке , знакомить с внешним
строением тела и его
возможностями, развивать умение
сравнивать и устанавливать
простейшие причинно-
следственные связи, вызывать
интерес к познанию себя,
воспитывать бережное отношение
к себе и к окружающему миру .Материал : картины и
изображения человека(мужчины и
женщины
Ход игры: воспитатель
показывает картинки сизображениями и предлагает
детям найти сходства и отличия

35.«Волшебные слова»
Цель: вызывать желание
следовать тому,, что достойно
подражания, объективно
оценивать поведение ,воспитывать доброжелательное и
толерантное отношение к людям,
умение сравнивать и
устанавливать простейшие
причинно-следственные связи,
Материал : картины и
изображения людей
Ход игры: злые- добрые, больные
– здоровые…
36.«Особенности жизни всовременном городе»
Цель: познакомить с предметами
обихода, их функциями и
назначением., воспитывать
бережное отношение к предметам
созданными человеком.,Материал : картины и
изображения различныхпредметов созданных людьми
Ход игры:
Дети поочередно выбирают
картинку и объясняют для чего
нужен этот предмет

37.« Природа и человек»
Цель: закрепить знания детей о
том что создано человеком и что
дает человеку природа.
Формировать навыки бережногоотношения к природе
Материал: картинки и
иллюстрации по теме.
Ход игры: Воспитатель проводит
беседу , и предлагает рассказать
что сделано человеком,, а что
природой и как человек
использует природу для того
чтобы людям
лучше жилось.
38.«Какие праздники ты знаешь ?»
Цель: Развивать у детей
сообразительность,, память,
закрепить знания о праздниках,
(народные, государственные,религиозные) закреплять правила
поведения в общественных местах.
Материал: картинки и
иллюстрации с изображением
праздников, открытки к разнымпраздникам.
Ход игры Воспитатель начинает
рассказ о том что праздники
бывают разные, показывает
карточки и открытки. Предлагает
подобрать карточку с праздником, а
к ней тематическую открытку.