Занятие «Дети на прогулке» (коллективная сюжетная лепка) старшая группа


Занятие «Дети на прогулке»
(коллективная сюжетная лепка)
старшая группа
Занятие составила Капленко И.В.


Цель:
- пробуждать у детей чувства любви к родной русской природе, восхищение ее красотой;
- закреплять представления о ранней осени;
- обогащать лексику яркими, красочными признаками;
- учить детей анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах);
- создавать на основе прочитанной информации выразительный, динамичный образ и передавать в лепке заданное движение;
- развивать у детей умение выполнять общую работу: договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок, их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом.


Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, на участке детского сада с воспитателями и родителями.
Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени:
А.С. Пушкина « Унылая пора! Очей очарованье!...»
А.К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад»
А.Н. Плещеева «Осень наступила»
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
Наблюдение на прогулке за играющими и гуляющими детьми, беседа на тему «Игры на прогулке»
Выкладывание из спичек, палочек фигурок людей в разных позах.
Наблюдение за изменением частей тела в зависимости от позы.


Материал:
Для каждого ребенка: пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки (матерчатые и бумажные), два цилиндра (валика) для показа способа лепки; комплект карточек со схематичным изображением человека в разных позах; композиционная основа для коллективной работы.




Ход занятия

1. Дети сидят на ковре с воспитателем, группа украшена осенними листьями, осенними пейзажами И.И. Шишкина, И.С. Остроухова, И.И. Левитана.
Звучит фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Воспитатель загадывает загадку:
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют.
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет.
(осень)

- Правильно отгадали, ребята, это осень.

2. Повторение примет ранней осени.
- Помните, ребята, как мы ходили гулять в соседний парк и какие изменения в природе мы увидели после лета.
(Если дети затрудняются с ответами, обратить внимание на картины, которыми украшена группа: на золотое убранство берез, на яркий солнечный свет осеннего дня)
- Давайте с вами вспомним отрывки из знакомых стихотворений об осени
А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, Ф.И. Тютчева.

- Какими словами из стихов можно доказать, что великие русские поэты написали о ранней, а не поздней осени?
- Догадайтесь, почему раннюю осень называют золотой






3. Игра в мяч – словообразование относительных прилагательных от слова осень


Солнце осенью - осеннее
Ветер осенью –
Небо осенью –
Туча осенью –
Дождь осенью –
Лес осенью –
Аллея осенью –
Погода осенью-
Пальто осенью –
Сапоги осенью –
Одежда осенью –
День осенью-
Утро осенью-
Парк осенью -


4. Физкультминутка
- Давайте, ребята, представим, что мы с вами пошли гулять в осенний парк. Ярко светит солнышко, на деревьях золотятся листья, дунул ветерок и закружились в воздухе разноцветные осенние листья.

Утром мы во двор пойдем (Дети выполняют соответствующие движения)
Листья сыплются дождем
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.

5. Рассматривание схем
Воспитатель с детьми вспоминает, в какие игры они больше всего любят играть на участке. Какие позы и движения можно наблюдать во время игры (дети бегают, сидят, ходят.)

Далее воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением человека в разных позах (идет, бежит, прыгает, наклоняется) и предлагает повторить движение или принять такую же позу, как человек, изображенный на карточке (Дети выполняют упражнение, а затем несколько раз обмениваются карточками. Таким образом, каждый ребенок «считывает» и повторяет 3-5 различных поз).
В ходе игры взрослый обращает внимание детей на положение рук и ног человечков, просит описать позу словами, чтобы уточнить наблюдения и направить внимание на самое существенное. Через некоторое время взрослый предлагает выбрать одну карточку и вылепить из пластилина человечка в такой же позе, в какой он изображен на карточке.

6. Работа над коллективной композицией.

Педагог, показав детям основу композиции, поясняет:
- Это «детская площадка», на которую прибежали ваши маленькие человечки.
Как определить их размер? Воспользуйтесь условной меркой, например счетной палочкой или небольшим карандашом.
Что будут делать человечки на площадке? (Ответы детей).

После этого дети самостоятельно лепят фигурки человечков (можно лепить комбинированным способом: голову и туловище вылепить из целого куска, а руки и ноги сделать отдельно, примазав к туловищу, а можно конструктивным: цилиндра отделяется голова, а низ его режется стекой на две ноги, руки примазываются отдельно).

В процессе лепки воспитатель побуждает детей чаще советоваться друг с другом, обсуждать свою работу, оказывать помощь друг другу; советует использовать дополнительный материал для придания большей выразительности персонажам.

В конце занятия вылепленные фигурки переносятся на общую основу. Воспитатель с детьми вместе обсуждают и решают как составить сюжетные композиции. Можно предложить детям изменить позу человечка: поднять у него руки, поставить их на пояс, расставить или согнуть ноги, показать, как человечек идет или бежит.

7. После занятия.

В свободное время можно предложить детям составить сюжетный рассказ на тему из личного опыта или дополнить композицию «Детская площадка» новыми лепными фигурками.


15