Картотека наблюдений и опытов в старшей группе

Картотека наблюдений и опытов в старшей группе
Браташ Л.Н.
Растения и свет
Цель:Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему.
Два небольших отростка растения в горшках (желательно «Ванька – мокрый», дневник для зарисовок, часы. Дети размещают в групповой комнате цветы подальше от источника света таким образом, чтобы свет падал на них с одной стороны. Пометив карандашом сторону горшка, в которую наклонилось растение, дети разворачивают его на 180 градусов и продолжают наблюдение.
Вывод: Опыт показывает, что растения могут поворачиваться. Растения могут определять направление света и тянуться к нему.
Где прячутся детки?
Цель:Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые им помогают размножаться. Выделить общее в строении семян, учить находить и заготавливать семена для следующих посадок.
Опыт:Переспелые плоды помидоров, огурцов, кабачков; пластмассовые ножи, блюдца, клеенки, лупа, пророщенные и сухие семена. Вначале педагог и дети беседуют о том, как получить новое растение. Рассмотреть через лупу сухие и пророщенные семена. Рассмотреть переспевшие овощи (что необходимо для того, чтобы появилось новое растение). Объяснить. Что в каждом растении есть семена, только они прячутся, и предлагает их найти. Показать, как необходимо аккуратно вынуть семена из плодов и выложить на блюдце. Сравнить с сухими семенами. Семена просушиваются.
Вывод: Семена необходимы нам для того, чтобы на следующий год получить новый урожай.
Как растения пьют воду?
Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду и стебелёк проводит её; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями. Лупа, стаканы с водой (для черенков и для полива, взрослое растение бальзамина, нож, принадлежности для рисования (для каждого ребёнка) Предложить детям использовать взрослое растение бальзамина на черенки, поставив их в воду. Педагог обрезает стебель бальзамина, и дети рассматривают срез пенька, сохранившего связь с почвой. Затем дети поливают почву, наблюдая за происходящим. Выясняют, что происходит и почему. Дети объясняют. Используя знания о функциях корней и стеблей: результат опыта зарисовывают. На срезе пенька выступают капельки воды. Эти капельки можно рассмотреть через лупу, пока они не высохли на воздухе.
Вывод: вода из почвы через корешки доходит до стеблей и идёт дальше.
Ветер в комнате
Цель: Выявить, как образуется ветер. Показать детям на опыте, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный- опускается вниз.
Опыт:Две свечи, «змейка»(круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить, спички, принадлежности для рисования (для каждого ребёнка) Зажечь свечу и подуть на неё. Дети выясняют, почему отклоняется пламя. Предложить детям рассмотреть «змейку», её спиральную конструкцию и демонстрируют детям вращение «змейки» над свечой. Дети выясняют, почему так происходит. Затем определяют направление движения воздуха и внизу дверного проёма, поднимая/опуская горящую свечу и наблюдая за движением пламени. Дети объясняют, почему движение ветра разное. Дети зарисовывают результаты опыта.
Вывод: тёплый воздух в квартире поднимается и выходит через щель вверху, а холодный воздух тяжелее, и он входит в помещение снизу. Через некоторое время воздух нагревается в помещении, поднимается вверх и выйдет на улицу через щель вверху, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух. Так возникает ветер в природе.
Почему хлеб плесневеет
Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определённые условия.
Опыт: Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа, алгоритм опыта. Беседа о том, что хлеб может портиться; на нём начинают расти мельчайшие организмы – плесневелые грибки. Все вместе составляют алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия: в тёплое темное место, в полиэтиленовом пакете; в холодное место; в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета. Наблюдения проводятся в течение нескольких дней: дети рассматривают результаты через лупу, зарисовывают. Во влажных тёплых условиях появилась плесень, в сухих или холодных условиях плесени нет.
Вывод: для роста плесени необходимы влажность и тепло. Плесень, как и грибы, растёт и развивается в тёплых и влажных условиях. Для того, чтобы хлеб не плесневел, необходимо хранить его в прохладном месте.
Пузырьки - спасатели
Цель:Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу.
Опыт:Стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина величиной с рисовые зёрнышки. Дети наливают минеральную воду в стаканы, бросают в неё несколько кусочков пластилина. Он опускается и поднимается снова.
Вывод: Пластилин падает на дно, так как он тяжелее воды. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина на поверхность воды. Потом пузырьки выходят из воды, а тяжёлый пластилин опускается на дно. Воздух легче воды и имеет силу выталкивать некоторые предметы из воды.
Что в пакете?
Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
Опыт: Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом, алгоритм описания свойств воздуха и воды. В один пакет воспитатель наливает воду, другой- надувает и закрывает. Дети рассматривают оба пакета, взвешивают, делают выводы.
Вывод: В наших лёгких находится воздух. Он легче воды, невидим, прозрачен, не имеет запаха, цвета.
Посадка и выращивание лука на перо
Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий – воды, света, тепла. Учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании и связывать с тем, что они все находятся в разных условиях
Опыт:Прозрачные баночки, лук, дневник наблюдений Налить воду в баночки и поставить в них луковицы так, чтобы корешковая часть луковицы касалась воды. Разместить в различные условия: одну там, где есть свет, тепло; другую, где есть тепло; третью, где есть свет, но холодно. Вести наблюдения и зарисовывать в дневнике наблюдений.
Вывод: первая луковица прорастёт быстрее и лучше всех, у неё более длинные корни и зелень, вторая – имеет загнутые и жёлтые листья, третья – практически не проросла. Поэтому для хорошего роста растений необходимы все условия – свет, тепло, влага
Теплый-холодный
Цель:Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха; горячий поднимается вверх, холодный опускается вниз – он холодный.
Свеча. Показать опыт со свечой. Зажечь и поднести к фрамуге или к щели между дверью и полом.
Вывод: Свеча снизу фрамуги будет гореть пламенем в группу-это входит холодный воздух. А свеча сверху будет гореть пламенем в сторону улицы – это выходит тёплый воздух. Заходя снизу холодный воздух нагревается и поднимается вверх.
Сырой - варёный Познакомить детей с инерцией Два яйца – сырое, варёное Как отличить сырое яйцо от варёного. Воспитатель выкладывает яйца на тарелочки и крутит. Дети повторяют. Одно крутится быстро, другое – нет.
Вывод: сырое яйцо – вращается, варёное – нет. В сыром яйце есть жидкость, которая по инерции движется. Жидкость обладает инерцией.
Спит или не спит
Цель: Дать понятие детям, что растения, деревья в январе находятся в состоянии глубокого сна. Срезанная веточка тополя.
Опыт: Поставить веточку тополя в воду.
Ветка со временем начнёт засыхать.
Вывод: растения ещё находятся в состоянии глубокого сна.
Посадка кресс-салата
Цель:Установить необходимость почвы для жизни растений. Семена кресс-салата, влажные салфетки, земля, ёмкости для посадки.
Опыт:Воспитатель укладывает влажные салфетки в коробочку и дети выкладывают на неё семена. Также в ёмкость насыпают землю и высаживают семена кресс-салата. Наблюдения зарисовывают в дневнике наблюдений.
Вывод: быстрее семена прорастут в земле, потому что в ней очень много питательных веществ для роста растений. Растениям просто необходима почва.
Снег и лёд Продолжать детей знакомить со свойствами снега, воды, льда. Три ёмкости, в которых: снег утрамбованный, снег рыхлый и лёд. Дети рассматривают снег и лёд. Оставляют в групповой комнате и наблюдают, что быстрее растает, анализируют, делают выводы, зарисовки.
Что такое пар?
Цель:Познакомить детей с образованием пара, переходом воды из одного состояния в другое. Колба с водой, свеча или сухое горючее.
Опыт:Воспитатель показывает детям колбу и наливает в неё воду. Закрывает крышкой и нагревает на огне. Постепенно вода закипает и образуется пар, затем капельки воды на крышке.
Вывод: вода при нагревании имеет свойство превращаться в пар, затем пар снова превращается в воду.
Звуки в воде
Цель:Показать детям на опыте особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твёрдые и жидкие тела. Большая ёмкость с водой, камешки разной величины.
опыт:Предложить детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми педагог составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук от удара о дно ёмкости, затем приложить ухо к ёмкости и бросить камень. Выполнить оба варианта и сравнить результаты.
Вывод: во втором варианте звук будет громче. Через воду звук проходит лучше, чем через воздух. Звук быстрее распространяется через твёрдые и жидкие тела.
Фильтрование воды
Цель:Познакомить детей с разными способами очистки воды.
Бумажные фильтры, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, ёмкости, стакан с водой, активированный уголь, ватные диски. Воспитатель предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить её разными способами: через песок, тряпочку, бумагу, активированный уголь. Выяснить, какой фильтр лучше очищает воду.
Где вода?
Цель: Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость
Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. Наполнить стаканчики песком и глиной следующим образом: сначала насыпается сухая глина (половина, а сверху вторую половину дополняют песком. Рассмотреть и рассказать, что видят дети. Затем дети закрывают глаза и по звуку определяют, что пересыпает воспитатель. Лучше сыплется песок. Рассматривание через лупу песчинок и глины. Наливают воду и смотрят, где быстрее вода впитается.
Вывод: у глины частички прилипают ближе друг к другу, поэтому плохо пропускают воду.

Заголовок 115