Технологическая карта урока по литературному чтению А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода»




Технологическая карта урока литературного чтения
Учителя начальных классов
Бардиной Галины Сергеевны

Учебный предмет
Литературное чтение

Класс
3 – В

Тип урока
Открытие новых знаний

Тема урока
А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода»

Цель урока
Знакомство с произведением А. С. Пушкина «В тот год осенняя погода»

Задачи урока
Образовательные:
познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина посредством проведения беседы о жизни и творчестве писателя и выставки книг его произведений;
расширять словарный запас младших школьников через проведения словарной работы по теме урока;
познакомить учащихся с произведением А. С. Пушкина «В тот год осенняя погода», способствовать пониманию учащимися авторского замысла произведения.
активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение размышлять над прочитанным посредством внимательного прочтения и слушания произведения, и его анализа.
Воспитательные:
способствовать нравственному, умственному, эстетическому воспитанию учащихся через раскрытие основной идеи произведения «В тот год осенняя погода»;
прививать любовь к чтению через применение на уроке разных видов чтения (по фрагментам, выборочное чтение), работы над произведением, проведение словарной работы, речевой разминки и работы над скороговорками;
способствовать воспитанию взаимоуважения, взаимовыручки и сплачивания классного коллектива.
Развивающие:
способствовать развитию речи учащихся посредством проведения словарной работы, организации беседы по произведению в ходе урока и работы над пословицами;
способствовать развитию читательской самостоятельности в определении основной мысли стихотворения;
способствовать развитию техники чтения: работать над выразительностью, осознанностью и темпом чтения посредством применения разных видов чтения: по фрагментам, выборочное чтение;
способствовать развитию наблюдательности, развивать умение прогнозировать события посредством метода предугадывания.

Основные термины, понятия
Куртины, кровли, устланные.


Планируемый результат
Предметные умения:
- определять авторскую позицию и высказывать собственные предположение в ходе анализа стихотворения;
- ориентироваться в эстетическом, нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев;
- самостоятельно делать выводы, осознавать основную мысль произведения.


Личностные УУД:
1. Формировать мотивацию к обучению, чтению.
2. Формировать умение выказывать своё отношение к героям, анализировать характеры и поступки героев.
3. Формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
1. Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Формулировать тему и цель урока совместно с учителем.
3. Планировать и оценивать собственную деятельность.
Познавательные УУД:
1. Уметь прогнозировать содержание художественного произведения.
2. Уметь выделять существенную информацию.
3. Формулировать проблему, обозначенную автором произведения.
4. Формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
5. Формировать умение на основе анализа произведения делать выводы.
Коммуникативные УУД:
1. Формировать умение слушать и понимать других.
2. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
3. Уметь обосновывать и аргументировать собственную точку зрения.



Организация пространства
Формы работы
Ресурсы

Фронтальная
Индивидуальная


Книгопечатная продукция:
1. Учебник «Литературное чтение», УМК «Школа России», Климанова Л.Ф.,
Горецкий В.Г., Голованова М.В., 3 класс, часть 1, с. 86 – 87.
Технические средства обучения:
1. Ноутбук.
2. Проектор.
3. Интерактивная доске.
Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:
Мультимедийная презентация в PowerPoint по теме: «А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода».
Книги для пятиминутного чтения.
Иллюстрации к кроссворду.
Портрет А. С. Пушкина.
Репродукция Д. В. Белюкина «Татьяна на фоне русской зимы» к стихотворению.
Музыкальный отрывок П. И. Чайковского «Времена года. Январь».
Репродукции картин художников:
И. И. Левитан «Поздняя осень».
В. Ю. Жданов «Первый снег».
В. И. Бессонов «Зимний пейзаж».














План урока:

I. Самоопределение к деятельности.
1. Приветствие.
2. Настрой на работу.
II. Пятиминутное чтение любимой книги.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Актуализация знаний.
Речевая разминка.
Работа над скороговоркой.
V. Проблемная ситуация. Совместное определение темы, цели урока.
Постановка проблемного вопроса.
Определение темы урока.
VI . Открытие новых знаний.
1. Беседа об авторе.
2. Словарная работа.
VII. Работа по теме урока.
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Первичное восприятие произведения.
3. Чтение стихотворения учениками.
4. Работа с иллюстрацией к стихотворению.
VIII. Физкультминутка.
IX. Работа с картинами художников. Выборочное чтение. 
X. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
XI. Итог урока.
XII. Домашнее задание.
XIII. Рефлексия.





Ход урока:

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I. Самоопределение к деятельности
1 минута
1. Приветствие.
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

2. Настрой на работу.

Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!

- Ребята, чему могут нас научить стихотворения, сказки, рассказы?

- Желаю вам на сегодняшнем уроке узнать что-то новое и интересное. А для этого вам нужно внимательно меня слушать и не отвлекаться.


Приветствуют учителя, настраиваются на серьезную работу.



Настраиваются на серьезную и продуктивную работу на уроке.


Рассказы, стихи, сказки могут научить нас многому: радоваться изменениям в природе, совершать хорошие дела и поступки.

Слушают учителя.

II. Пятиминутное чтение любимой книги
5 минут







- Ребята, сейчас мы проведем с вами традиционно пятиминутное чтение вашей любимой книги.
- Приготовились читать их. После прочтения необходимо будет пересказать прочитанное на оценку.

- Сейчас вы будете выходить к доске, и рассказывать о своей книге по плану:
Слайд 2
План
- Автор, название произведения.
- О чем прочитанный отрывок?
- Молодцы ребята, я вижу, что вы хорошо подготовили это задание.

Дети в течение пяти минут читают отрывок из своей книги.
После прочтения готовятся кратко пересказать его.


С помощью плана дети называют автора, название произведения и кратко пересказывают прочитанный отрывок.


Ученики демонстрируют подготовленные книги, проходит выставка книг.
Оцениваю выступление каждого ребенка.

III. Проверка домашнего задания
6 минут

- Ребята, вашим домашним заданием на сегодня было, прочитать биографию А. С. Пушкина, подготовить выразительное чтение наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» и нарисовать иллюстрации к данному стихотворению.

- Проверим ваше выразительное чтение наизусть в форме конкурса чтецов.
- С каждого ряда будет приглашен один из кандидатов. Его задача рассказать стихотворение выразительно, без ошибок.
- Кто-то будет оценивать его прочтение с помощью алгоритма, который вы видите на доске.

- Пожалуйста, с первого ряда послушаем

- У вас на парте находятся небольшие карточки, на которых вы проголосуете за понравившегося вам чтеца. В конце урока жюри подведет итог нашему конкурсу.

- Посмотрите на нашу выставку рисунков.
- Кто автор данной работы?
- Выйди и расскажи, пожалуйста, что ты нарисовал.

- Молодцы, хорошо подготовили домашнее задание.

Слушаю учителя.



Проводится конкурс чтецов, где ребята, с каждого ряда по одному человеку, рассказывают домашнее стихотворение выразительно и без ошибок.

Кто-то из ребят оценивает прочтение с помощью алгоритма.

Выслушивают кандидатов.

На карточках ребята голосуют за понравившегося им чтеца, вписывая имя участника.


Рассматривают выставку рисунков.
Ученики по одному выходят и рассказывают о том, что они изобразили в своих иллюстрациях.

IV. Актуализация знаний.
4 минуты
1. Речевая разминка.
- Ребята, а теперь внимание, на доске вы видите предложения.
Прочитайте их.

Слайд 3
Зима без снега – лето без хлеба.
Зима глаз снегами тешит, да ухо рвет.

- Как одним словом можно назвать эти предложения?
- Давайте вспомним, что такое пословица?
- Как вы понимаете первую пословицу?
- Как вы понимаете вторую пословицу?
- Что общего у этих двух пословиц?
(Обе пословицы подобраны на тему зимы)




2. Работа над скороговоркой.
- А для того, чтобы вам читать чётко, правильно и выразительно, поработаем над скороговорками.
- Прочитайте.
Слайд 4.

Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.

- Как нужно правильно читать скороговорки?
- Итак, сначала прочитаем медленно.
- А теперь попробуйте прочитать быстрее.
- А сейчас попробуйте прочитать очень-очень быстро.

- Молодцы, а теперь постарайтесь прочитать скороговорку вопросительно, печально, торжественно.
- Ребята, вы хорошо справились с заданиями.
Смотрят на доску, читают предложения со слайда 3.
Прочитывают предложения.
Пословицы.
Народная мудрость.
Ответы детей:



Первая пословица: если зимой выпадает мало осадков, снега, то почва не насыщается питательными веществами и влагой. И летом, как правило, не бывает богатых урожаев, обильных плодов. Во многом это определяется тем, насколько снежная была зима.

Вторая пословица: зима радует своими белоснежными нарядами, пейзажами, но с другой стороны, на улице настолько холодно, что бывает порой и в теплой одежде холодно.

Читают скороговорку.



Первый раз читаем медленно, второй раз со средней скоростью, в третий раз – 3 раза быстро.

Читают скороговорку с разной скоростью.
Читают скороговорку с разной интонацией.

V. Проблемная ситуация. Совместное определение темы, цели урока
4 минуты
1. Постановка проблемного вопроса.
- Теперь мы перейдём к изучению новой темы.
- Но для того, чтобы узнать тему нашего урока вам нужно разгадать шифр.
- Посмотрите на этот шифр, рядом расположен ключ к нему. Давайте попробуем разгадать его.
- К доске пойдет
Ключ:
1=з
2=я
3=п
4=а
5=и
6=р
7=м
8=о
9=н

Шифр:
157922 3864

- Какому же времени года посвящен наш урок?
Слайд 5
На слайде тема «Зимняя пора»

2. Определение темы урока.
- Ребята, а давайте попробуем отгадать с вами зимний поэтический кроссворд. Его вы сейчас видите на доске. Если мы правильно ответим на все вопросы, то узнаем ключевое слово, которое поможет определить нам тему урока.

1. Если на картине поле и река,
Или горы, лес и облака,
Или домик деревянный наш,
Мы картину назовем... (Пейзаж)
2. Растёт она вниз головою,  Не летом растёт, а зимою,  Но солнце её припечёт   Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
3. Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется... (Кормушка)
4. Мы в морозный день с друзьями
Снег из шланга поливали.
Как появится ледок,
Значит, все готов... (Каток)
5. Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды - С первым снегом Тут как тут
·! (Снегирь)
6. По счёту первым он идёт, С него начнётся новый год. Давай откроем календарь, Читай! Написано - ... (Январь)

- Итак, ребята, так какое же слово было спрятано?
- А как вы думаете, почему в зимнем кроссворде был ответ со словом «пейзаж»?
- С чьим произведением мы будем сегодня продолжать знакомиться на уроке?


Дети отгадывают шифр. Правильный ответ – Зимняя пора.
Один ученик выходит к доске, соотнося цифру и букву, записывает слова.













Тема урока: «Зимняя пора».




Смотрят на доску, внимательно слушают учителя.
Ответы детей:

1. Пейзаж.
2. Сосулька.
3. Кормушка.
4. Каток.
5. Снегирь.
6. Январь.







П
е
й
з
а
ж




с
о
с
у
л
ь
к
а


к
о
р
м
у
ш
к
а








к
а
т
о
к



с
н
е
г
и
р
ь







я
н
в
а
р
ь


- Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с произведениями А. С. Пушкина.



- В этом кроссворде было спрятано слово «Пушкин».
- В зимнем кроссворде было слово пейзаж, потому что зимние пейзажи очень красивые. Художникам удается передать все мельчайшие детали прихода зимы, использовать такие краски, чтобы созерцатель смог понять настроение самого художника.

VI. Открытие новых знаний.
6 минут
1. Беседа об авторе.
- Ребята, но перед тем, как мы приступим к знакомству с его стихотворением, скажите, что вы о нем знаете?

- Александр Сергеевич любил народный фольклор. – А с какими его сказками вы знакомы?




- На выставке вы видите его несколько книг произведений. Стихотворения Александра Пушкина переведены на многие языки мира.
- На перемене вы можете подойти, посмотреть поближе эти книги.


2. Словарная работа.
- Ребята, но прежде чем мы начнем работать над содержанием произведения, разберем некоторые трудные слова.
- Прочитайте первое слово.
- Как вы его понимаете?
- Кто думает иначе? Правильно.
Слайд 6
Курти
·ны – это цветочная грядка, клумба.
Кро
·вля – это верхний элемент крыши, предохраняющий здание от проникновения атмосферных осадков и механических воздействий.
У
·стланная – покрытая чем-либо поверхность.  

Примерные ответы учеников, рассказывают, что знают об авторе, с каким произведениями знакомы.

Очень популярными среди детей являются такие сказки как «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «У лукоморья дуб зелёный» и многие другие.
Рассматривают книги А. С. Пушкина.





Разбор непонятных слов. Читают слово, высказывают свое предположение, проверяют свои предположения по образцу на слайде.

VII. Работа по теме урока.
5 минут
- А сейчас откройте учебник на стр. 86 – 87 и прочитайте название произведения.
- Как принято называть стихотворение, если названия нет?
- Как вы думаете, о чем это будет произведение?

1. Чтение стихотворения учителем.
- Сейчас я начну читать, а вы внимательно следите по учебнику.
- После прочтения вы ответите на вопрос:
Что же увидела Татьяна, проснувшись рано утром?
- Итак, слушаем.

После прочтения:
- Итак, что же увидела Татьяна, проснувшись рано утром?

2. Первичное восприятие произведения.
- Понравилось ли?
- Какие картины долгожданной зимы вы представили при слушании?
- Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали?
- Захотелось ли перечитать?


- Давайте  перечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим, как поэту удалось передать картину прихода зимы.




3. Чтение стихотворение учениками.
После прочтения:
- Какие признаки зимы упоминает поэт?
- Описывается ранняя или поздняя зима? Почему вы так решили? Найдите слова, подтверждающие ваше мнение.
- Представьте, что вы выходите рано утром в покрытый легким снегом двор. Какие звуки вы можете услышить?
- Ждала ли Татьяна первый снег?
Докажите примером из текста.

- Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит во дворе ранним утром, когда выпал первый снег? 


- Какая стояла погода до первого снега?
- Когда выпал первый снег?
- Долгожданное ли это было событие? Докажите примером из текста.
- Что побелело к утру?
- Какие украшения увидела Татьяна на стеклах? Прочитайте.
- С чем сравнивает поэт снег, покрывший деревья, застеливший горы?
- А кто еще был рад первому снегу? Кто был весел?
- Приходилось ли вам наблюдать за приходом зимы?
- Давайте словесно нарисуем приход зимы? Что вы можете представить?












4. Работа с иллюстрацией к стихотворению.
- Посмотрите на иллюстрацию на доске.
- Какие краски использовал художник?
- Какое настроение вызывает эта картина?
- Иллюстрация подходит ко всему стихотворению или к какой-то его части? Подтвердите свой ответ.
- Итак, какое настроение дарит людям зима?
- Не только поэты и писатели воспевали зиму в своих произведениях. Но еще и композиторы и музыканты.
Открывают учебник на с.142
Читаем по первой строчке стихотворения «В тот год осенняя погода».
Об осени, об осенней погоде, осенних явлениях.
Внимательно слушают чтение стихотворения учителем.

Проснувшись рано утром, Татьяна увидела, что побелел двор, куртины, кровли, забор. На стеклах появились легкие узоры. Деревья стоят в зимнем серебре, на дворе сорок веселых ребят. Горы мягко застелены. Все ярко и бело.

Данное произведение понравилось. Представили картины заснеженного дома, двора. На окнах появились легкие узоры. Деревья были покрыты снегом, словно в зимнем серебре. Во дворе играют дети.
Возникало чувство радости, воодушевленности от того, что зима совсем близко.
Захотелось перечитать стихотворение.
Ученик прочитывает стихотворение.

Поэт упоминает признаки зимы: появились побелевший двор и дома, показались на стеклах легкие узоры, деревья и горы были устланы снегом.
В стихотворении описывается ранняя зима.

Слышим звуки хрустящего снега, легкого ветерка.
Татьяна ждала приходы зимы, снега.
«Проснувшись рано,
В окна увидела Татьяна»
«Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор»,
«На стеклах легкие узоры»,
«Деревья в зимнем серебре»,
«Сорок веселых на дворе»,
«И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром»,
«Все ярко, все белом кругом».
Стояла осенняя погода.
Первый снег выпал в январе в ночь на третье число.
Это событие было долгожданным:
«Зимы ждала, ждала природа»
К утру побелели двор, куртины, кровли, забор.
Татьяна увидела легкие узоры на стеклах. (Читают строчку из текста)
Поэт сравнивает снег, покрывший деревья, с зимним серебром, с блистательным ковром зимы, покрывшим горы.
Сорок веселых ребят были рады снегу.
Нам приходилось наблюдать приход зимы. Можно представить, как выпал тонким слоем снег, деревья покрыты снегом. Воздух морозный, чистый и свежий.




Рассматривают иллюстрации. Художник использовал оттенки голубого, белого, желтого, бежевого.
Картина вызывает нежное, радостное настроение.
Зима дарит людям прекрасное, новогоднее настроение. Настроение надежды и ожидания праздника.

VIII. Физкультминутка
2 минуты
- Сейчас мы с вами немного отдохнем.
- Сейчас вы услышите фрагмент из произведения П. И. Чайковского.
- Закройте глаза. Постарайтесь что-то представить. А потом расскажете, какие картины нарисовало ваше воображение.
Прослушивание музыкального отрывка из произведения П.И.Чайковского «Времена года. Январь»
- Спасибо, присаживайтесь. Работаем дальше.
- Этот фрагмент из цикла «Времена года» называется «Январь».
- Итак, что вы представили?
- Какое настроение было у музыки?
Ученики сидят ровно, внимательно слушают мелодию.


Представляют картины, которое рисует их воображение.
Ученики потягиваются, встряхивают руками, качают головой, затем говорят, что представили.

Настроение у музыки грустное, но в тоже время ласковое и нежное, чувствуется приближение весны, тепла.

IX. Работа с картинами художников. Выборочное чтение
4 минуты
- Посмотрите, какое замечательное время года – зима. Ее красоту писатели передают при помощи слов, поэты – при помощи рифмы, музыканты – при помощи звука.
- При помощи чего художники могут передавать зимнее настроение?
- Предлагаю вам рассмотреть еще несколько картин знаменитых художников.
- Посмотрите. Что изображено на первой картине? На второй? А на третьей?
- Какая из картин больше подходит к нашему стихотворению? Почему?

- Посмотрите, какие картины увидели художники в его стихотворениях.
- Какие строки подходят к этим картинам?  Прочитайте.

Исаак Ильич Левитан «Поздняя осень»
Владимир Юрьевич Жданов «Первый снег»
Борис Иванович Бессонов «Зимний пейзаж»



Художники могут передавать весеннее настроение при помощи цвета, красок.



Более всего подходит вторая картина, так как изображена двор, устланный первым снегом, детвора, играющая на улице.

Соотносят репродукции картин со строчками из стихотворения.

«В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе»
«Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор»
«Деревья в зимнем серебре»
«И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром»

X. Подготовка к выразительному чтению стихотворения
5 минут
- Какое  по настроению стихотворение?
- Как будем читать его: быстро или медленно?
- С какой интонацией?
- Почему?  

Выразительно читают стихотворение,
оценивают друг друга.

- Сейчас мы будем читать данное стихотворение выразительно и после прочтения кто-то будет его анализировать и оценивать. Будьте внимательны.
Назначаю одного ученика заранее анализировать.
Стихотворение по настроению радостное, светлое, полное надежды.
Мы будем читать его медленно, голосом выделяя важные слова.
Читать будем плавно, нежно.



Прочитывают стихотворение выразительно, анализируют.


XI. Итог урока
1 минута
- Ребята, скажите, пожалуйста

С каким произведением работали?
Кто его автор?
Как можно передать красоту зимы?
Какие еще произведения искусства мы сегодня вспомнили?

- Ребята, наше жюри готово огласить результаты конкурса чтецов. Предоставим им слово.

Жюри подводит итогу конкурсу: оглашает результаты и награждает победителя и участников

Подводят итог урока.







Жюри оглашает результаты, награждает медалями победителя и участников конкурса чтецов.

XII. Домашнее задание
1 минута
- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание:
С. 86 – 87, стихотворение учить.

Записывают домашнее задание в дневник.

XIII. Рефлексия
1 минута
- Посмотрите на доску и продолжите фразу.

1. Я сегодня узнал
2. Я могу себя похвалить за то, что.
3. Сегодня на уроке мне было трудно..
4. Своей работой на уроке я (доволен/недоволен), потому что..
5. Стихотворение мне показалось (интересным/неинтересным), потому что

- Спасибо вам за урок! На этом наше занятие окончено.
- Всем спасибо. Встали. Вы свободны.

Проводят рефлексию деятельности с помощью незаконченных фраз на презентации.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115