Орфограммы в окончаниях слов. Повторение изученного за год










Конспект урока

по русскому языку в 5 классе
на тему:
Орфограммы в окончаниях слов.
Повторение изученного за год.













Учитель:
Башмакова С. И.




2002г.
Цель: Обобщение и закрепление знаний о написании орфограммы в окончаниях слов.
Задачи:
Повторить и систематизировать написание орфограмм в окончаниях слов;
Развивать творческую самостоятельность в умении продолжить текст, сохраняя художественные приемы, которыми пользовался автор, а также в умении находить ошибки в готовом тексте;
Воспитывать познавательный интерес к русскому языку на текстах великих классиков русской литературы.

I.Проверка знаний, систематизированных на предыдущем уроке.
Работа с перфокартой.
Е –и в окончаниях существительных

шел
к станции
по дороге
по аллее

беседовал
о профессии
об отзыве
о героизме

думал
о березе
о лекции
о брошюре

говорил
о Марии
оНаталье
о Маше

сидел
на ели
на постели
на елке

говорил
Дарье
Ксении
Даше

писал
в тетради
в тетрадке
в альбоме

читал
по истории
географии
химии

беседа
о космосе
медицине
растении


II. Повторение изученных орфограмм в окончании слов.
-Что общего вы заметили у всех слов, которые вошли в данное упражнение?
Все они на одно правило: падежное окончание существительных.
-Какие еще вы знаете орфограммы в окончаниях слов? Тема сегодняшнего урока: «Орфограммы в окончаниях слов».
Дети вспоминают, просматривая форзац учебника, затем вывешиваются опоры. По опорам дети вспоминают правила. Вспоминают правила частей речи.
III. Нахождение орфограмм в тексте.
Прочитайте отрывок из стихотворения Ивана Саввича Никитина «Утро».
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая
О каком времени суток идет речь? Как вы это поняли? (раннее утро)
Из каких строк мы понимаем, какое это время года? (Дремлет чуткий камыш)
Через какие художественные приемы Никитин заставляет нас любоваться красотой предрассветной природы?
Эпитеты, метафоры
Найдите орфограммы в тексте, которые соответствуют теме нашего урока.
Каждый ученик по одной орфограмме выделяет на доске в тексте.
IV. Письмо под диктовку.
(чтение текста В.Ф. Тендрякова)
-Чем богат этот текст? Запишите его, при списывании обращайте внимание на художественные приемы, которые использовал автор.
По утрам весь омут покрыт туманом. Туман настолько плотен, что сверху кажется – в широкую чашу Лешачьего омута до половины налито снятое синее молоко. С разбегу бросаешься вниз. Сначала головой пробиваешь туман и только потом попадаешь в воду. Вынырнешь – и, словно в сказке, другой мир: не видно берегов, не видно неба, только льются сверху рассеянные солнечные лучи, таинственные, нездешние. А вода, теплая,.
V. Д.з. продолжить текст 2-3 предложениями, используя художественные приемы, которыми пользовался автор.
VI. Взаимопроверка.
VII. Работа в парах по редактированию текста.
-Если вы так хорошо видите эти орфограммы, попробуйте найти 4 допущенные ошибки в данном упражнении, исправьте эти ошибки.
Учащимся раздаются листы с упражнением:
ключом
тучей
большой
врачом
пишишь
саранчой
дачей
товарищем
желудь
черствый
крышой
пахучего
режешь
желтеть
с хорошим
горячего
кусаться
кипяченого
глубокем
в санаторие
дышишь
шепчет

-Зачеркните слова, орфограммы которых не относятся к теме сегодняшнего урока.
VIII. итог урока
От чего зависит выбор орфограммы в окончании слова? На какие критерии будем обращать внимание, чтобы правильно написать окончание?

Часть речи
Существительное Прилагательное Глагол
Падежное : о-ё после шипящего падежное: - тся и -ться
-Склонение - ударение -по вопросу по вопросу;
-Падеж - спряжение


13PAGE 15


13PAGE 14415




> Заголовок 1: Заголовок 2B Заголовок 34 Заголовок 4Ў: 15т6 Основной текстB Нижний колонтитул, Номер страницыTimes New RomanCourier NewКОНСПЕКТ УРОКАБашмакова СветланаБашмакова Светлана