Урок по самопознанию Красота души человека


Тема: Красота души человека
Ценность: мир
Качества:доброта, любовьКласс: 5 класс
Учитель: Клаубаева Г.А.
Цель: развивать стремление учащихся к нравственно – духовному совершенствованию
Задачи:
Раскрытие значения понятия «внутренняя красота человека»
Развитие умения видеть красоту души человека и его поступков
Формирование умения характеризовать героя на основе его взаимоотношений с другими персонажами
Формирование ценностного отношения к душевным качествам человека
Воспитать любовь к людям, уважение к каждому человеку.
Ход урока:
Круг радости: Здравствуйте, ребята. Настроимся на наше занятие:
Мы дружные, мы умные,
Мы внимательные,
5мин Мы старательные,
Мы отлично учимся,
Все у нас получится.
Доброжелательно улыбнитесь друг другу.
Целеполагание: урок у нас сегодня необычный. Мы будем говорить о вещах, которые важны в нашей жизни. Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на уроке:
Красиво жить – не просто звук пустой
3 минЛишь тот, кто в мире красоту умножил
Трудом, борьбой, тот жизнь красиво прожил,
Воистину увенчан красотой
И. Бехер
С чем ассоциируется у вас слово красота? (Ответы учащихся)
Да, речь пойдет о красоте внешней и внутренней.
Беседа: Прочтите тему урока. 5 мин
Предположите, какой вывод мы можем сделать в конце урока?
Красота – понятие многогранное и относительное. Если мы окажемся в разных точках мира, жители по – разному ответят на наш вопрос о том, что они считают красивым. Общим будет то, что люди назовут красивыми те предметы окружающего мира, которые они любят, чем дорожат, ведь любимое всегда красиво. Красота восхищает.
Давайте просмотрим презентацию «Красота вокруг нас» (показ слайдов 10 мин).
Что вам понравилось больше всего?
Что восхитило?
Что на предложенных иллюстрациях вы красивым не назовете?
А человек? Всегда ли он красив?
Какого человека можно назвать красивым? Почему?
Как вы понимаете выражение «Красота души человека»?
Вывод: человек с красивой душой умеет любить
Красота души человека проявляется в благородных делах и поступках, в чистых помыслах, в умении человека видеть прекрасное в людях и окружающем мире.
Анализ сказки: «Синяя звезда»15 мин
Итак, ребята, мы пришли к выводу, что красота души человека проявляется в поступках. Найдем подтверждение этому в художественном произведении в сказке - легенде А.И.Куприна «Синяя звезда». На прошлом уроке мы узнали, что жители Эрнотерры ценили своего короля Эрна Великого как «человека легендарной красоты души», за что ему прощали даже его «безобразную наружность».
Вопросы для обсуждения:
Почему жителей Эрнотерры огорчило рождение принцессы-дурнушки?
(красота это стремление к идеалу, к совершенству. Кроме того, жители Эрнотерры добры и наивны).Как относились родители к ее уродству?
Вывод: любящее сердце все видит красивым, ведь любовь порождает красоту.
Задание:
Сравните внешний облик принцессы Эрны и остальных жителей страны. Чем она отличалась от них?
Но внешняя непривлекательность не мешала жителям Эрнотерры любить свою принцессу. Как вы думаете, за что любили жители Эрнотерры принцессу-дурнушку?
Найдите в тексте, какими качествами обладала Эрна в 3 года, в 15 лет. (ученики находят примеры из текста и записывают их в таблицу)
В 3 года В 15 лет
Доброта, Терпение, Кротость, Внимание к окружающим, Любовь к людям и животным Доброта, Ум, Приветливость, Участие, Справедливость, Сострадание
Вопросы
Что изменилось в Эрне с возрастом?
Какое участие принимала Эрна в жизни эрнотерраннов?
Вывод: Она стала еще более терпимой и доброй к людям. Душевных качеств в ней больше, чем внешней красоты. Она проявляла доброту и участие к жителям Эрнотерры, и жители были преданны ей и боготворили ее за внутренние духовные качества.
Выставка рисунков: «Эрна глазами детей»
Что вы хотели передать в облике принцессы Эрны в своих рисунках?
С вашей точки зрения она красива?
Цитата урока: Красота человека заключается в его делах. Народная мудрость
Как эти слова относятся к Эрне
Проблемный вопрос: (через рисунок дети доводят до нас свою точку зрения, после чего защищают свой проект)
Что важнее для человека: доброта или красота?
Что важнее для человека: иметь красивую внешность или добрую душу?
Творческая деятельность
Создание формулы человеческой красоты. Вместо точек необходимо найти слагаемые этой суммы:
…+…+…+…+…+…= красивый человек
Например: сердечность+чистота помыслов+ человеколюбие+доброта и т д.
От сердца к сердцу:
Перед вами лежат звездочки синие и желтые. Звездочки синие- если урок вам понравился и вы довольны своей работой, звездочки желтые- урок не заинтересовал и вы не удовлетворены своей работой.
Домашнее задание
Придумать сказку о человеке с красивой душой
Письменный ответ на вопрос : Что мне понравилось в сказке А.И.Куприна «Синяя звезда»?
Дополнительное задание:
Решение ситуаций