ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ( РАЗРАБОТКА УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ МОДУЛЕЙ НА ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕ)





"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРЕПОДАВАНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА"
( РАЗРАБОТКА УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ МОДУЛЕЙ НА ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕ)



АВТОР: ВОЛОКИТИНА АННА СТЕПАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
МБОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1" п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА ЯНАО



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Поиск современных образовательных технологий, направленных на решение проблемы адаптации учебно- воспитательного процесса к индивидуальным особенностям каждого ученика и, как следствие, развитие на основе этого его рефлексии , привел меня к мысли об использовании на среднем этапе обучения модульной технологии. Чем привлекла мое внимание эта технология?
Согласно канонам гуманистической педагогики, идеями которой я руководствуюсь в своей деятельности, сущность педагогического процесса должна быть ориентирована на включение всех резервов и возможностей человека для его постоянного движения по пути самосовершенствования. По моему мнению, каждый ученик должен ощущать подлинную индивидуальную свободу в определении путей формирования своей личности, а основная деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы дать ученику все средств знаний, научить его приемам осознанного самопознания, обеспечив тем самым условия для максимальной самореализации. Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самопознания каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нем все свое внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться нейтрально- пассивным он не может. И нельзя не согласиться с Томасом Манном , который писал, что «познав себя, никто уже не остается тем, кто он есть». И действительно, как только ребенок становится способным осознавать себя , он сам начинает познавать окружающий мир, начинает себя воспитывать, ориентируясь сначала на ближайшее окружение , затем на героев книг, кинофильмов и т.д.
В отличие от традиционной системы обучения , где центральной фигурой учебного процесса является учитель, используемая мною технология модульного обучения позволяет принципиально изменить это положение, поставив в центр единого педагогического процесса ученика. Главная идея учебно- воспитательного процесса при этом заключается в том , что ученик должен учиться сам , а учитель направляет его учебно- познавательную деятельность. Являясь одним из направлений индивидуализированного обучения, модульная технология позволяет осуществить самообучение , регулировать не только темп работы , но и содержание учебного материала.
Суть модульного обучения достаточно полно изложена в работах Юцявичене П.А. /1989, 1990/ , Шамовой Т.И. /1994/ , Третьякова П.И. /1998/ и др. Поэтому моя цель - не пересказ известных идей, а описание особенностей и принципов технологии, которыми я руководствуюсь при построении модульных программ в рамках предмета « Иностранный язык».
В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения. Во- первых , содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах ( информационных блоках) , усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания но и на уровень его усвоения.
Кроме этого, каждый ученик получает от учителя советы в письменной и устной формах как рационально действовать , где найти нужный материал и т.д.
Во- вторых, меняется форма общения учителя и ученика . Оно осуществляется через модули плюс личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект- субъектную основу. Отношения становятся более паритетными.
В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Несомненно, что учитель тоже управляет учебно- познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а, главное, сугубо целенаправленное управление.
В чем же заключалась моя система действий по подготовке к переходу на модульное обучение по иностранному языку?
Из всего многообразия принципов построения модульных программ для себя я определила следующие:
Принцип целевого назначения. При построении модульной программы важно использование модулей 3 типов: - познавательные -- для изучении основ наук; - операциональные - для формирования и развития способов деятельности; -- смешанные , интегрирующие 1 и 2 тип.
2. Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Решение совокупности частных дидактических целей /ЧДЦ/ обеспечивает достижение интегрирующих дидактических целей /ИДЦ/ конкретного модуля . Решение совокупности ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели /КДЦ/ .
3. Принцип обратной связи. Никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции, причем в сочетании с самоуправлением , учением со стороны школьников.
Руководствуясь теоретическими основами модульной технологии, изложенными в работах вышеназванных авторов, я разработала модульную программу, состоящую из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели, где модуль - это целевой структурно- функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
Графически модульная программа выглядит следующим образом:
____________
МП / КДЦ /
_________________ _________ _________ ______________________
Модуль 1 /ИДЦ / М2 /ИДЦ/ М3 /ИДЦ/ ....... Модуль посл. /Контроль/ _________ __________ _________ ___________
УЭ0 /ИДЦ/ УЭ1 /ЧДЦ/ УЭ2 /ЧДЦ/ УЭ3 /ЧДЦ / ... УЭ посл.,/Конт
где МП -- модульная программа;
М -- модуль;
УЭ -- учебный элемент;
КДЦ – комплексная дидактическая цель;
ИДЦ – интегрирующая дидактическая цель;
ЧДЦ -- частная дидактическая цель.
Каждый модуль имеет свою интегрирующую учебную цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексно- дидактической цели модульной программы . Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания . Поэтому каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается дерево целей : вершина дерева - КДЦ для модульной программы; средний слой - ИДЦ для построения модулей и нижний слой - частные дидактические цели /ЧДЦ / для построения учебных элементов.
Предлагаю Вашему вниманию модульный урок, разработанный на основе технологии модульного обучения.


















МОДУЛЬНЫЙ УРОК
ТЕМА: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

№ УЭ
Цели
Содержание работы
Виды работы
Время

УЭ-0
Интегрирующая дидактическая цель-
°В процессе работы над учебными элементами вы должны:
Повторить и обобщить изученное о сложноподчиненном предложении;
Систематизировать полученные знания;
Закрепить и углубить полученные сведения о типах и видах придаточных предложений, порядке слов и согласовании временных форм глагола;
Закрепить умения и навыки определения вида придаточных предложений в тексте, употребления их в устной разговорной речи;
2 мин

УЭ - 1
Цель:
закрепить знания о сложноподчиненном предложении.

Цель: закрепить знания учащихся о сложноподчиненном предложении.
Изучите внимательно теоретический материал по теме урока.
/Приложение 1/.
Заполните таблицу:
№ п/п
Виды придаточных предложений
Вопросы
Союзы, союзные слова







Самостоятельная работа с теоретическим материалом (приложение 1,2)









10 мин

УЭ-2
Цель: закрепить знания о сложноподчиненном предложении.
1. Задай соседу по парте 5 вопросов по употреблению придаточных предложений, их месте в сложноподчиненном предложении и т.д.
Работа в парах
Взаимооценка
6 мин

УЭ - 3
Цель: научиться применять полученные знания на практике
1. Выберите из текста «Bayerische Weltstadt» сложноподчиненные предложения, определите вид придаточного предложения.
Учебник, стр. 156-157, упр. 6
Самостоятельная работа с учебником,
взаимоконтроль
5 мин

Гимнастика для глаз
1 мин

УЭ-4
Цель: научиться распознавать сложноподчиненные предложения на слух
Прослушайте текст «Die Sage von der Lorelei». Ответьте на вопрос: Сколько сложноподчиненных предложений употреблено в тексте?
Аудирование
3 мин

УЭ-5
Цель: научиться применять полученные знания на практике
Выполни упражнения в учебнике:
Упр. 4, стр 183
Упр. 7, стр 184
Самостоятельная работа с учебником,
Выполнение упражнений на оценку
5 мин

УЭ-6
Цель: определить степень усвоения грамматического материала
Выполните тест!
Проверьте правильность выполнения заданий по ключу.
Самостоятельная работа с тестом
Самоконтроль
6 мин

УЭ-7
Итоги урока.
1. Прочитайте цели урока. Как вы считаете, достигнуты ли они?
2. Как вы оцениваете свою работу на уроке: были ли вы активны, пассивны?
3. Домашнее задание:
Повторить правило.

2 мин











































Приложение 1.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ФИО ____________________________ Класс _____________________ Дата____________
№ УЭ
Оценки
Кто оценивает

УЭ-2
(взаимооценка)



УЭ- 3
(взаимоконтроль, взаимооценка



УЭ – 4
оценка учителя



УЭ- 5
взаимоконтроль



УЭ- 6
самоконтроль



ИТОГОВАЯ





Приложение 2.
Задание. Заполните таблицу.
№ п/п
Виды придаточных предложений
Вопросы
Союзы, союзные слова

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10






Приложение 3.
TEST ZUM THEMA «SATZGEF
·GE»
Определите вид придаточного предложения.
1) Wenn es wдrmer wird, erwacht die Natur ze neuem Leben.
2) Im Fr
·hling wolllen die Menschen nicht mehr zu Hause sitzen, weil die Natur sie ins
Freie lockt.
3) Vom Schnee, der die Erde bedeckt hat, ist nichts mehr zu sehen.
4) Wer das erste Flugzeug gebaut hat, ist jetzt gut bekannt.
Dieser Sch
·ler lernt ausgezeichnet, weil er seine Arbitszeit gut einteilt.
Выбери правильный вариант.
Wir haben erfahren, dass a) wir morgen einen Besuch bekommen
b) wir bekommen morgen einen Besuch.
c) morgen wir einen Besuch bekommen.
Wir mцchten wissen, ob a) er morgen nach Hamburg fдhrt.
b) er nach Hamburg fдhrt morgen.
c) morgen er nach Hamburg fдhrt.
Die Mutter fragt, wann a) ich aus der Schule komme.
b) komme ich aus der Schule.
c) ich komme aus der Schule.
Вставь союз или союзное слово.
Ich habe nicht gewusst, er auch hier wohnt.
Viele Sch
·ler verliessen das Konzert, es lanweilig war.
Ralf mцchte wissen, mit mir kommt.
Frage Jana, sie die Ferien verbracht hat.
Erzдhle uns, du heute warst.

Составь сложноподчиненное предложение.
Die Blдtter werden gr
·n; der Fr
·hling ist gekommen.
Der Lehrer fragt die Sch
·ler; viele Sch
·ler fehlen heute.
Ich turne jeden Morgen; ich beeile mich sehr.
Wir fragten den Lehrer; die Stunde beginnt.
Unsere Jugend ist stark und gesund; sie Sport treiben.
Переведи на немецкий!
Это- наш гость, о котором я тебе рассказывал.
Я не знаю, когда я приду домой.
Он спрашивает, придут ли завтра вс.
Место, на которое ты хочешь сесть. Уже занято.
Город, в котором живет мой друг, лежит на Неве.




Приложение 4.
GRAMMATIKVERSTANDNIS
TEST
Kennen Sie die Bezeichnung fur die grammatische Zeit?
Karl wird im nachsten Jahr in die Grundschule gehen.
a) Perfekt b) Futurum c) Prasens
Die Schuler der 11. Klasse legen im Juni die Reifeprufungen ab.
a) Plusquamperfekt b) Imperfekt c) Prasens
Unsere Familie erholte sich auf dem Lande, badete im See, fischte und sammelte im Wald Pilze und Beeren.
a) Imperfekt b) Perfekt c) Futurum
Aus Erfurt hat Ilse allen ihren Freunden schoene Ansichtskarten geschickt.
a) Prasens b) Perfekt c) Futurum
Meine Familie und ich waren schon mit einer Touristengrouppe in der Schweiz.
a) Futurum b) Imperfekt c) Prasens
Setzen Sie das Relativpronomen mit Praposition ein!
Wir warden aus Moskau mit dem Zig fahren, in Berlin um 11 Uhr ankommt.
a) das b) die c) der
Else und Peter, die besten in Chemie sind, haben auch heute wie immer sehr gut geantwortet.
a) der b) das c) die
Wowa zeigte seinem deutschen Freund den Kreml, das Wahrzeichen der russischen Hauptstadt ist.
a) den b) wessen c) der
Wir fuhren in den Ferien in die Stadt, mein Vater in seiner Kindheit gelebt hatte.
a) in die b) an die c) deren
Der Alexanderplatz, auf die Touristen so gern spazierengehen, nennt man kurz auch Alex.
a) dem b) den c) deren
Landeskunde.
Der Rhein filesst
a) nach Norden b) nach Sueden c) nach Westen
Das Brandenburger Tor befindet sich in
a) Bremen b) Bonn c) Berlin
Duesseldorf ist die Heimatstadt von
a) Thomas Mann b) Friedrich Schiller c) Heinrich Heine
Muenchen liegt in
a) Bayern b) Hessen c) Sachsen
Viele Buerger der BRD machen ihren Urlaub in ihrem eigenen Land- an der Ostsee, ode rim Harz.
a) am Schwarzen Meer b) an der Wolga c) am Nordsee



Приложение 5.
КЛЮЧИ
№ УЭ
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

УЭ-3
Die Turme, die uber die Hausdacher schauen,
RRKein Wunder also, dass es in Muenchen restaurants mit Spezialitaten aus aller Wel gibt.

УЭ -4
1

УЭ-6 Test
1.
2. 1-a 2-a 3-a
3. 1- dass 2-weil 3. wer 4- wie 5- wo











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




Заголовок 115