Развитие социокультурных связей МБОУ ДО Починковский ЦДО


Тема: Развитие социокультурных связей МБОУ ДО
"Починковский ЦДО" в рамках воспитательной системы
Пыхонина О.М.
педагог-организатор
МБОУ ДО "Починковский ЦДО
Целью воспитательной деятельности нашего Центра является создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Социокультурные условия - это состояние культуры и общества, в котором живет и развивается человек.
Есть такое понятие, как социализация, оно широко используется в современной психолого-педагогической науке. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (по А.В. Мудрику).
Важнейшая проблема, с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. В это понятие вкладывается:
во-первых – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм и установок, присущим как обществу в целом, так и отдельным группам;
во-вторых – это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.
Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в статье 75 говориться о том, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Концепция развития дополнительного образования детей отмечает актуальность становления такой организации образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза.
Дополнительное образование должно стать социокультурной практикой развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту.
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании и социализации учащихся МБОУ ДО "Починковский ЦДО" необходимо взаимодействие с социумом для расширения и укрепления связи с социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями.
Наш Центр может приобрести большое значение, как субъект социального партнерства. По мнению французского философа А.Риккера, современный человек предельно расширяет представление о самом себе: «Я – тот, кто действует». При такой позиции важной становится инициатива. Наш Центр может и должен стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса, значимых не только для учащихся, но и для жителей села.
Социальное партнерство в дополнительном образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Цель деятельности любого образовательного учреждения в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Социальное партнерство с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни: 
- партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности, например, мы взаимодействуем с другими образовательными организациями.
- партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер (например, редакция, библиотека, ЦРБ и др.)
- партнерство со спонсорами, благотворительными организациями (например, сельская администрация)
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства администрация и педагогический коллектив нашего Центра должен:
- четко осознавать миссию Центра, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
- владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
- предвидеть возможные результаты партнерства для развития Центра, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления учащихся).
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия: 
- для расширения кругозора учащихся (экскурсии, поездки, походы);
- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- воспитания уважения к труду взрослых;
Взаимодействие Центра с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования и культуры.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов. 
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.
Развитие социокультурных связей нашего Центра можно проследить на примерах сотрудничества с организациями нашего района.
В первую очередь наш Центр взаимодействует с образовательными учреждениями района. На базе школ села Починки работают объединения нашего Центра. Учащиеся школ и детских дошкольных учреждений принимают активное участие в мероприятиях и конкурсах, организованных Центром. Педагоги нашего Центра делятся опытом своей работы, дают мастер-классы педагогам других образовательных организаций, в этом году мастер-классы проводили Наталья Владимировна К., Елена Владимировна Г. и Анастасия Ивановна С..Учащиеся и педагоги нашего Центра сотрудничают с Центральной библиотекой
при подготовке и проведении мероприятий, занятий, отбора нужного материала для конкурсных работ. Часто посещают библиотеку учащиеся объединения "Юный корреспондент" (педагог Любовь Николаевна О.), в детской библиотеке не первый год проходят детские Рождественские чтения по итогам районного конкурса "Духовное и культурное наследие родного края". В июне этого года ребята из лагеря "Непоседы" и прогулочной группы "Ветерок" посещали библиотечные мероприятия. Совместно с библиотекой, Советом ветеранов, управлением образования наш Центр принял участие в выпуске сборника исследовательских работ учащихся районных конкурсов "Духовное и культурное наследие родного края" и "Герои Великой Отечественной войны в нашей памяти".
Наш Центр сотрудничает с Районным дворцом культуры. Мы проводим совместные мероприятия – концерты, выставки, фестивали и другие. РДК предоставляет сцену, озвучивание мероприятий, Центр – сценарии, концертные (песенные и танцевальные) номера. Ежегодно проводится праздничный концерт, посвященный Дню учителя, Учительская конференция, фестиваль "Рождественский подарок", День защиты детей – 1 июня, "Медалист". Наиболее активно в данных мероприятиях принимают участие учащиеся объединений "Танцевального кружка", "Эстрадный вокал".
Центр тесно сотрудничает с редакцией газеты "На земле Починковской". За этот год учащиеся объединения "Юный корреспондент" написали в газету несколько статьей о жизни Центра. Корреспонденты газеты посещают мероприятия, проводимые Центром, для дальнейшего освещения их в печати.
Краеведческий музей также является социальным партнером Центра. Учащиеся Центра посещают экскурсии, предлагаемые музеем, берут информацию для своих творческих проектов. Например, учащийся объединения "Умелые руки" М. Иван, собрал богатую информацию о самопрялке, которая стала темой его проекта. Проект "Самопрялка" занял 2 место в межрегиональном конкурсе "Параскева – рукодельница" и приглашен на финал областного конкурса "От истоков до наших дней". В июне этого года участники летнего лагеря побывали на экскурсии на Конном заводе, которую организовал краеведческий музей.
Центр сотрудничает с детскими общественными организациями, он является координатором СДОО "Горизонт" и районного совета старшеклассников "Луч". В Центре проходят семинары вожатых, заседания активов совета старшеклассников и СДОО "Горизонт".
Наша организация взаимодействует с районным Советом ветеранов и Починковским благочинием. Совместно с ними проводились районные конкурсы, в которых приняли участие учащиеся объединений нашего Центра. Это конкурсы "Рождественская открытка", "Рождественский фестиваль", "Пасха Красная". Наиболее активное и результативное участие в них приняли учащиеся объединений – "Мастерская чудес" (педагоги Елена Владимировна Г., Анастасия Ивановна С.), "Волшебная академия узелков" (педагог Валентина Александровна Х.), "Свет жизни" (Екатерина Николаевна В.), в фестивале – "Эстрадный вокал" (Ирина Владимировна Ш.).
При проведении конкурсов и мероприятий наш Центр сотрудничает с Починковским ГИБДД и Пожарной частью -145. По линии ГИБДД у нас во время весенних каникул прошли мероприятия "Интеллектуальный марафон по знаниям правил дорожной безопасности", конкурс агитбригад "Урок для непослушных", конкурс рисунков "Пусть дорога станет другом". Педагоги нашего Центра являлись ведущими данных мероприятий и вошли в состав жюри.
Педагоги и учащиеся нашего Центра сотрудничают с Починковским домом – интернатом для престарелых и инвалидов. В рамках декады пожилых людей ребята из Танцевального кружка посетили жителей этого дома с концертом.
В рамках декады инвалидов Центр проводит акцию "Доброе сердце" по сбору необходимых предметов или вещей для учащихся Починковской школы-интерната. Члены детских организаций района, учащиеся нашего Центра принимают в этой акции активное участие. Собранные вещи, участники волонтерского отряда "Мы вместе" отправляют в школу – интернат, а также проводят с учащимися этой школы разные игры.
Наш Центр сотрудничает с другими Центрами дополнительного образования – это МБОУ ДО Починковской ДЮСШ при совместном проведении таких мероприятий как "Мальчишник", "Нижегородская школа безопасности – Зарница", "Президентские состязания". Педагоги нашего Центра являются членами жюри данных мероприятий.
Мы сотрудничаем с областными Центрами – это Центр творчества детей и юношества Нижегородской области, Центр туризма, Центр эстетического воспитания. Учащиеся нашего Центра являются участниками мероприятий и конкурсов, проводимых ими.
Мы сотрудничаем с Центром занятости населения при организации трудовых бригад.
Развитию социокультурных связей Центра во многом способствует такая форма работы как организация социальных проектов педагогами и учащимися объединений Центра.
Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся, главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет ребенку решать основные задачи социализации: формировать свое мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
социально значимая, имеющая социальный эффект;
результатом этой деятельности является создание реального (но не обязательно вещественного) "продукта", имеющего для ребенка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
задуманная, продуманная и осуществленная ребенком, в ходе нее он вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через нее формируются социальные навыки учащихся;
Одной из неотъемлемых составляющих этой деятельности является межличностное общение.
Социальные проекты могут быть разных видов:
Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
Участвуя в социальных проектах учащиеся повышают свой общий уровень культуры за счет получения дополнительной информации, у них формируются социально-личностные компетенции: навыки "разумного социального" поведения в сообществе, совершенствуются полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), закрепляется навык командной работы.
Педагоги нашего Центра с учащимися объединений в этом году реализовали несколько социальных проектов.
Итак, опыт работы нашего Центра с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, все участники получают хороший стимул к сотрудничеству, появляется желание украшать и улучшать мир вокруг себя, удовлетворение от совместной работы и общения.