Создание оптимальной образовательной среды для детей с ОВЗ с помощью ИКТ-технологий.


Создание оптимальной образовательной среды для детей с ОВЗ.
В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях образовательных учреждений. Иными словами необходима безбарьерная образовательная среда, которая бы позволила детям с ОВЗ реализовать в полной мере свои образовательные потребности.
Особенно актуальным становится этот вопрос при дистанционном обучении детей-инвалидов. Ведь в этом случае обучение является опосредованным процессом, учителя и ученика связывает лишь экран компьютера. Это обстоятельство имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, исключено живое, контактное общение с учеником, уменьшается эмоциональное влияние на него. С другой - бесконечно расширяются возможности наглядного и деятельностного обучения, ведь в распоряжении учителя и ученика - целый мир. Чудесным окном в мир служит экран компьютера, а учитель - экскурсовод, проводник, спутник и единомышленник. В этой совместной деятельности ребенок-инвалид получает возможность не ощущать собственной ущербности, не чувствовать ограничений, которые накладывает на него природа. Зачастую он даже превосходит учителя в умении совершать те или иные операции на клавиатуре и мониторе комьютера, что, конечно, повышает его самооценку, позволяет поверить в свои силы.
Регулируя и направляя эту деятельность, мы получаем возможность укрепить духовную и интеллектуальную связь с учеником, находясь на большом расстоянии от него.
Знание свойств личности ученика позволяет учителю при подготовке к уроку подобрать такую систему заданий, которая позволит ученику наиболее полно показать, на что он способен.
В распоряжении учителя находятся неисчерпаемые ресурсы сети интренет, огромное количество образовательных мультимедийных программ, которые позволяют мгновенно перенестись в любую точку земного шара, очутиться на улицах самых далеких городов, провести экскурсии по историческим местам, рассмотреть в непосредственной близости памятники и сокровища мировой культуры и искусства. Как это важно для ребенка, жизнь которого проходит, в основном, в стенах его комнаты! Изучая жизнь дикой природы, мы стараемся не просто подобрать иллюстративный материал, а включить в урок серию сюжетов, содержащих видео- и аудио- файлы (голоса птиц и зверей, их поведение в естественных условиях, водопады, звездное небо и многое другое). Приступая к изучению творчества великого писателя, мы имеем возможность побывать на его родине, увидеть его дом, любимые места, прикоснуться к тому, что окружало его при жизни. Это позволит лучше понять его произведения, его язык, его характер.
Урок математики можно превратить в настоящее исследование, воспользовавшись ресурсами «интерактивная доска», ведь это приложение легко установить как на компьютере ученика, так и на компьютере учителя. Таким образом, я имею возможность «вызвать к доске» ребенка, который находится в десятке километров от меня, увидеть весь процесс его работы у доски, научить пользоваться виртуальными инструментами, оценить достижения.
Использование такого универсального инструмента как компьютер безгранично расширяет и творческие возможности детей. Создавая презентации, рисунки, серии фотографий, видеосюжеты, ребенок не только демонстрирует свои умения, он получает возможность практического их применения. Ведь я могу обратиться к нему с просьбой помочь подготовить наглядность для уроков в классе школы, а затем передать впечатления и отзывы учеников.
Живое общение с учащимися класса тоже достигается благодаря компьютерным технологиям. Общаясь с ребенком через «Скайп», я могу включать его непосредственно в урок в режиме «онлайн», допустить его участие в уроке, внеклассном мероприятии, дискуссии, обсуждении, творческой работе класса. Дети могут обмениваться мнениями, давать и получать советы, пожелания, вести дружескую переписку и так далее. Такое общение имеет огромное воспитательное значение, оно позволяет ребенку с ОВЗ не чувствовать себя в изоляции, а одноклассникам дает бесценный опыт заботы и сопереживания.
Таким образом, первейшей задачей учителя, работающего с детьми, имеющими ограничения по здоровью, является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.