РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КРУЖКА Юный физик для 5 классов. Составитель Рыбакова Т. В., учитель первой квалификационной категории

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7 "

Рассмотрено на заседании МО
Руководитель МО
_________________
Рыбакова Т.В.
«28» августа 2015 г.


«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______________________
Булыгина В.К.
«01» сентября 2015г.



«Утверждено»
Директор МКОУ «СОШ № 7»
_______________________
Фаттахова Н.И.
«01» сентября 2015г.
№ 274-од












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КРУЖКА

Юный физик


5 «А»
(класс)

2015-2016 учебный год
(период реализации программы)






Рыбакова Т. В., учитель первой квалификационной категории
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу, категория













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физика справедливо считается одной из самых важных наук о природе. Без нее сейчас не могли бы развиваться такие науки, как астрономия, химия, биология, география и другие. Если бы люди не знали физику, то не могли бы построить современные дома, поезда, самолеты, ракеты, создать ставшую привычной бытовую технику – телефон, телевизор, компьютер и т. д.
Людей, не сталкивающихся с физическими законами, на свете не существует. Ведь мы живем по этим законам, даже не подозревая об их существовании. Их никто не придумывал. И, тем не менее, они существуют ровно столько, сколько живет наша планета.
Данная программа является пропедевтическим курсом, предполагающее систематическое изучение предмета. На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.
Предлагаемая программа элективного курса по физике предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов. В данном курсе они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром, вольтметром и др.
Данная программа предусматривает работы, развивающие мыслительную деятельность, требующую от учащихся умений рассуждать, анализировать, делать выводы. Изложение материала в этой программе имеет не традиционный характер, основанный на учете психологических особенностей детей данного возраста, в котором использование рисунка способствует концентрации внимания гораздо больше, чем текста, а из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. Это способствует повышению положительной мотивации к учению и бережному отношению к природе.
Переход к современному информационному обществу требует полного развития личности, в том числе ее развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Овладеть элективным курсом физики – это значит не только понять физические явления и закономерности, но и научиться применять их на практике. Всякое применение общих положений физики для разрешения конкретного, частного вопроса есть решение физической задачи умение решать задачи делает знания действенными, практически применимыми.
Актуальность данного курса заключается в некотором несоблюдении в современных школьных программах преемственности в формировании и развитии знаний, умений и навыков. Для иллюстрации данного утверждения необходимо проанализировать структуру действующих курсов естественных дисциплин. Сейчас в общеобразовательных школах преподавание географии начинается с 6-го класса; физики и биологии с 7-го класса. При этом биология и география даются, в основном, на описательном уровне. Но описательный характер обучения, в основе которого лежит принцип "выслушай, прочитай, расскажи" таит в себе очень много опасностей. Такой способ приучает детей к бездумному, моторному запоминанию, не способствует развитию у детей логического мышления. В учебнике по географии написано: "Физическая география изучает природу поверхности земного шара, выясняет причины природных процессов и явлений, закономерности их развития". В приведенном примере явно видно отсутствие синхронности в изучении отдельных предметов, когда причины физических природных явлений начинают изучать с детьми, которые еще не приступили к изучению физики. Имеет смысл начинать изучение физики уже с 5-го класса. При этом запоминание многих фактов, которые традиционно рассматриваются в курсах вышеперечисленных дисциплин, уже не будет столь бездумным, так как эти факты можно будет объяснить с точки зрения физических законов. Например, если в 5-ом классе объяснить молекулярное строение вещества, агрегатные переходы, что, как показывает многолетняя педагогическая практика, вполне возможно, то затем, логически, можно говорить и о водяном паре в воздухе, и об атмосферных осадках, и о гидросфере Земли, так как все эти явления являются частными случаями агрегатных переходов, но, традиционно, изучаются в географии 6-го класса. Понимая физику процессов и явлений, учащиеся с большим интересом изучают проявления этих процессов в животном и растительном мире (биология), характеристики местностей на земном шаре, где эти процессы выражены наиболее ярко (география). Особенность разработанной программы элективного курса в том, что она способствует достижению развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения экспериментальных исследований, решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, подготовки докладов и других творческих работ.
Значимость такого курса в настоящее время чрезвычайно возросла. Она продиктована резким увеличением объема информации, в которую погружен современный школьник. Отрывочные, бессистемные сведения из самых разных областей естественных наук и техники перемежаются рассказами о мистическом проникновении в сущность вещей: в сознании современного школьника физическая реальность зачастую подменяется виртуальной. Вот почему так важно создать условия, при которых ребенок получает возможность получить адекватные представления о мире. Развитие личности ребенка средствами физики – главная цель предлагаемого курса. С учетом возрастных особенностей предусматривается развитие речи, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, объема оперативной памяти, логического и критического мышления, проектно-конструкторских умений, умения грамотно и адекватно выражать свои мысли, описывать явления, а затем выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира.
Особенность разработанной программы элективного курса в том, что учащиеся уже до 12 лет получат в школе адекватную возрасту информацию о явлениях окружающего мира и науки, которая является фундаментом других естественных наук.
Основные цели предлагаемого курса:
общеобразовательная цель:
обеспечить учащимся возможность построения индивидуального образовательного плана и создать предпосылки для профессионального самоопределения;
предметная цель:
Расширение представлений учащихся о явлениях окружающего мира, их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Развитие умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, экспериментов.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний при выполнении экспериментов.
Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.
Формирование экспериментальных умений: пользоваться простейшими приборам
и инструментами и делать выводы на основе экспериментальных данных, соблюдать правила техники безопасности;
Использования полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Развитие предметной компетенции преследует сообщение учащимся предметных знаний.
Методическая компетенция основывается на выработке умений и навыков наиболее рациональным способом решить поставленную задачу.
Учебно - познавательная компетенция основывается на осознании и умении проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели.
Информационная компетенция включает использование средств новых информационных технологий при организации учебного процесса, использование Интернета для поиска информации, а также для выполнения тестовых заданий и просмотра видеофильмов.
Ведущей идеей курса является формирование учебно–познавательной компетентности и развитие логического мышления путем знакомства с основными физическими явлениями.
При отборе программного материала учитываются следующие принципы:
принцип познавательной ценности (ориентация на ситуации, связанные с жизнедеятельностью учащихся);
принцип тематической направленности;
Принимая во внимание практическую цель обучения физики, выделяются следующие принципы:
принцип дифференцированного и интегрированного обучения;
принцип ситуативности и функциональности;
принцип сознательности;
Для реализации заявленных целей используются:
Учебно – познавательный метод в преподавании физики, предполагающий организацию учебного общения как средства освоения материала и общеучебных умений; обучение физике происходит через практическое использование изучаемого материала в различных ситуациях;
метод организации дискуссий, предполагающий подбор материала по определенной тематике, формулировку личного отношения к проблеме, предъявление позиций;
Основной формой организации занятий является классно-урочная, что не требует дополнительных ресурсов от школы, но, учитывая психологические особенности учащихся, занятия проводятся в форме игры, практикумов, дискуссии, семинаров. Программа позволяет познакомить учащихся с современной физической картиной мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий – классической механики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории.
В качестве объектов контроля и оценивания выступают:
сформированность мыслительных операций
классификация мыслительной деятельности, логическое мышление;
уровень обученности, степень обученности;
уровень сформированности ключевых компетентностей (решение проблем, работа с информацией);
развитие невербального интеллекта учащихся.
Текущий контроль предполагается проводить в виде тестов, физических диктантов, творческих отчетов, самостоятельных работ, лабораторных практикумов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программа включает в себя 4 раздела, что составляет в общей сложности 35 занятий, продолжительностью по 40 минут. Программа рассчитана на учащихся 5 класса.

Календарно-тематический план (5 класс)


тема
Количество часов
Виды деятельности
Планируемый результат
Формы контроля


1
2
3
4
5


Введение
6(ч)




1.1
часть природы.


Измерение расстояний, объемов различных тел. Демонстрации различных физических явлений.
Выполнение простейших измерений: «Определение размеров физического тела», «Измерение объема жидкости», «Измерение вместимости стакана», «Измерение объема твердого тела».
Усвоение учащимися основных методов исследования, основных правил проведения эксперимента, понятий о явлениях природы и физических явлениях. Умение пользоваться простейшими измерительными приборами и инструментами, проводить простейшие измерения.
Анкетирование, лабораторный практикум
Сообщение на тему
Природные явления
Фронтальный опрос учащихся.

2.2
Что изучает физика.






3.3
Методы исследования природы.






4.4
Лабораторное оборудование.






5.5
Измерение. Измерительные приборы.






6.6
Лабораторный практикум по теме «Простейшие измерения»







Тела и вещества.
10




7.1
Характеристики тел и веществ.



Демонстрации различных тел, составление и заполнение таблиц выражающих зависимость между состоянием вещества и сохранением объема и формы данного вещества; между диффузией и временем; между состоянием вещества и расположением частиц и характером взаимодействия. Выполнение лабораторных работ по темам: «Измерение массы тела», «Измерение температуры газа и жидкости», «Определение плотности твердого тела»
Ознакомление учащимися основных понятий: масса тела, температура, молекула, атом, диффузия, плотность. Умения пользоваться полученными знаниями при решении качественных и расчетных задач, при выполнении лабораторных работ.
Самостоятельная работа.
Лабораторный практикум.
Тестирование. Фронтальный опрос.
Контрольная работа.

8.2
Строение вещества. Молекула







9.3
Диффузия.







10.4
Лабораторный практикум по теме «Температура».







11.5
Три состояния вещества.






12.6

Масса.






13.7
Лабораторная работа по теме «Плотность вещества».







14.8
Решение задач по теме «Масса и плотность вещества»






15.9
Решение задач по теме «Масса и плотность вещества»






16.10
Контрольная работа по теме «Масса и плотность вещества»







Взаимодействие тел.
6




17.1
Механическое движение.



Демонстрация равномерного и неравномерного движения. Выяснение различий между путем и перемещением. Решение задач.
Ознакомление учащимися основных понятий: механическое движение, путь, траектория, перемещение, скорость. Умения применять полученные знания при решении качественных , расчетных и графических задач.
Самостоятельная работа.
Тестирование. Фронтальный опрос.
Контрольная работа.

18.2
Путь, перемещение, траектория.







19.3
Равномерное и неравномерное движение.







20.4
Скорость в механическом движении.







21.5
Решение задач по теме «Взаимодействие тел»






22.6
Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел»







Силы в природе.
13




23.1
Деформация.



Демонстрации деформации, действия сил, видов сил. Выполнение лабораторных работ «Измерение силы с помощью динамометра», «Измерение силы трения». Составление таблиц: «Виды сил», «Виды деформации». Решение задач.
Ознакомление понятий: деформация, сила, сила тяжести, явление тяготения, сила трения, вес тела. . Умения применять полученные знания при решении качественных и расчетных задач, при выполнении лабораторных работ.
Самостоятельная работа.
Лабораторная работа.
Тестирование. Фронтальный опрос.
Контрольная работа.

24.2
Сила. Виды сил.







25.3
Явление тяготения. Сила тяжести.







26.4
Сила трения. Виды трения.







27.5
Динамометр.







28.6
Вес тела.







29.7
Лабораторная работа по теме «Динамометр»






30.8
Решение задач по теме «Силы в природе»






31.9
Решение задач по теме «Силы в природе»






32.10
Контрольная работа по теме «Силы в природе»






33.11
Сделай и исследуй сам.


Демонстрации самодельных физических приборов
Умения применять полученные знания
Самостоятельная работа.


34.12
Сделай и исследуй сам.






35.13
Защита презентаций-проектов







Итого:
35




Планируемые результаты
Данная программа:
повышает активность учащихся;
направлена на развитие способностей школьников использовать физические знания при решении физических задач;
способствует формированию и развитию учебно - познавательной компетенции;
создает условия для самостоятельной творческой работы;
повышает мотивацию обучения;
способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
В результате изучения данного элективного курса предполагается получить личность, способную использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

АППАРАТ КОНТРОЛЯ
Содержание контроля:
Требования к уровню подготовки
(предполагаемый результат)
В результате обучения учащиеся должны уметь:
обращаться с физическим оборудованием, выполнять простейшие физические операции;
уметь воспринимать основное содержание текстов, основную мысль;
проводить наблюдения, обрабатывать результаты измерений выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применять полученные знания для объяснения окружающих явлений,
приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях; вредного воздействия человека на окружающую среду;
проектировать пути решения экологических проблем;
кратко передавать содержание прочитанного или услышанного материала, строить собственное высказывание;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников.

Учащиеся должны знать:
правила ТБ при работе в кабинете физики;
название и назначение основного лабораторного оборудования;
основные операции физического эксперимента;
роль человека в изменении окружающей среды,
основные термины и понятия физики.

Формы контроля уровня достижений
Текущий контроль предполагается проводить в виде физических диктантов, тестов, творческих отчетов, самостоятельных работ, лабораторных практикумов. Оценка выставляется по рейтинговой системе: Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:
реферат (10);
составление библиографии и аннотаций – 5, источников информации по теме (3);
кодирование текста учебника, статьи, журнала (3);
конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3);
подготовка дополнительного материала по теме (5).
Выполнение практической работы по теме (3).
Решение проблемных задач по теме (5).
Устный ответ - монолог (5).
Контрольная работа по содержанию темы (10).
Участие в конференции: подготовка доклада, рецензирование или отзыв творческой работы участника конференции, участие в дискуссии (10).
Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформление средств наглядности и др. (5).
Штрафные баллы: отклонение от графика и несвоевременная сдача работы - минус 20 баллов, отказ от устного ответа - минус 5 баллов
Расчет учебной успешности в условиях рейтинговой системы
Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.
Формирование мотивов учения - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учащимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Творческие проекты учащихся оцениваются согласно требованиям к уровню сформированности ключевых компетентностей (решение проблем, работа с информацией, коммуникация) учащихся в процессе проектной деятельности, а уровень сформированности ключевых компетентностей путем использования тестов внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Ведущие методы, технологии, приемы преподавания и учения
Для реализации заявленных целей используются:
технология учебно - познавательного обучения физике, предполагающая организацию общеучебных умений;
метод реализации учебных проектов, предполагающий постановку конкретной задачи, поиск ее решения;
метод организации дискуссий, предполагающий подбор материала по определенной тематике, формулировку личного отношения к проблеме, предъявление позиций;
Формы организации занятий
Основной формой организации занятий является классно-урочная, что не требует дополнительных ресурсов от школы, но, учитывая психологические особенности учащихся, занятия проводятся в форме практикумов, дискуссии, лекций. Программа позволяет познакомить учащихся с основными закономерностями физических явлений, которые используются для объяснения явлений окружающего мира независимо от того, какая наука изучает это явление.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебный предмет: физика, возможно включение элементов математики, истории, природоведения. Эффективно сотрудничество с учителем информатики, поддерживающим данный элективный курс.
Учебные пособия
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. Методическое пособие 5-6 классы. – М.:Дрофа, 1998
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. Учебник 5-6 классы. – М.:Дрофа,2011
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебное оборудование
Компьютер, проектор, интерактивная доска;
печатная продукция (книги, лабораторные работы, и т. д.)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебное и научно-методическое оснащение программы
программа элективного курса;
тематическое планирование курса;
требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся в процессе проектной деятельности;
Дидактическое оснащение программы
дидактические задания для работы с одаренными детьми;
тестовые задания для развития умений учащихся;
конспекты уроков и внеклассных мероприятий;
дидактические материалы для самостоятельной работы и для самопроверки учащихся.

Материально-техническое оснащение программы
печатная продукция (книги, лабораторные работы, и т.д)
телевизор и видеомагнитофон;
лабораторный практикум;
компьютер, интерактивная доска.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315