«Средства формирования духовно-нравственных качеств личности в системе дополнительного образования детей».


«Средства формирования духовно-нравственных качеств личности в системе дополнительного образования детей».
Нравственный кризис в современном обществе, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, нарушение связи и духовно-нравственной преемственности поколений, трудности социализации, снижение воспитательной роли семьи актуализируют проблему целенаправленного и последовательного формирования нравственной культуры личности, основы которой закладываются в детском возрасте, являющемся важным этапом становления морального облика ребенка, формирования нравственного сознания, развития его нравственных качеств, приобретения субъектного опыта деятельности и поведения. Поэтому важно с детских лет заложить основы нравственности, сформировать первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, которые в дальнейшем помогут стать растущему человеку "действенным субъектом человеческого сообщества". По своей актуальности проблема воспитания нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем.
Педагогическое решение задач, направленных на формирование нравственных представлений обучающихся, основано на рассмотрении дополнительного образования как необходимого условия успешной социализации в современном обществе. Дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах личности ребенка. Становление системы дополнительного образования детей происходит на базе многолетнего опыта работы с детьми и тех традиций, которые связаны с внеклассным и внешкольным воспитанием и обучением. В связи с этим, одним из направлений деятельности педагога в процессе дополнительного образования является развитие социально-нравственных качеств ребенка.
С принятием Закона РФ "Об образовании" дополнительное образование было признано уникальной системой, назначение которой - создать человеку возможности для удовлетворения стремлений к творчеству, жизненному самоопределению, хотя границы этапов эволюции теоретических представлений развития внешкольного, затем дополнительного образования детей, достаточно условны.
С середины 90-х г.г. ХХ в. в образовательных учреждениях начался процесс пересмотра содержания УВП в сторону индивидуализации обучающегося, реализации его возможностей и творческих способностей, авторитарная методика постепенно сменяется методикой адаптивной, ориентированной на внедрение личностно-ориентированных технологий, перевод обучения на субъект-субъектную основу с установкой на саморазвитие личности, активизацию деятельности самого обучающегося. Как показывает практика, внедрение технологий личностной ориентации способствует поиску методов и средств, содействующих самоактуализации воспитанника, а содержание образования представляет собой среду становления и развития личности обучающегося. В этой связи особенно актуальна проблема оптимизации УВП, разработки инновационных технологий обучения и воспитания в сфере дополнительного образования, как неотъемлемой части социализации ребенка, опосредованной активной творческой деятельностью обучающегося в коллективе, которая при определенных организационно - педагогических условиях способствует не только адаптации личности обучающегося, но и его автономизации. При этом научная разработка и практическое обоснование новых идей, педагогических технологий и т.д. составляют основные тенденции перехода от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным программам обучения.
Цель дополнительного образования детей - выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
Эта цель может быть реализована на основе введения в образовательный процесс учебных программ, имеющих социальную, культурологическую, профориентационную, оздоровительную и досуговую направленность. Поэтому практические задачи дополнительного образования детей определены следующим образом:
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет;
адаптация их к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
организация содержательного досуга.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, которые дети получают в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Дополнительное образование отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение ребенком новых социальных ролей, опыта неформального общения, формирование познавательных интересов, приобщение к культурным ценностям на основе свободного выбора видов и форм деятельности. Дополнительное образование, как и любой другой вид образования, ведется по конкретным образовательным программам, но есть определенные принципы, методы и технологии, которые выделяют его в особый вид образования, что зафиксировано в ст. 26 Закона РФ "Об образовании".
Дополнительное образование - творческое образование: главное здесь - не научить (передать определенные знания, умения, навыки), а открыть ребенка, развить его потенциал, включить внутренние импульсы к последующему развитию.
Одной из основных структур реализации дополнительного образования являются специализированные образовательные учреждения - учреждения дополнительного образования детей. В Концепции модернизации российской системы образования (заседание Госсовета Российской Федерации от 29 августа 2001 года) определено, что учреждения дополнительного образования детей были и остаются одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Учреждения дополнительного образования детей ориентированы на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Рассматривая особенности деятельности учреждений дополнительного образования детей и их возможности по осуществлению социально-педагогической работы с различными категориями детей, важно подчеркнуть, что они обеспечивают своим воспитанникам доступ к широкому диапазону культурных ценностей, которые, с одной стороны, не охвачены базовым образованием и не представлены в школьных программах, а с другой - конкретизируют, расширяют, углубляют знания, полученные учащимися в школе, и дают возможность приобретать конкретный практический опыт их реализации в жизни, создают условия для социального и культурного развития личности.
Еще важнее то обстоятельство, что система дополнительного образования детей заметно расширяет спектр видов деятельности, освоение которых и рассматривается как цель общего образования. Речь идет о различных видах творческой, исследовательской, эстетической, досуговой, коммуникативной деятельности. Опыт, полученный обучающимися в этих видах деятельности, имеет исключительно важное значение для развития названных выше качеств личности: конструктивности, коммуникативности, толерантности, мобильности, обучаемости.
Но, может быть, самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования. Таким образом, дополнительное образование детей становится важнейшей сферой развития личности и духовного становления всех детей, подростков и юношества нашей страны. Поэтому развитие дополнительного образования детей в России основывается на культурных и педагогических традициях и отражает специфику социокультурного развития страны в определенный период.
Нравственное воспитание в широком общепедагогическом значении можно рассматривать как процесс передачи подрастающим поколениям социального морального опыта с целью их нравственной подготовки к жизни в обществе, т.е. как процесс моральной социализации растущего человека.
Воспитание нравственных качеств как психологических образований обусловлено условиями и факторами окружающей среды, содержанием социального морального опыта, теми социальными отношениями, в которые обучающиеся включаются в результате своей деятельности и общения, а также их активностью в них.
В современный период особо остро встает проблема повышения духовного и нравственного уровня развития обучающихся. Анализ практики показал, что воспитание нравственных ценностей эффективно, если оно строится на основе системного целостного подхода, признания личности ребенка высшей ценностью, приобщения детей к общечеловеческим ценностям и формирования на их основе адекватного этим целям поведения.
Дополнительное образование рассматривается в исследовании как особое социальное образование обучающихся, сознательно направленное на усвоение нравственных знаний и способов социально приемлемого поведения. В современных условиях воспитание нравственных ценностей в деятельности УДО может быть успешным при условии ориентации на системный, деятельностный, проблемно-целевой и личностный подходы к воспитанию; соответствующего уровня педагогической культуры; использование специального педагогического инструментария для диагностики сформированности нравственных ценностей и определения уровня воспитанности школьников. Кратко рассмотрим основные методологические подходы, обеспечивающие создание концептуальной модели по воспитанию нравственных ценностей в системе УДО.
- системный подход ;- проблемно-целевой подход, как способ структуризации, применяется при решении задач комплексного планирования и управления процессом воспитания.
- деятельностный подход включает в себя признание того факта, что развитие человека происходит путем овладения человеческой деятельностью.
- культурологический подход основан на положении о том, что нравственное воспитание школьников понимается как целенаправленное "вхождение в контекст культуры с помощью педагога и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строя свою жизнь, достойную человека"
- личностно-ориентированный подход в воспитании нравственных ценностей требует признания уникальности личности, ее нравственной свободы, права на уважение, включает в себя признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса.
- аксиологический подход рассматривает нравственные ценности как человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение как образцы культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенном взаимодействии.
Главными целями воспитательной системы УДО являются: создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности младших школьников по воспитанию нравственных ценностей; удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков детей; воспитание потребностей к нравственному саморазвитию и самоактуализации.
Исходя из целей, нравственными ценностями становятся: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость, толерантность. Главная характеристика нравственных ценностей - ориентация на добро (во благо).
Процессуальные цели неразрывно связаны с результативными, т.к. они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижение желаемого образа. Мы формулируем их следующим образом:
- приобщение младших школьников к общечеловеческим нравственным ценностям и ценностям русской национальной культуры;
- обеспечивающие повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в УДО;
- обеспечивающие участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в УДО для перспективного развития коллектива.В связи с этим вытекают задачи воспитательной системы УДО, ориентированной на воспитание нравственных ценностей:
- развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания;
- развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении младших школьников через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций;
- создание условий для нравственного самовыражения личности;
- развитие и динамика становления субъект - объектно- субъектных отношений между членами сообщества;
- педагогическая поддержка личности;
- построение отношений на основах добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива.
Таким образом, творчество неизменно присутствует в жизни детей, и задачей педагога является представить разнообразие форм и видов деятельности для самореализации ученика, особенно с целью воспитания личности ребенка.
Система духовно-нравственного воспитания обучающихся в деятельности УДО функционирует под влиянием различных факторов. Первая группа - разнообразные виды деятельности воспитанников - игра, труд, общение, духовно-нравственное просвещение и т.п. Вторая группа - различные виды деятельности педагогов, педагогическое руководство деятельностью воспитанников. Третья группа - воспитательный коллектив, который будучи целенаправленно воспитывающей микросредой благоприятно развивает личность, в том числе формирует у нее духовно-нравственную воспитанность.
В работе необходимо использовать разнообразные методы:
1) методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, единые требования);
2) методы повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальная защита, уважение, педагогическое требование, убеждение, предупреждение, осуждение, доверие, сочувствие, принятие решения, проблемные ситуации);3) методы детской самодеятельности: самоорганизацию (самоанализ, самосознание), самоорганизацию чувств и разума (самовоспитание), самоорганизацию воли и поведения (самостимулирование);
4) методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснение, создание ситуации успеха, актуализация мечты, упражнение, поощрение, наказание).
В процессе нравственного воспитания детей в деятельности УДО
используются следующие организационные формы: массовые (праздники, утренники, собрания, субботники, тематические недели, фестивали, олимпиады, выставки и др.); групповые (кружки, классные часы, экскурсии, игры-путешествия, КТД, беседы, упражнения в поступках и др.); индивидуальные (общественные поручения (дежурный, санитар, журналист и др.), индивидуальные задания, индивидуальная подготовка и выступление на конкурсах, викторинах и др.). Основными средствами нравственного воспитания в деятельности УДО выступали: слово педагога и родителей, стиль взаимоотношений педагога с ребенком, наглядные пособия, технические и учебные средства, телевидение, Интернет, радио, кино, и т.д.
Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.).
Система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ, предоставляет наряду с общеобразовательной школой и, по-моему, в большей степени, значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного воспитания.
Таким образом, на формирование личности обучающегося и лучших ее качеств через духовно-нравственное воспитание целенаправленно или опосредованно действует комплексный подход в воспитании, обучении и развитии. Личность ребенка развивается в целостном педагогическом процессе, эффективном использовании объективных возможностей искусства, как средства духовно-нравственного и эстетического воспитания молодого поколения, а также дифференцированного, индивидуального и личностно-ориентированного подходов в обучении.
Список литературы:
Литература.
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 534с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.
4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
6. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
7. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
8. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
9. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 - С.23- 26.
10. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - №6 - С. 3-6
11. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.
12. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. - С. 56 - 70.
13. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. - Калуга, 1969-126с.
14. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой - М.: Педагогика, 1979- 461с.
15. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская - М.: Просвещение, 1986.- 371с.