Программа художественной направленности Путь к совершенству. Фортепиано для учащихся ЦРТДЮ


ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Путь к совершенству»
Уровень программы: Базовый
Срок реализации программы: 2 года (72 часа)
Возрастная категория: от 6,5 до 8 лет
Вид программы: модифицированная
Автор -составитель:
Ромахова Марина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
Крымск, 2016 г.
Правовая база программы, нормативные основания:
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).
Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г., а также с учетом многолетнего педагогического опыта.
Настоящая программа опирается на основные положения, предусмотренные уставом МБОУ ДО ЦРТДЮ.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………….3
Цель и задачи программы…………………………………………………………….3
Контроль и учет успеваемости……………………………………………………….6
Учебно-тематический план…………………………………………………………...7
Содержание программы………………………………………………………………8
Перечень программно-методического обеспечения……………………………….11
Приложение…………………………………………………………………………..14
Репертуарные списки по предмету «Класс фортепиано»…………………………14
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная рабочая программа «Путь к совершенству» по предмету «Музыкальный инструмент фортепиано» имеет художественно-эстетическую направленность, включает в себя три взаимосвязанных направления – обучение, воспитание и развитие и предназначена учащимся 1 года обучения игре на фортепиано в МБОУ ДО ЦРТДЮ .
Данная программа является модифицированной, базируется на тенденциях Российских школ, и опирается на типовую программу для ДМШ «Музыкальный инструмент.Фортепиано». сост. А.Д.Алексеев Москва.1991 г.
Обучение по данной рабочей (модифицированной) программе позволяет создать условия для интеллектуального, художественно-эстетического и духовно-нравственного развития личности учащегося, для культурного и профессионального самоопределения, развития мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечивая эмоциональное благополучие и самореализацию личности в разносторонней деятельности, приобщаясь к общечеловеческим ценностям, интегрируясь в систему мировой и отечественной культуры.
Данная программа рассчитана на широкий контингент учащихся разных по возрасту, музыкальным и физическим данным, складу психики и типам нервной системы.
Значимость программы состоит в наиболее эффективной организации учебного процесса в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике. Программа призвана помочь решению задач освоения исполнительских навыков, приобщения к музыке детей разной степени одаренности, по воспитанию в них заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать, развивать эрудицию, художественный вкус.
Новизна программы определяется опорой на современные исследования в области теории фортепианного образования и обширный практический опыт, накопленный педагогами по классу фортепиано ЦРТДЮ г. Крымска за последние десятилетия.
Актуальность данной программы обусловлена усилением мотивации обучения игре на фортепиано и реализацией творческих потребностей учащихся, посредством изучения высокохудожественного репертуара для фортепиано, включая региональный компонент, освоение различных видов музицирования.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Основная цель обучения – активизация учебно-воспитательного процесса в классе фортепиано, формирование у учащихся культуры музыкально-исполнительской деятельности при изучении лучших образцов классической и современной музыки, включая региональный компонент, создание возможности выбора между любительским музицированием и профессиональным образованием.
Задачи обучения:
Образовательные
1. Овладеть основными пианистическими навыками игры на музыкальном инструменте; развить пианистические способности и технические навыки исполнительства;
2.Обучить музыкальной грамоте;
3.Научить грамотно исполнять нотный текст произведения, учитывая трактовку композитора;
4. Сформировать мотивацию к музыкальным занятиям музыкой;
5.Сформировать умение ориентироваться в музыкальных формах и жанрах;
6. Сформировать знания обозначений темпа и характера исполнения музыки, штрихов и динамических оттенков.
Развивающие
1.Развить музыкальные способности: память, ритм, слух, координацию, образное мышление, воображение, фантазию;
2. Развить музыкально-творческие навыки;
3. Развить художественный вкус и эстетические потребности учащихся
Воспитательные
1.Привить любовь к музыке и музыкальному инструменту фортепиано;
2.Воспитать сценическую культуру посредством выступлений на концертах;
3.Формировать личностные качества;
4.Воспитать трудолюбие, целеустремленность, организованность в занятиях; самостоятельность и самоконтроль;
5.Сформировать художественно-эстетический вкус на лучших образцах классической и современной музыки, воспитать эмоциональную отзывчивость на проявления эстетически ценных качеств в искусстве и жизни.
6.Воспитать навыки практического использования полученных знаний, открывающих путь дальнейшему самостоятельному развитию.
Отличительные особенности данной образовательной программы :
1.Наличие учебно -тематического плана и содержания программы для первого года обучения;
2.Разработка формы проверки технической подготовки и творческих навыков;
3.Расширение репертуара учащихся за счет включения в репертуарный план произведений композиторов 21 века и переложения популярной классической и современной музыки;
4.Внедрение регионального компонента –изучение народного кубанского фольклора и музыки современных кубанских композиторов.
Несмотря на изменения, данная программа обеспечивает обязательные требования государственной образовательной программы.
Уроки в классе фортепиано проводятся в соответствии с учебной программой курса «Методика обучения игре на фортепиано» для повышения квалификации преподавателей музыкальных школ, изданной Центральным институтом повышения квалификации руководящих и творческих работников. ( Москва, 1988г.)
Количество музыкальных произведений дается в годовых требованиях, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для выступления на академическом концерте, открытых концертах, другие для самостоятельного разучивания - для показа в классе; третьи - в порядке ознакомления. В соответствии с типовым учебным планом предмет фортепиано тесно связан с предметами: сольфеджио, слушание музыки, хор.
В данную программу включены методические рекомендации по направлениям работы, общие требования по гаммам, примерные репертуарные списки (этюды, полифонические произведения, крупная форма, пьесы).
Предлагаемые репертуарные списки позволяют разнообразить репертуар учащихся по стилю, форме, содержанию, фактуре произведений, активно включать в него современную музыку. В них включена и классика педагогического репертуара, и значительное количество современных, в том числе джазовых, произведений, они учитывают возможность различной степени технического развития учащихся. Широко используются сборники кубанских авторов. За преподавателем остается право дополнять и расширять предлагаемый репертуар, гибко относиться к программе, учитывая индивидуальные возможности учащегося.
Принципами обучения является индивидуальность (вариативность) и доступность, результативность. Музыкальное воспитание, учебный план, творческие методы обучения будущего музыканта, применимы к любому учащемуся.
Педагогическая целесообразность программы определяется ориентацией на дифференцированные модели образовательного процесса, направленные на выявление и реализацию способностей ученика на разных этапах обучения, обеспечивающие создание благоприятных условий для эффективной организации учебного процесса, повышения его результативности, возможности более точно определять перспективы развития будущего музыканта.
Формы и режим проведения учебных аудиторных занятий:
В реализации образовательной программы участвуют дети в возрасте от 6,5 до 8 лет, продолжительность ее реализации - 1 год. Для реализации данной образовательной программы необходимы занятия с преподавателем два раза в неделю, общий объем составляет 2 академических часа или 72 учебных часа в год. Объем самостоятельных занятий учащихся определяются индивидуально.
Форма обучения по дополнительной образовательной программе - очная.
Формы проведения занятий: аудиторные
Форма организации занятий: индивидуальная
Программой предусмотрены занятия:
Теоретические;
Практические;
Комбинированные.
Занятия чаще всего проходят по комбинированному типу, так как включают в себя повторение пройденного, объяснение нового, закрепление материала и подведение итогов.
Занятия также могут проходить в форме сводных репетиций; репетиционно-тренировочных; классных, учебных, отчетных концертов.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
участие учащихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
мастер-классы
Занятия включают в себя: физический блок, упражнения для закрепления постановочных элементов, развитие слуха, закрепление теоретических знаний, творческие открытия, работа над репертуарными произведениями, рефлексия.
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Длительность занятия: – 40 минут.
Формой подведения итогов в рамках реализации программы являются: академический концерт, а также участие в конкурсах различного уровня.
3.КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия учебного года также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - зачет с приглашением комиссии. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития обучающегося. Промежуточная аттестация отражает результаты работы обучающегося по полугодиям, определяет степень успешности развития на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация.
Подведение итогов осуществляется через анализ учета успеваемости, отслеживание результатов (наблюдение, диагностика):
систему зачётов, академических концертов, классных концертов,
тематических вечеров,
лекций - концертов,
выступлений на конкурсах и фестивалях различного уровня,
выступлений на отчётных концертах МБУДО ЦРТДЮ
Программа выстраивается с дифференциацией требований для различных групп учащихся:
-профессиональные и подвинутые учащиеся на зимнем зачетном концерте должны исполнить полифонию и пьесу;
- программа всех остальных учащихся может быть свободной – это могут быть две разнохарактерные пьесы, допускается ансамбль.
По итогам зимних выступлений учащиеся получают «зачет». Результаты весенних анализируются и оцениваются составлением развернутого отзыва, в котором отображается продвижение ученика, качество исполнения.
Итоговая аттестация проводится в форме концертного исполнения выпускной программы. Уровень профессионально ориентированных выпускников должен соответствовать стандартам в сфере дополнительного художественного образования.
Условия эффективности реализации программы:
Варьируемость программы в зависимости от способностей и уровня: развития ученика:
создание психологических условий;
создание обстановки доверия (ребенок – педагог – родитель);
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа должна способствовать подъему музыкальной культуры и отвечать запросам самых широких общественных слоев и различных социальных групп нашего общества.
Прогнозируемый результат:
В результате освоения программы приобретается определенный запас знаний, умений и навыков игры на инструменте, необходимый для продолжения музыкального образования.
Обладать исполнительскими навыками.
Уметь грамотно ориентироваться в нотном тексте.
Уметь эмоционально передавать художественный образ музыкального произведения.
Обладать технической приспособленностью к инструменту: координацией, пластикой, контактом с клавиатурой, владением различными видами техники.
Уметь играть в ансамбле, аккомпанировать, читать с листа, подбирать по слуху.
Обладать элементарными знаниями в области музыкального искусства.
Обладать артистизмом, сценической выдержкой.
4.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения

Наименование тем Количество часов по теме
первый год обучения
Раздел 1. Инструктивный материал
Тема 1.1. Вводная беседа 1
Тема 1.2. Упражнения и гаммы 7
Тема 1.3. Этюды 10
Раздел 2. Художественный материал
Тема 2.1. Разнохарактерные и жанровые пьесы 14
Тема 2.2 . Полифонические пьесы 10
Раздел 3. Произведения крупной формы
Тема 3.1. Сонатина или вариации 14
Тема 4. Музицирование Тема 4.1.Чтение нот с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле 8
Раздел 5 Музыкальная грамота Тема5.1 Освоение нотной грамоты и средств музыкальной выразительности. 8
Итого количество часов за год: 72
5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Раздел 1. Инструктивный материал.
Тема 1.1. Вводная беседа.
Знакомство с инструментом. Историческая справка. Ознакомление со звуковым диапазоном фортепиано.
Тема 1.2. Упражнения и гаммы.
Организация начальных постановочных и двигательно-игровых навыков.Знакомство с основными аппликатурными принципами, с различными приемами звукоизвлечения. Упражнения в виде различных последовательностей пальцев (нон легато, легато, стаккато) в пределах позиции руки от рахных звуков с перемещением по октавам. Ознакомиться с перемещением по октавам. Ознакомиться с 2-3 гаммами каждой рукой отдельно , аккордами по 3 звука.
Тема 1.3. Этюды.
В течении года ученик должен освоить: 5-6 этюдов на различные виды штриховой техники. Темпы освоения инструктивного материала определяются педагогом.
Раздел 2. Художественный материал.
Тема 2.1.Разнохарактерные пьесы.
Формирование начальных представлений о музыке. Формирование основ культуры звучания и интонирования. Уверенная игра всеми видами штрихов отдельно руками и вместе. Работа над свободой движения рук. Репертуар рекомендуется подбирать из народной, детской музыкиЮ включая пьесы кубанских композиторов. Ребенок прохлопывает заданный ритмический рисунок, пропевает заданную мелодию, проговаривает стихи или подтекстовки к пьесам. Начальное развитие музыкально- образного мышления.
Тема 2.2.Полифонические пьесы
Познакомить с полифоническими произведениями, дать понятие полифония, ее видов, разучить 1-2 пьесы с элементами полифонии: обработки народных песен, старинные танцы.
Раздел 3. Крупная форма.
Тема 3.1 Сонатины, вариации
Вырабатывать умение ориентироваться в различных формах – вариации и сонатины.Осваивать более сложные формы, большой текстовый объем.
Раздел 4. Музицирование.
Тема 4.1 Чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху
Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок, простейшие упражнения в чтении нот с листа. Приобщение ученика к ансамблевому музицированию (исполнение с педагогом простейших пьес в четыре руки). Вовлечение ребенка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных склонностей.
Раздел 5. Музыкальная грамота
Тема 5.1 Освоение нотной грамоты и средств музыкальной выразительности
Изучение нот, расположение на нотоносце, ориентирование на клавиатуре,длительности нот и пауз, изучение размеров 2/4, 3/4, 4/4, знаки альтерации.Средства музыкальной выразительности- штрихи, динамические оттенки. Музыкальное предложение, музыкальная фраза.
Годовые требования:
В течении учебного года педагог должен проработать с учеником 2-3 гаммы по выбору, 20-30 музыкальных произведений:народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также (для более продвинутых учащихся- легкие сонатины и вариации, подбирать по слуху песенные попевки от разных нот.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:
Учащиеся, прошедшие курс обучения по данной программе, в конце обучения должны уметь следующее:
Владеть основными навыками игры на инструменте.
Освоить различные виды штриховой техники
Иметь навыки подбора по слуху:
- уметь подбирать простейшие попевки,
- играть в ансамбле,
- уметь слушать и исполнять различную жанровую музыку (по способностям).
Желание самостоятельно знакомиться с произведениями и применять попытки личного сочинительства.
Уметь грамотно определять несложную структуру произведений.
Уметь выступать на концертной эстраде (воспитание воли ученика).
Знать о творчестве композиторов.
Варианты программ , рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах.
Е.Гнесина Маленькие этюды: № 11
В.Моцарт Мунуэт ре минор
У Гаджибеков Вечер настал
А.Дюбюк Русская песня с вариацией.
2. И Кригер Менуэт ля минор
Л.Шитте Соч.160 Этюд №22
В.Моцарт Аллегро Си бемоль мажор
Д.Штейбельт Адажио
3. А.Гедике Соч.22 Этюд № 24
В Моцарт Бурре ми минор
И.Беркович Вариации на тему «Во саду ли в огороде»
С.Бахарев Маленькая принцесса
Музыка кубанских композиторов:
1.Беруашвили М. «Детский альбом», Прима, Краснодар 2008г
2.Кеворков В. Музыка для фортепиано», «Русь –ТВ», Москва -2004г
3.Хрестоматия для фортепиано на материале народных песен Кубани, составитель Н.Коробейникова , «Русь –ТВ», Москва -2005г
4. Цикл сборников «Музыка родного края», выпуски 1,2,3,4,5,6
Составитель Ирина Николаева, изд. «Эоловы струны», Краснодар 2006г
6. Перечень програмно-методического обеспечения.
Для успешного осуществления и достижения результатов в рамках данной программы необходимо следующее оборудование:
Класс с музыкальным инструментом (фортепиано). Подставка под ноги, стулья, стол, метроном, карандаши и ручка для записей, музыкальный центр, аудиодиски, нотная тетрадь, дидактические материалы.
Учебная литература:
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса
Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003
Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Советский композитор,1991
Бах И. С.Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012
Беренс Г.Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005
Бертини А.Избранные этюды / М., Музыка,1992
Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М., Музыка,2011
Гнесина Е.Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003
Лемуан А.50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М., Музыка, 2010
Лешгорн К.Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005
Милич Б.Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012
Милич Б.Фортепиано. 1 класс / изд. Кифара , 2006
Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет обучения. Сост.
Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012
Хрестоматия для ф-но. Младшие, ДМШ. Сост. Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011
Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., Музыка, 2011
Чайковский П.Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
Черни К.Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011
Шитте Ф.25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003
Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина
М., Музыка, 2011
Список литературы, рекомендуемой учащимся и их родителям
Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Изд. «Советский композитор». Москва.1986г.
Альтерман С. «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» I т. Изд. «Композитор», СПб. 2003г.
Барсукова С. «Пора играть, малыш!». Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону.2004г.
Вырыпаева М. «Музыкальная грамота». Москва.
Герман Т. «Первые нотки». Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону 2001г..
Гиталова О., Визная И. «В музыку с радостью. Школа для фортепиано». Изд. «Композитор», СПб. 2005 г.
Гиталова О. «Секреты Дилидона. Нотная грамота для малышей. Рабочая тетрадь – раскраска» - Изд. «Композитор», СПб. 2005 г.
Гиталова О., Булаева О. «Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради по импровизации» Изд. «Композитор», СПб. 2005 г.
Глен Доман. «Как воспитать гения». Изд. «Аквариум». Москва.1998г.1, 2т.
Королева Е. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках». Изд. «Владос». Москва. 2001г.
Королькова И. «Крохе-музыканту». Изд. «Феникс». Ростов-на-Дону 2005г.
Криштоп Л., Черношеина И. «Школа юного пианиста». Изд. «Северный олень», СПб 2000г.
Лупан Сесиль «Поверь в своё дитя» - М. 1993г.
Майкапар С. Бирюльки. – М.: Музыка, 1978.
Милич Б. «Маленькому пианисту». Киев «Музыка» Украина 1989 г.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. Изд. «Советский композитор», Москва,1984 г.
Музицирование для детей и взрослых. Выпуски 1, 2, 3, 4./ Под редакцией В.Барахтина. Новосибирск: Окарина, 2008.
Смирнова Н.Л. Хрестоматии для фортепиано. Младшие, ДМШ. Изд «Феникс», Ростов-на-Дону 2008 г.
Соколова Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. М.: Музыка, 1983.
Шайхутдинова Д. И. Краткий курс элементарной теории музыки. Изд. «Феникс». Ростов-на-Дону, 2008 г.
Шалина Л.А. Краткое пособие по теории музыки для учащихся фортепианного отдела ДМШ и ДШИ. Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2010 г.
Методическая литература
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1961.
Бейлина С. В классе профессора В.Х. Разумовской. - Л., 1982.
Бейрюмова Л.Г. Обучение навыкам подбора аккомпанемента на фортепиано. М.,1993.
Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке.
Бородин Б.Б. Прелюдии Д. Шостаковича.
Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. - М.,2004.
Гинсбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. - М., 1953.
Гофман И. Фортепианная игра. - М., 1998.
Кинг Палмер. Фортепиано. - Минск, 2003.
Кременштейн Б. Педагогика Г.Г. Нейгауз. - М., 1984.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. - М., 1985.
Либерман Е. Фортепианые сонаты Бетховена. - М., 1996.
Мазель В. Музыкант и его руки. - С-П., 2003.
Мастера Советской пианистический школы. - М., 1961.
Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - Киев, 1977.
Натансон В. Вопросы фортепианной педагогики. - М., 1976.
Натансон В. Вопросы фортепианной педагогики. - М., 1979.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1982.
Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха. - Тамбов, 1993.
Осипенко С.И. Чайковский П.И. "Времена года". - Краснодар, 1991.
Осипенко С.И. О некоторых аспектах пальцевой техники пианиста. –
Краснодар, 1999.
Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре
на фортепиано. - М., 2001.
Смирнов М. Русская фортепианная музыка. - М., 1983.
Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации.
- М., 1992.
Терентьева Н. Карл Черни и его этюды. - С-П., 1999.
Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианистов. - М., 1994.
Толстых Н.П. Фортепианные сочинения французских композиторов. - М., 1976.
Тургенева Э. Организация учебного процесса в младших лассах.
Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. - М., 1983.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984.
Шмидт - Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. - Л., 1971.