Консультация для педагогов на тему Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду


Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому считаем, что проблема оздоровления детей это работа не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.
В детском саду одна из главных задач – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья, поэтому коллективом проводятся разнообразные мероприятия, которые помогают в оздоровлении ребенка.
Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Утренняя гимнастика должна проводится до завтрака, в течении 10-12 минут на воздухе или в помещении ( в зависимости от экологических и погодных условий). Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть предварительно разучены на физкультурных занятиях и хорошо знакомы детям. В старших группах важно требовать от детей качественного выполнения каждого упражнения.
Утренняя гимнастика, предупреждает нарушение осанки и деформации скелета, плоскостопие, хорошо укрепляет весь организм и повышает сопротивляемость его к различным заболеваниям. Следует помнить, что разнообразные движения, выполняемые ребенком, воспитывают у него ряд жизненно необходимых навыков в ходьбе, беге, метании и т.д., потребность   в занятии физическими упражнениями. Дети становятся  более подвижными и ловкими, выполняют движения согласованнее и точнее.
Физкультурные занятия  являются одной из основных форм систематического обучения, воспитания и физического развития детей. В детском саду можно использовать как традиционную, так и нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий. Физкультурные занятия в детских садах, проходящие по традиционной форме, состоят из трех частей. Вводная часть включает упражнения, подготавливающие организм к нагрузке – различные виды ходьбы, бега, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки. В основную часть физкультурного занятия входят общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, способствующие закреплению двигательных навыков, дающие возможность развивать эмоционально-волевую сферу детей. Заключительная часть, как правило, предполагает проведение упражнений, подвижных игр разной степени подвижности.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Роль оздоровительной гимнастики с детьми после сна в последнее время приобрело особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.Поэтому, на сегодняшний день, наиболее актуальными в деятельности любого образовательного учреждения и семьи являются вопросы оздоровительной работы с детьми, основная задача которой способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития ребенка. Вот поэтому в детском саду и в семье по данному направлению нужно начинать работу с детьми младшего возраста, так как
Так же необходимо активизировать родительскую роль в физическом воспитании детей, ведь именно семья, ее образ жизни во многом определяют состояние здоровья детей.
Чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительные деловые контакты со взрослыми, участвующими в процессе воспитания.  Эта работа предполагает несколько этапов.
Первый этап – знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.
Второй этап – знакомство с жизнью семьи, ее интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребенка.
Третий этап – формирование установки на сотрудничество. Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по  воспитанию здорового ребенка, ознакомление родителей с результатами обследования, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки, открытые занятия.
Четвертый этап – организация открытых мероприятий, причем родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания.
На этом этапе предлагаются следующие формы работы: совместная спортивная деятельность с детьми и родителями – занятия, развлечения, походы, Дни здоровья и т.д.; консультационная помощь специалистов; составление индивидуальных планов оздоровления совместно со специалистами и  родителями.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
 Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека.
Хороший оздоровительный эффект оказывает и выполнение звуковых дыхательных упражнений: -          повышается общий жизненный тонус детей и сопротивляемость, закалённость и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы; -          развивается дыхательная мускулатура; увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается кровообращение в лёгких, улучшается работа сердечно-сосудистой системы и кровообращение; -          развивается речевое дыхание;Комплексно- систематическая работа позволит добиться положительного результата в сохранении и укреплении здоровья воспитанников.