Эколого – оздоровительная работа в детском саду


Задорожная
Марина Александровна
Воспитатель «№ 24 «Айналайын» бөбектер бақшасы
города Экибастуза Павлодарской области
Эколого – оздоровительная работа в детском саду
Тяжелая экологическая обстановка во всем мире, создает огромную проблему выживания людей на планете. Особенно сильному воздействию подвергаются дети.
Вопросы экологического просвещения, образования и воспитания, отражены в ряде законодательных и программных документов Республики Казахстан. О необходимости развития системы экологического образования и воспитания указывается в Концепции экологической безопасности Республики Казахстан.
Всем нам известно, что занятия физической культурой являются, прежде всего, профилактикой различных заболеваний.
Физическая культура – это положительные эмоции, важный фактор оздоровления, составная часть интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания.
Уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития ребенка. По активности движения ребенка, судят о развитии других сторон личности, в частности психики.
Задачи эколого – оздоровительной работы в детском саду.
Ознеакомление с дыханием и выработка навыка правильного дыхания,
дыхательной гимнастики.
Ознакомление детей с массажем, обучение самомассажу и точечному массажу.
Проведение коррекционно-оздоровительной работы по профилактике плоскостопия и сколиоза.
Подготовка руки к письму в школе, ручному труду – через гимнастику для пальцев и рук.
Организация походов и экскурсий на природу.
Проведение целенаправленной работы во всех возрастных группах по воспитанию человека, который проявляет заботу о своем здоровье и окружающей среде.
Региональный компонент
Физкультурные занятия
Праздники и развлечения
Сюжетно-игравое занятия
Индивидуальная работа
Утренняя гимнастика
Экскурсии
Психогимнастика
Минипоходы

Дети старших групп уже знают, что их здоровье находится в руках каждого из них.
Под окуржающей средой, понятие которой используется в эколого-оздоровительной работе, мы понимаем не только естественную природную среду (лес, речка, луг) и погодно-климатические факторы (солнце, ветер, жара), но и специально созданную спортивно-развивающую предметную среду физкультурного зала, сортивной площадки, физкультурных уголков в каждой возрастной группе.
Эколого – оздоровительная работа с детьми всех возрастов строится на системе занятий в физкультурном зале. Главное требование к занятию, помимо соответствия его методическим правилам, проведение его эмоционально, насыщенно, с посильными заданиями.
В занятия с младшими дошкольниками включаются упражнения для профилактики плоскостопия, массаж стоп, дыхательная гимнастика и гимнатика для пальцев.
В занятия с детьми среднего возраста в доступной форме вводится понятие сердце («Это наш мотор, его надо беречь и делать сильным»), рассказ о красивой осанке, совершенствуем пальцевую гимнастику, развиваем физические качества детей и вводим основы правильного питания.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста – игровые и обучающие. Дети «путешесттвуют», участся, решают физкультурно – оздоровительные задачи, совершенствуют свои умения и навыки.
На занятиях обязательно присутствует сказочный герой, который оживает и приглашает детей в мир игр, что создает игровую ситуацию. Игровая ситуация воспитывает детей, увлекает их, а стихи, загадки, песенки, которые используются в подвижных играх, требуют от детей умственной деятельности. Их предполагается повторить и запомнить. Особую радость детям доставляют маски, мягкие игрушки, которые также используются в процессе занятия.
Система эколого-оздоровительной работы с детьми в физкультурном зале дополняется экскурсиями и выездами за горо на природу. Особо сильное воздействие на детей оказывает поход. Это комплексное мероприятие, в котором дети расширяют свое представление о природе, учатся видеть красоту, усваивают азы туристической культуры и получают эмоционально- оздоровительный эффект.
Поход включает многообразие средств, для восстановления и развития физических и духовных сил человека. Во время походов нужно играть с детьми в экологические и народные игры, которые даже являются часть интернационального воспитания. У детей формируется устойчивое уважительное отношение к культуре разных народов, создается основа для патриотических чувств. В этих подвижных играх отражается образ жизни людей6 их быт6 национальные устои. В подвижных играх дети проявляют смекалку, выдержку, воспитывают волю и стремление к победе. Мгры сопровождаются веселыми моментами и положительными эмоциями.
Можно играть в такие игры, как «Назови дерево», «Липкие пеньки», «Репка», «Огородники». Соревновательный характер этих игр доставит детям много радости и веселья, а поездка за город запомнится надолго.
Выезд на природу включает многообразие средств для восстановления и развития физических и духовных сил ребенка.
Одной из главных задач похода является определение эколого-оздоровительного содержания:
Показать детям состояние природы в какой-то временной период (весна, осень).
Научить понимать зависимость состояния растений от внешних условий, видеть красоту леса, луга, рассказывать о прспособленности животных и растений к внешней среде.
Во время походов укреплять здоровье детей, развивать у них выносливость, двигательные навыки, а самое главное – научить детей правилам поведения на природе.