Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №132 «Золотая рыбка»













«Использование программы «Истоки»
в физкультурно-оздоровительной работе
ДОУ «Детский сад №132 «Золотая рыбка»
город Чебоксары








Подготовила: Рыжова Т.В.
















Задача о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и разносторонне развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. В базисной программе «Истоки», по которой мы работаем значительное место отведено вопросам охраны и укрепления здоровья детей, создания благоприятных условий для всестороннего развития личности. Содержание программы предусматривает: разностороннее развитие ребенка, формирование у него универсальных , в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Определены соответствующие задачи:
развитие сенсомоторной активности и движений;
охрана и укрепление здоровья детей;
психофизическое развитие и закаливание организма;
формирование двигательной активности основных жизненно важных движений;;
развитие мелкой моторики;
формирование правильной осанки и гармонического телосложения;
обогащение двигательного опыта, умеренное стимулирование развития двигательные способностей и качеств ( ловкости, быстроты, силы, гибкости и выносливости);
знакомство детей с доступными способами укрепления здоровья.
В программе большое внимание акцентрируется на необходимость совершенствования двигательного режима. Одним из основных условий организации двигательной активности в детском саду является принцип индивидуально-дифференцированного подхода. В его основу заложены концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии по формированию личности в процессе деятельности ( А.В.Запорожец, А.П.Усова).
С целью оптимизации ДА детей 5-7 лет, в условиях нашего детского сада
мы используем технологию М.А.Руновой (приложение № 1 ), в которой представлена модель двигательного режима детей данного возраста. В этой модели представлен перечень разных видов занятий по физической культуре, а таукже отражены особенности их организации.
Учебные занятия по физической культуре – это основная форма развития ДА детей. Занятия проводятся 5 раз в неделю, из которых:
- физкультурное занятие с элементами спорта;
– физкультурное занятие в спортивном зале ;
– на улице;
– плавания.
Одним из условий успешной реализации предлагаемой методики проведения занятий по физической культуре является распределение детей на 3 основные подгруппы :
высокая;
средняя;
низкая.
И каждая подгруппа детей характеризуется определенными сочетаниями уровней объема, продолжительности и интенсивности ДА.
Однако, распределение детей на 3 подгруппы неудобно для практики, поэтому в условиях группового воспитания рационально распределять детей на 2 подгруппы, учитывая при этом 3 основных критерия:
состояния здоровья;
уровень физической подготовленности и двигательной активности.
В первую подгруппу входят дети :
с первой группой здоровья;
имеющие средний и высокий уровень ДА;
хорошую физическую подготовленность.
Во вторую подгруппу входят дети:
второй и третьей группы здоровья (дети часто болеющие);
с низким уровнем ДА;
слабой физической подготовки.
Установление 2 подгрупп детей дает возможность осуществлять дифференцированный подход к детям и проводить занятия, различающиеся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгрупп.
В связи с тем, что дети I подгруппы быстрее усваивают двигательные задания, то им достаточно просто показа выполняемого в среднем темпе. Детям 2-й подгруппы необходимо замедленный показ движений с четким и подробным объяснением.
Для каждой подгруппы дается подбор игр и упражнений в основных видах движений. Так детям с высокой ДА предлагаются задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующие точности выполнения действий. Для этих детей необходимы движения, способствующие развитию глазомера, силы и точности броска (например, перебрасывание мяча через сетку, метание в цель и в даль). Детей с низкой ДА следует вовлекать в более активную деятельность, предлагая игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движения, выносливости. ( прил.№ 2 «Перечень игр и упражнений»).
Содержание педагогической работы по данной программе составляют спортивные игры и упражнения, которые способствуют укреплению основных групп мышц, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, физических качеств, развитию координации движений, содействует закаливанию.
Спортивные игры и упражнения мы используем круглый год соответственно времени года. Так, зимой играем в зимние виды спорта: хоккей, лыжи, коньки, скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках; осенью и весной : баскетбол, волейбол, плавание в закрытом бассейне; летом: городки, теннис, катание на велосипеде, катание на самокате, спортроллерах и катание на роликовых коньках, плавание в открытом бассейне.
Мы используем предлагаемое М.А.Руновой примерное распределение занятий по физической культуре в течение учебного года
( приложение № 3 ).
С целью глубокого изучения индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности и получение объективных характеристик ДА необходимо провести комплексную оценку основных ее показателей (объема, продолжительности, интенсивности), с помощью которой можно определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени. Для этого мы используем шагомеры, которые фиксируют количество движений (шагов) ребенка. Количество движений – это показатель ДА. (приложение № 4).
Измерение продолжительности ДА детей (времени затраченного на движения) осуществляется методом хронометража с помощью секундомера (фиксируется начало и окончание каждого периода движений ребенка.
Отношение продолжительности ДА к общему времени наблюдения (длительность всего занятия) в % позволяет определить моторную плотность занятия.
продолжительность ДА (28 мин х 100%
Мот.плот. - ______________________________________
длительность занятия
Во время обследования ДА осуществляется индивидуальный хронометраж (прилож.№ 5,6 )
Заполнение индивидуальной карты хронометража позволяет получить объективную информацию об индивидуальных особенностях ребенка, его интересах, общении со сверстниками.
Для объективной характеристики ДА детей наряду с определением ееобъема и продолжительности необходимо вычислить интенсивность ДА.
Интенсивность ДА – это количество движений в минуту.

Интенсивность ДА объема 2500
________________________ = 96,1 дв/мин
продолжительность (мин) 26

( Прилож. № 7 «Показатели ДА 5-7 лет «)

Все данные сравниваются с ориентировочными показателями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Используемые данные: Интенсивности ДА, моторной плотности, объема ДА и продолжительностиДА, даем оценку физической нагрузке на физкультурных занятиях.
вышеизложенный материал позволяет педагогу распределить детей по уровням ДА и подобрать соответствующие приемы методы руководства.
Также особое место в физическом воспитании занимают занятия плаванием. Организация таких занятий способствует установлению в бассейне оптимального физического оздоровительного режима. На занятиях плаванием используются упражнения помогающие ребенку быстро освоиться в водной среде и овладеть техникой различных способов плавания.
Помимо учебных занятий в нашем ДОУ проводится ЛФК под руководством инструктора Емельяновой С.В.. Они проводятся по 10 дневному циклу. Эти занятия организуются с небольшой подгруппой детей во второй половине дня.
Результатами учебных и дополнительных занятий довольны не только педагоги , но и родители, которые принимают самое активное участие в педагогическом процессе.
Реализация задач программы «Истоки» по физическому воспитанию предполагает необходимую оснащенность материальной базы дошкольного учреждения.
Сотрудники лаборатории физического и гигиенического воспитания «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца предлагают иметь в ДОУ:
бассейн;
фитобар;
зал ЛФК, что у нас уже имеется в д/с;
массажный кабинет;
ингаляторы;
солярий
аэрофитогенератор;
массажный кабинет с ;галакамерой;
солярием;
люстрой Чижевского, которые необходимо оборудовать в перспективе.
Рациональная организация развивающей предметно-пространственной среды оздоровительного комплекса, где установлено современное оборудование, является мощным фактором, стимулирующим формирование мотивации к здоровому образу жизни. Продуманный дизайн, гармония формы и цвета способствуют созданию положительного эмоционального фона, физическому и психическому раскрепощению детей.










Приложение № 1
МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


п/п
Виды занятий
Особенности организации

1. Физкультурно-оздоровительные занятия

1.1
Утренняя гимнастика
Ежедневно на открытом воздухе или в зале.
Длительность 10-12 мин.

1.2
Двигательная разминка
Ежедневно во время большого перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз).
Длительность 7-10 мин.

1.3
Физкультминутка
Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий.
Длительность 3-5 мин.

1.4
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей. Длительность 25-30 мин.

1.5
Оздоровительный бег
Два раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки.
Длительность 3-7 мин.

1.6
Индивидуальная работа по развитию движений
Ежедневно во время вечерней прогулки. Длительность 12-15 мин.

1.7
Прогулки-походы в лес или близлежащий парк (пешие, лыжные)
Два-три раза в месяц, во время, отведенное для физкультурного занятия, организованных воспитателем игр и упражнений.
Длительность 60-120 мин.

1.8
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами
Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей.
Длительность не более 10 мин.

1.9
Сухой массаж
Длительность всего комплекса 5-10 мин.

2. Учебные занятия

2.1
По физической культуре
Три раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей: 1 занятие в зале, проводятся в первой половине дня.
Длительность 35-40 мин.
Плавание - два раза в неделю, подгруппами не более 10-12 человек.
Длительность 30-35 мин.

3. Самостоятельные занятия

3.1
Самостоятельная двигательная активность
Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

4. Физкультурно-массовые занятия

4.1
Неделя здоровья (каникулы)
Два-три раза в год (последняя неделя квартала).

4.2
Физкультурный досуг
Один-два раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной-двух групп. Длительность 50-60 мин.

4.3
Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе и на воде
Два-три раза в год, внутри детского сада или совместно со сверстниками соседнего дошкольного учреждения.
Длительность 75-90 мин.

4.4
Игры-соревнования между возрастными группами или со школьниками начальных классов
Один-два раза в год на воздухе или в зале.
Длительность не более 60 мин.

4.5
Спартакиады вне детского сада
Один раз в год в спортивном клубе или в школе своего микрорайона, участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности, по специальной программе. Длительность не более 120 мин.

5. Дополнительные виды занятий

5.1
Корригирующая гимнастика при нарушении осанки и плоскостопия
Проводится по одному сеансу в месяц, в течение 10 дней подряд с последующим перерывом в 2 недели инструктором. Проводится по рекомендации врача ежедневно.
Длительность 35-40 мин.

6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

6.1
Домашние задания
Определяются воспитателем

6.2
Физкультурные занятия детей совместно с родителями в дошкольном учреждении
По желанию родителей, воспитателей и детей.

6.3
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада
Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий.





Приложение № 2

Распределение детей на подгруппы в зависимости от уровня ДА


Подгруппы
Показатели двигательной активности


Объем
Продолжительность
Интенсивность

I подгруппа
(высокая подвижность)
высокий
высокий
высокий
средний
высокий
средний
низкая
средний
высокий
высокий
высокий
высокий


II подгруппа
( средняя подвижность)
средний
средний
средний
высокий
средний
высокий
высокий
средний

средний
средний
низкая
средний


III подгруппа
(низкая подвижность)
низкая
низкая
низкая

низкая
низкая
средний

низкая
средний
средний



Примерное распределение занятий по физической культуре в течение учебного года

Тип
занятий
Количество занятий


Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
ИТОГО

Традиционные
2
2
1
1
1
1
2


10

Тренировочные
1
2
2
1
1
2
2
1
1
13

Игровое
1

2

1

1
1
1
7

Сюжетно-игровое
1


1



1

3

С тренажерами

1
2
1
2
1
1
2

10

Ритмическая гимнастика (спортивная)

2
2
2
2
2
2
2
1
15

По интересам
1

1
1
1
1
1
1
1
8

Тематическое

2

2
2
2

1
2
11

Комплексное
1
1



1
1


4

Спортивная игра
1
1
1
1
1
1
1
3
1
11

Туризм
1
1
1
1
1
1
1

2
9

Контрольно-проверочное
3


1




3
7

Итого за месяц
12
12
12
12
12
12
12
12
12
108



Показатели ДА детей 5-7 лет на физкультурных занятии


Показатель
5 лет
6 лет
7 лет

1.
Объем ДА (движений)
1700-2100
2230-2600
2750-3800

2.
Продолжительность ДА (мин)
23-25
26-29
30-33

3.
Интенсивность ДА (дви./мин).
73-84
85-90
92-115



Показатели ДА детей 5-7 лет за день пребывания в ДОУ


Показатель
5 лет
6 лет
7 лет

1.
Объем ДА (движений)
13000-14000
14500-15000
15500-17500

2.
Продолжительность ДА (мин)
260-275
265-280
267-315

3.
Интенсивность ДА (дви./мин).
50-53
53-60
60-70
















Оценка физической нагрузки на физкультурном занятии

Заняти №
Продолжительность_____________
Имя, фамилия ребенка____________________________________________
Уровень ДА __________________________


Объем ДА (движений)
Продолжительность ДА (дв./мин.)
Интенсивность ДА
(дв./мин.)
Моторная плотность МП %
Тренирующий эффект ТЭ
уд/мин









ЧСС
начало
вводная часть
(0-10 мин)
ОРУ

10-17 (мин)
ОВД

17-24
мин.
Диффер.
игры,
упр-я
24-30 мин
Подв
.игра
30-35
мин
Закл.часть

35-40 мин
через 3 мин
после
занятия

200









180









160









140









120









100









80









60









40









20









0










































Индивидуальная карта хронометража ДА ребенка на физкультурном занятии

Фамилия______________________________
Имя__ ________________________________
Возрас т на дату обследования____________
№ МДОУ _____________________________
Дата обследования______________________





Содержание
Время занятия по минутам



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Итого




1
Движение
Ходьба







































Бег







































Прыжки







































Метание, бросание и ловля







































Лазание,
ползание







































Равновесие







































Наклоны и прочие движения
(ОРУ)





































2
Статические позы
Сидение, стояние







































Расслабление лежа на полу





















































































































Индивидуальная карта ДА ребенка в самостоятельной деятельности
на прогулке


Фамилия______________________________
Имя__ ________________________________
Возрас т на дату обследования____________
№ МДОУ _____________________________
Дата обследования______________________


Время регистрации шагомера
начало



конец


Общее время регистрации ( в минутах)


Продолжительность ДА по секундомеру (в минутах)


Интенсивность ДА ( дв./мин.)





Хронометраж
самостоятельной деятельности в минутах)
Езда на велосипеде



Ходьба



Бег



Прыжки



Метание



равновесие



Лазание



Прочие движения



Сидение и стояние





Педагогические наблюдения
Характер и
содержание
деятельности















Физкультурное
оборудование





Эмоции,
настроение
ребенка






Общение со
сверстниками



































Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 915