КАК УЛУЧШИТЬ КОНТАКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И РОДИТЕЛЕМ.


КАК УЛУЧШИТЬ КОНТАКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И РОДИТЕЛЕМ
«Воспитание детей надо начинать именно с родителей».
В.А. Сухомлинский
_________________________
Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества. В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.
_____________________________________________________________-
Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.  Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей. Поэтому очень важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
Каждому учителю, особенно классному руководителю, очень важно установить качественную связь с родителями. Причем желательно, чтобы эта связь была двухсторонней.
Одной из главных  задач современной  школы является  раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школа является критически важным элементом в этом процессе, но не основным. Без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Мне, как классному руководителю следует помнить, что я призвана вместе с родителями обучающихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
____________________________________________________________________
·  обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
·  доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
·  позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
___________________________________________________________________
В практике  нашей школы  содержание работы школы с семьей включает пять основных блоков: 
1 блок –  ознакомление родителей с нормативно – правовой базой школы;
2 блок - ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-познавательного процесса;
3 блок - обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями;
4 блок - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
5 блок - участие родителей в управлении школой.
С этой целью  используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
В практической работе с родителями учащихся я, как классный руководитель использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем и в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
_______________________________________________________________
Традиционные формы работы.
родительские собрания;
общеклассные и общешкольные конференции;
индивидуальные консультации педагога;
посещения на дому;
Посещая учащихся на дому, я выясняю условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяет индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Меня, как педагога интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
________________________________________________________________
Нетрадиционные формы работы.
- Родительские чтения.
Очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекцию педагога, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении
- Родительские вечера.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное. 
Такой контакт с родителями позволяет сэкономить время на решение проблем, а также предотвратить более половины негативных событий в классе.
____________________________________________________________________
- Информационный лист.
Раз в месяц я формирую что-то вроде информационного листа. Включаю в него информацию о предстоящих событиях в школе, моих пожеланиях к родителям, важных новшествах, подведение итогов прошедшего периода. Такой информационный лист помогает в совместной деятельности учителя, родителей и обучающихся. Родители всегда в курсе жизни школы и класса. Информирование родителей о деятельности школы является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Такая форма работы с родителями помогает решить следующие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей. Родители помогают мне, как классному руководителю в подготовке внеклассных мероприятий, принимают в них участие. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов и увлечений.
Таким образом, все формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и школе.
.
Информационный лист
Мероприятия Возможная помощь родителям Сотрудничество
Неделя математики
(с 05.10.13- 12.10.13) Ребусы, кроссворды по математике.
Материал по теме «Знаменитые математики» День учителя
04.10.13 Стихи для учителей. Неделя вежливости
(13.10 .13— 20.10.13) Материал для газеты. Тема «Что такое вежливость» Классные часы.
Тема «Профессии наших родителей»
20.10.13 в 8.30 Рассказ о своей профессии. Досуг.
Экскурсия в музей леса.
26.10.13. в 11часов Сопровождение детей.
Оплачивание проезда. Посещение семей.
1Семья Иванова Александра
01.11.13 в 18.00
2.Семья Петрова Владимира
02.11.13 в 18.00 Родительское собрание
24.09.13 в 17.30 Тема родительского собрания
Законы родительской истины:
Закон 1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2. Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
Закон 3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.
Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5. Не опекайте ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Памятка «Десять секретов успешного проведения родительского собрания»
Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано других важных дел, интересных телепередач и т. п.
Определите одну наиболее важную проблему, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно знают друг друга.
Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.
Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.
Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.
Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.
Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.
Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например: снимать верхнюю одежду обязательно: не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).
Памятка «Правила поведения классного руководителя на родительском собрании»
Снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.
Разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников: и благополучных и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.