Мысли о человеке и его сущности (по произведениям И.А. Бунина)

Мысли о человеке и его сущности
(по произведениям И.А. Бунина)

Начатых Е.С., учитель
русского языка и литературы,
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа имени П.В. Киреевского»


«Русским классиком рубежа двух столетий» назвал Бунина К. Федин, выступая в 1954 году на Втором Всесоюзном съезде писателей. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века.
В представлении Ивана Бунина главными ценностями жизни являются любовь и природа. Они вечны и неизменны, неподвластны течению времени, социальным катаклизмам. Красоту природы не может разрушить разбушевавшаяся революционная стихия. Именно её неувядающая прелесть создаёт иллюзию вечности. Любимые герои Бунина наделены врождённым чувством красоты земли, неосознанным стремлением к гармонии с окружающим миром и с собой. Таков умирающий Аверкий из рассказа «Худая трава». Всю жизнь отработавший батраком, пережив много мук, горя и тревог, этот крестьянин не утратил доброты, способности воспринимать прелесть природы, ощущения высокого смысла бытия. Состоянию Аверкия близка картина увядающей природы. «Умирая, высохли и погнили травы. Пусто и голо стало гумно. Стала видна сквозь лозинки мельница в бесприютном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно». В отличие от господина из Сан-Франциско из одноимённого рассказа смерть, которую просто и достойно принимает старый крестьянин, становится завершением жизненного пути. Она вызывает ощущение единения героя с миром, собой, природой.
Герои рассказов и повестей Бунина настойчиво ищут смысл жизни, ставят перед собой цели и достигают их. И нередко именно осуществлённая цель выявляет свою нравственную несостоятельность, ибо не даёт героям счастья и удовлетворения. Убедительно подтверждает это рассказ «Чаша жизни», в котором читателю предлагаются разные варианты счастья. Судьбы героев убеждают, что ни зоологическое существование, ни богатство, ни тщеславие не могут дать человеку подлинного счастья. Герои проходят мимо того, что составляет высшую ценность человеческого существования – любви, радости единения с природой, гармонии с окружающим миром.
В книге «И.А. Бунин» В. Афанасьев сравнивает темы бунинского рассказа с темами чеховских произведений, повествующих о губительном влиянии российской провинции, засасывающей в своё болото одарённых людей. Если в рассказах Чехова на обыденном повседневном фоне действуют заурядные, хотя и не лишённые поначалу светлых, благородных порывов люди, то Бунина привлекают в большей степени люди неординарные, отмеченные печатью внешней и внутренней необычности.
Медленная духовная гибель этих людей, в жизни которых на протяжении многих лет ровно ничего не происходит, потрясает не меньше, чем гибель переживающих порой душевные муки чеховских героев.
Есть, впрочем, в рассказах Бунина, по мысли Афанасьева, и люди вполне заурядные – консисторский служащий Селихов и ставшая его женой Александра Васильевна Диесперова, но и их фигуры укрупнены автором, избегающим чрезмерной дробности в описаниях внешнего облика героев и окружающей их обстановки, выделяющим в портрете, в интерьере, в пейзаже лишь наиболее значительные, существенные черты.
Мастерски написанный рассказ Бунина роднится с другими произведениями, вошедшими в книгу, общая для всех них тема бесперспективности, бессмысленности человеческого существования в мире, где жизнь направляется не законами разума и справедливости, а нелепыми порядками, при которых лучшее в человеке искажается и гибнет, не найдя возможностей для своего естественного и плодотворного развития.
Воздействие эмиграции на творчество Бунина было глубоким и опосредованным. Он и прежде много и напряжённо писал о кончине деревенской старухи или о полной драгоценных реликвий усадьбе посреди дворянского запустения. Но всё это было «до», а, следовательно, не несло в себе такой личной, «от автора» идущей безысходности.
Бунинские рассказы 20-х годов пронизывает чувство одиночества, полнейшей изоляции человека от ему подобных. Умирает некий Алексей Алексеевич (одноимённый рассказ 1927 года), и Бунин мрачно заканчивает эпитафию: «И ни одна-то душа из этих друзей-приятелей через два-три дня даже и не вспомнит о нём. Даже и на похоронах-то будут думать только об одном: как бы покурить поскорей!» Внезапная нелепая смерть молодой прекрасной женщины, от которой остаётся только безобразная горсточка пепла, приводит автора в ужас («Огонь пожирающий», 1923), а порой мысль о безвозвратно уходящем прошлом, о времени, обращающем всё живое в тлен и прах, заставляет исторгнуть настоящий крик отчаяния: «Милый князь, милый Иван Иванович, где-то гниют теперь ваши кости? И где наши общие глупые надежды и радости, наша далёкая московская весна?» («Далёкое», 1922). (По книге О.Н. Михайлова «Литература русского зарубежья»).
Большое место в эмигрантский период творчества Бунина занимает тема любви. Заметим, что впервые писатель обратился к ней ещё в 90-е годы, а в 1900-е создаёт известные ныне произведения, такие как «Осенью», «Маленький роман», «Заря на всю ночь», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Ида» и многие другие. В статье «Об И.А. Бунине и его прозе» А. Саакянц пишет: «В бунинском творчестве середины и конца десятых годов проходят перед читателем герои, раз и навсегда опалённые сильной и мучительной любовью, которая сокрушает их жизни, если они только вообще остаются в живых, а не кончают с собой оттого, что иначе нельзя».
Любовь у Бунина – это стихийная сила, управляющая человеком помимо его воли, врывающаяся в его жизнь, в его природу в форме некоего древнего родового инстинкта. Как точно определил существо бунинского представления о любви И. Ильин, «жизнь чувства, аффектов и эмоций...почти всегда сводится у Бунина к движениям инстинктивной страсти... Ее ли это «чувства» – то чувства элементарные, родовые, бездуховные, или, вернее, додуховные. В них живёт особь, а не личность; в них человек биологически индивидуален, но духовно, а иногда и психологически ещё не стал или уже не стал личностью».
По мнению Е.Н. Проскурина, в эмигрантский период внимание писателя по-прежнему приковано к стихии инстинкта, бессознательного. Человек предстаёт тем же «инстинктивно-родовым примитивом», лишь снаружи облачённым в глянец культуры и цивилизации. Например, в рассказе «Ночь» автор утверждает, что для того, чтобы быть одним из тех людей, «которых называют поэтами, художниками...надо быть особью, явившей в себе особенно полный образ своего дикого пращура».
Но теперь писателю необходимо найти нечто, что поможет устоять, когда земля качается под ногами, содрогаясь от войн, крови и насилия, найти незыблемо-вечное и прекрасное в этом непостоянном, меняющемся, иллюзорном, корчащемся в гримасах страдания и отчаяния мире. И этим вечным, как ни странно, оказывается для Бунина та же область инстинктивно-родового, бессознательного.
Всё плотское, чувственное, телесное теперь осознаётся писателем как нечто незыблемо-прекрасное. Любовь предстаёт на новом этапе его творчества не мучительной, сокрушающей душу страстью, а величайшей жизнеутверждающей силой, способной противостоять смерти.
Бунин создаёт свой миф об обретении «потерянного рая» – через отказ от умствования, холодной рассудочности и погружение в первобытно-родовое состояние, дающее ощущение общности со своими далёкими пращурами, со всем миром.
В рассказе «Дело корнета Елагина» автор таким образом описывает главного героя: «Человек, ...которому дано сугубое чувствование всего того наследства, которое связывает его со своими отцами, дедами и прадедами». То есть в человеке Бунина интересует прежде всего общее для всех людей. Конкретный человек обобщается до человека вообще. Внимание писателя направлено на то, что есть в любом человеке с первобытных времён. Во всех – и всегда. Индивидуальные черты личности, её уникальное «Я» отступают на второй план.
Таким образом, в эмигрантский период творчества Бунин кардинально меняет своё представление о ценностных основаниях человеческого бытия. То, что в ранний, российский период казалось ему причиной бед и катастроф, теперь становится краеугольным камнем стабильности жизни. Ценность человека определяется для писателя, в первую очередь тем, что он представляет собой конкретный вариант единой человеческой сущности.
В плане мироотношений Бунина немаловажен факт авторской циклизации его поздних рассказов. По форме рассказы сборника «Тёмные аллеи» –самые сюжетные из всего созданного писателем. Сам Бунин очень любил эту книгу. «Тёмные аллеи» считаю, может быть, самой лучшей моей книгой в смысле сжатости, живости и вообще литературного мастерства», – писал он.








13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15