Методическая разработка урока по алгебре 7 класс на тему: Разложение многочленов на множители


Методическая разработка урока по алгебре для 7 класса на тему:
«Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения» (1 час).
Технологическая карта урока:
Данные об учителе: Балашова Екатерина Николаевна, учитель математики.
Предмет: алгебра Класс:7 Учебник (УМК): Учебник по алгебре за 7 класс Мордкович А.Г. Часть 2. Задачник. Издание: 17-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013.Алгебра, 7 класс. Часть 1. Учебник (А. Г. Мордкович) 2013.
Тема урока: «Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения».
Тип урока: урок комплексного применения знаний. 
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, маркерная доска.
Планируемые универсальные учебные действия.
Предметные:
Закрепить с учащимися все ранее изученные формулы сокращенного умножения.
Выработать практические навыки и умения применения формул сокращенного умножения к разложению многочленов на множители.
Регулятивные:
Составление плана действий, умение анализировать исходные данные, выполнение операций построения по заданному алгоритму.
Познавательные:
Изучить метод разложения на множители в задачах повышенной сложности.
Коммуникативные:
Вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, умение слушать, аргументировать свое мнение.
Личностные:
Самооценка и самоконтроль на каждом этапе решения.
Самоорганизация при выполнении поставленной цели.
Умение сотрудничать с одноклассниками, оказывать при необходимости помощь.
Технологическая карта:
Организационный момент:
Приветствие. Самостоятельная проверка учеником готовности к уроку, отметка отсутствующих в журнале. Устный опрос о трудностях домашнего задания, о пройденной теме. Формирование устойчивой мотивации к процессу учебной деятельности. Устный счет слайд №1.
(5 минут)
Актуализация полученных знаний.
Выполнение упражнений на повторение ранее изученных тем (слайд №2).
Обмен тетрадями, взаимопроверка по заданным критериям (слайд №3).
Выставление оценок, самоанализ допущенных ошибок.
Подводим промежуточный итог действий: Какие темы мы повторили при выполнении заданий? Какова учебная цель нашего урока? Необходимо обратить внимание на ………? (слайд №4). Записываем тему урока в тетрадь (слайд №5)(10 минут).
Изучение нового способа применения формул сокращенного умножения в задачах повышенной сложности.
Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
выбирают способ, строят план достижения цели;
определяют средства, ресурсы и сроки.
На доске написан пример алгебраического выражения, учащиеся сталкиваются с проблемой нахождения наиболее рационального способа решения поставленной задачи. Дискуссия. Поиск нужного решения. Учитель направляет деятельность учащихся. (5 минут)
4.Физкультминутка (видеоигра разминка для глаз) (2 минуты)
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:   учащиеся самостоятельно выполняют задания из сборника тематических тестов подготовке к сдаче ОГЭ, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать (слайд №6).(10 минут)
6. Рефлексия.
На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (слайд №7).(3 минуты)
7. Итог урока.    На данном этапе  соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Запись домашнего задания (слайд 8). (5 минуты)
Используемая литература:
Электронный образовательный ресурс математика «ИНФОФОНД»;
Учебник: алгебра Класс:7 Учебник (УМК): Учебник по алгебре за 7 класс Мордкович А.Г. Часть 2. Задачник. Издание: 17-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013.Алгебра, 7 класс. Часть 1. Учебник (А. Г. Мордкович) 2013.
Сайт http://kopilkaurokov.ru/Сайт http://www.metod-kopilka.ru/Видео уроки Валентина Алексеевича Тарасова Алгебра 7 класс interneturok.ru
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы.9 класс/ Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович и др.-М: Дрофа,2004.-192с.
Сборник тематических тестов для подготовке к сдаче ГИА. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2014. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика. Под. ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю.  Алгебра. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.Г. Мордковича "Алгебра. 7 класс"
Ход урока:
Организационный момент: (5минут)
Учитель: Добрый день! Рада вас снова видеть. Кто отсутствует? Были ли трудности в подготовке домашнего задания?
Дети: Присутствуют все. Трудностей при подготовке домашнего задания не было.
Время рассчитано с учетом вопросов по домашнему заданию, часто обсуждение трудностей.
Актуализация полученных знаний: (8 минут).
Учитель: Замечательно, давайте повторим, что нового мы изучили с вами на прошлом уроке. Мы с вами изучили элементарные задачи на построение. Кто помнит какие? Ход построения?
Опрос детей.(слайд№1, слайд №2)
Анализ и построение задач: (15 минут)
Учитель: Молодцы ребята! «Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.» (В. Произволов). Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? Правильно новые задачи на построение! Какова наша цель?
Вы готовы пуститься в приключение мысли? Тогда вперед, внимание на слайд (слайд №3).
Дети обсуждают изображение решения задачи «Построение треугольника по углу и заданным сторонам».Планируют этапы построения.
Учитель, корректируя действия детей: Все правильно ребята! Задача на построение содержит четыре этапа: анализ, построение, доказательство, исследование. Как вы думаете, какой этап вы прошли?
Обсуждение и решение полученной задачи. Запись решения в тетрадь.
(5 минут)
Учитель: Записали? Молодцы! Ну- ка усложняю вам задачу, внимание на слайд (слайд №4) «Построение треугольника по двум заданным углам и стороне между ними».
Обсуждение, построение, запись в тетрадь.(5 минут).
Учитель: Ребята кто испытывает сложность в построении?
Назначает наставника (того кто уже справился с заданием и может проконсультировать товарища). Работа в группах. Учитель контролирует процесс получения новых знаний.
Учитель: Молодцы! Как вы думаете, какая задача на построение будет следующей?
Дети: «Построение треугольника по трем сторонам»
Учитель: Хорошо, как будем действовать?
Обсуждение, построение, запись в тетрадь.(5 минут).
4.Физкультминутка: (2 минуты).
При длительной работе проектора – используем электронный образовательный ресурс с готовой физминуткой для снятия напряжения с глаз. Если презентации нет к уроку, тогда можно использовать музыку для релаксации, видеоролик. Данные аудио и видео материал разработаны школьным психологом.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: (5минут). 
Учитель: Отдохнули? Замечательно! Есть ли вопросы по изученной вами теме? (обсуждение).Если все готовы, тогда учитель делит детей на подгруппы и каждая подгруппа получает свое самостоятельное задание на оценку.(слайд №6)
6. Рефлексия: (3 минуты).
Учитель: Ребята заканчиваем. Внимание на слайд, проверяют свои ошибки и недочеты. Выставление оценок в дневники и журнал. Обсуждение трудностей. (слайд №7).Обычно в данную работу включаю задачи легче, чтобы ребенок мог почувствовать что может сам, это делает его успешным, проявляется интерес к дальнейшему изучению.
7. Итог урока: (2 минуты)
Учитель: Ребята, вы все молодцы! Записываем домашнее задание.
Дети: высказываются о своих чувствах при решении задач, кто какие трудности испытал, каков план дальнейших действий.
Учитель: Ну, вот урок наш подошел к концу. До завтра!
Используемая литература:
Электронный образовательный ресурс математика «ИНФОФОНД»;
Учебник ): Геометрия. 7 - 9 классы.  Атанасян Л.С. и др. 2-е изд. - М.: 2014. - 384 с.
Сайт http://kopilkaurokov.ru/Сайт http://www.metod-kopilka.ru/Блинко в А. Д., Блинко в Ю . А. Б69 Геометрические задачи на построение.— М.: МЦНМО, 2010.—152 с : ил. ISBN 978-5-94057-599-3