Технологическая карта внеклассного занятия на тему «Космос — как природное явление».


Технологическая карта внеклассного занятия
Класс:2
Тема урока «Космос - как природное явление»
Цель Познакомить с понятием Космос, звезда, планета, их особенностями и явлениями.
Задачи Образовательная: Расширять представление детей о космосе, о профессии космонавт, о личностных качествах космонавтов, что такое мужество и героизм.
Развивающая: развивать память, устную речь, кругозор.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости, уважения за достижения своей страны в космосе.
Планируемые результаты УУД:
-личностные
-регулятивные
-коммуникативные
-познавательные
Основные понятия Космос, звезда, планета.
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение
Оборудование Карточки для рефлексии, слайдовая презентация
Ход урока
Этапы Содержание. Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые
УУД
I
Всту-
пите-льныйII
Осно-
внойI I IЗаключениеПриветствие.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня я проведу у вас классный час.
Рефлексия.
- Сейчас давайте узнаем ваше настроение на начало занятия.
-Ребят, нарисуйте солнышко, если у вас хорошее настроение, если настроение и не хорошее, и не плохое нарисуйте елочку, а если у вас совсем плохое настроение, тогда нарисуйте тучку.
-Надеюсь, что вы приступите к работе с хорошим настроением.
Сообщение темы
-Чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадку.
Состоит из точек свет,
Полна горница планет.
(Космос)
Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью, и днём,
Туда смотрит астроном.
(Космос)
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне — дна.
(Космос)
-Тема нашего занятия Космос.
-Какую цель мы можем поставить на наше занятие?
М.О.
-Тема нашего занятия очень интересна и увлекательна. Сегодня мы узнаем, что такое космос, познакомимся с планетами, узнаем, чем отличаются планеты от звезд, что такое астероиды и метеориты и какого это быть космонавтом.
Беседа
-Подумайте, что же такое космос?
Космос – это огромное пространство, которое еще называют вселенной в котором движутся живут своей жизнью различные космически е тела: звёзды и планеты, кометы и астероиды
-А каких размеров космос?
-Мы можем его измерить?
М.О. Космос-это безграничное пространство, у него нет границ, его невозможно измерить. Это одна из самых необычных загадок, которую люди пытаюсь разгадать уже много-много лет.
-Из чего состоит космос? (из планет, звезд, других небесных тел)
-А как вы думаете, что такое звезда? (Это огромное небесное тело, которое излучает свет).
-Когда можно увидеть звезды? (на ночном небе)
-О чем вы думаете, когда разглядываете ночное звездное небо?
М.О. В космосе очень много звезд, их невозможно сосчитать. Они бывают самые разные: гиганты и карлики, голубые и желтые.
- А какую звезду вы знаете? (Солнце)
-Сравните Солнце с другими звездами, которые вы видели на небе, чем они отличаются? (размером)
-Значит Солнце большого размера, а другие звезды маленькие? (нет)
-Тогда почему мы видим их таким образом?
М.О. Солнце-это самая близкая звезда, расположенная к нам. Все остальные звезды, которые мы можем увидеть на небе, находятся очень далеко, поэтому мы видим их такими маленькими, хотя многие их них имеют размер намного больше нашего Солнца.
-Ребята, а где на этом бескрайнем пространстве Космос находимся мы? (на планете Земля).
М.О. Мы живем в солнечной системе, а какие планеты солнечной системы вы знаете? (В Солнечную систему входят 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун. Все эти планеты вращаются вокруг солнца на своей собственной орбите.
Показ Солнечной системы наглядно
-Какая самая большая планета? (Юпитер)
-А какая самая маленькая? (Меркурий)
-Ребята, а на каких планетах есть жизнь? (Только на нашей планете Земля)
-А почему на других планетах нет жизни? (На других планетах не подходящая атмосфера, температура, условия)
-Как вы думаете почему именно на планете Земля есть жизнь, почему не на Меркурии или, например, на Юпитере?
М.О. Земля находится от Солнца на таком расстоянии, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой. Это позволяет жить на Земле разным живым существам.
-А что еще необходимо на Земле для жизни кроме солнечного света? (вода и воздух)
-Какие планеты являются соседом нашей планеты? ( Венера и Марс)
-Что вы знаете об этих планетах?
Планета Венера уже давно является одной из самых непонятных из всех планет. Ученые только недавно смогли заглянуть через густые облака и получить несколько снимков поверхности. Были обнаружены множество вулканов и гор.
У Земли есть сестра. Венера не зря считается сестрой Земли. Планеты почти одинаковы. Венера имеет вулканы, горы и песок, как и Земля. Однако, если они и близнецы, то Венера является злым близнецом. Венера — это смертельный мир, где температура поверхности достаточно горяча, чтобы приготовить еду в считанные минуты. Там нет мест, где вы бы смогли спрятаться от этой изнуряющей жары. Ни одно живое существо никогда не сможет выжить на Венере.
Марс интересует ученых, потому что он также очень похож на Землю. Учёные доказали, что на Марсе когда-то были реки, ручьи, озера и даже океаны. Со временем вода стала медленно испаряться. Сегодня воду на Марсе можно найти только в замороженном виде.
-Вы можете иногда слышать, как Марс называют Красная планета. Хотите знать почему?
Это потому, что поверхность Марса красная. Если бы вы стояли на поверхности Марса, вы бы увидели красную землю вокруг.
-Ребята, а что такое спутник?
Спутник-это небесное тело, которое вращается вокруг орбиты своей планеты.
М.О.
-А какой спутник у нашей планеты? (Луна)
-Луна всегда сопровождаю нашу планету, двигаясь вокруг нее. Поэтому мы видим Луну только, с одной стороны.
-А вы замечали на луне тёмные пятна?
М.О. Ученые именовали их морями и даже дали названия: Море Холода, Море Мечты и др. Но на самом деле на Луне нет воды.
-Спутники есть и у других планет нашей солнечной системы.
-А кто знает, что такое метеорит?
Астероид – это большой камень в космическом пространстве.
- А что такое метеорит?
Метеорит– небольшое небесное тело, в виде камня, падающие на поверхность Земли.
М.О. Они могут быть очень опасными для жизни людей, причинить ущерб человеку, если эти тела приземляться на Землю.
-
-Вспомните, а какой метеорит недавно упал на Землю? Где это было? (Челябинский метеорит)
-В какой части России находится город Челябинск? (Урал) (на слайде)
-Подумайте, а как расположены космические тела, они двигаются, как хотят? Или у них есть, какие то границы?
М.О. Каждая планета, звезда, небесное тело движется по своей определенной орбите, по своим законам, а эти законы пытаются разгадать люди и ученые уже много тысяч лет.
-А откуда мы все это знаем? Откуда у нас есть знания о космосе?
М.О. Людей всю жизнь интересовало небо, что находится за небом, что такое космос, что же там?!
-Как же шло усвоение космоса?
М.О. Человек сам не решался лететь в космос, так как просто не было знаний о том, как же там, что значит побывать в космосе, ведь это может быть очень опасно.
-Первые кто побывал на космосе-были животные.
(На слайде)
Люди подготавливали их, создавали для животных специальные космические корабли и отравляли животных в космос. А в благодарность животным люди устанавливали им памятники.
- Благодаря таким экспериментам люди много чего узнали о космосе. Начали изобретать космические корабли, готовиться полететь в космос.
-Кто такой космонавт?
Космонавт — это профессия. Космонавт летает в Космос и занимается его изучением.
-А какой костюм ему нужен, чтобы полететь на космос? (скафандр)
Показ на слайдах.
-Давайте подумаем, почему именно такой костюм изобрели?
-А кто знает, кто был первым человеком, который побывал в космосе? ( Юрий Гагарин)
-А сообщение о нем прочитает Кемеров Сергей. Внимательно слушайте запоминайте.
- М.О. Гагарин облетел вокруг всей Земли и увидел нашу Землю, какая она красивая, необычная и что ее нужно беречь.
-А кто такой Герман Титов?
М.О. Им был совершён первый в истории человечества продолжительный полёт в космосе, он был вторым человеком кто был в космосе после Гагарина.
-А какого известного летчика-космонавта нашего земляка вы знаете? ( Алексей Леонов)
-А чем он известен как космонавт?
-Он первый вышел в открытое космическое пространство.
-Подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы решиться на такой поступок (мужество, героизм).
-Ученые долго сомневались, а может ли женщина полететь в Космос? И решились. И как вы думаете кто ей был?
-А кто знает, кто была первой женщиной в космосе? (Валентина Терешкова)
М.О. Валентина Терешкова была первая в мире женщина-космонавт! И единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку!
-Вы только представьте в этом безграничном пространстве Космоса, совершенно одна.
- Какие качества мы можем выделить у Валентины Терешковой?
-Значит и женщины могут быть мужественными, сильными, уверенными.
-Давайте подумаем, какого - это быть космонавтом?
М.О. это очень сложная и трудная работа. Космонавтов готовят на специальных базах, проверяют их здоровье, их качества, обладают ли они мужеством, готовы ли они отдать свою жизнь ради науки. И только самые сильные и подготовленные вылетают в космос и выполняют свою работу.
Мы знаем о космосе очень много по сравнению с тем, что мы знали о нем сто лет назад, но космос он очень огромен и безграничен, и нам следует еще много чего узнать о нем, у космонавтов очень много работы.
-Ученые космонавты объединяются с разных стран и летят на космос вместе.
-О чем это говорит? (о том, что мы все равные жители одной планеты, и должны сотрудничать и дружить)
Викторина
А теперь мы закрепим ваши знания о космосе с помощью викторины.
1 ряд - это первая команда, 2 ряд - вторая команда. 3 ряд - третья команда.
-Выберите их предложенных слов на доске название для своей команды.
Какой у вас девиз. Говорим по очереди.
-Молодцы! А теперь будьте внимательны. Каждой команде задается вопрос и команда должна на него ответить, если команда затрудняется, право ответа переходит другой команде.
-За каждый ответ насчитываются баллы и в итоге мы узнаем, какая команда знает лучше всех о космосе.
-Будьте внимательны, за дисциплину могут сниматься баллы!
-И так покажите мне свою готовность.
-Хорошо начинаем.
Назовите космонавта, совершившего первый космический полет.
Герман Титов
Юрий Гагарин
Алексей Леонов
В каком году Юрий Гагарин полетел в космос? Будьте внимательны. Какой вариант ответа вы выберете. На раздумье вам 1 минута.
1961 год
1988 год
2000 год
Назовите первую женщину космонавта нашей страны.
Валентина Терешкова
Светлана Савицкая
Елена Серова
Назовите летчика-космонавта, который первый побыл в открытом космосе?
Алексей Леонов
Юрий Гагарина
Герман Титов
Какая планета самая большая в солнечной системе?
Юпитер
Марс
Венера
Какая планета самая маленькая?
Земля
Меркурий
Юпитер
Что такое космос?
Что такое космос? А) Это безграничное пространство, у него нет границ, его невозможно измерить.
Б) Это самая близкая звезда, расположенная к планете Земля.
В) Это небольшое небесное тело, в виде камня, падающие на поверхность Земли.
Что такое солнце?
Что такое солнце? А) Это небольшое небесное тело, в виде камня, падающие на поверхность Земли.
Б) это безграничное пространство, у него нет границ, его невозможно измерить.
В) Это самая близкая звезда, расположенная к планете Земля.
Что такое метеорит?
Что такое метеорит? А) Это самая близкая звезда, расположенная к планете Земля.
Б) Это небольшое небесное тело, в виде камня, падающие на поверхность Земли.
В) это безграничное пространство, у него нет границ, его невозможно измерить.
(Загадка о космосе)
Отгадайте загадку.
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.
(Космос)
(Загадка о планете Земля)
Материки и острова,
Моря и океаны,
Планету эту ты дружок,
Из тысячи узнаешь!
Загадка о космонавте.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это?
-А теперь подведем итоги нашей викторины.
Награждение команд.
Итог занятия.
-Что вы узнали нового сегодня?
-С какими понятиями вы познакомились?
-Что было удивительно для вас?
М.О. Сегодня мы познакомились с профессией космонавт. Пока вы учитесь можно помечтать о тот чтобы стать космонавтов, представить себе в скафандре, в открытом Космосе. Но эта профессия очень тяжелая и требует большой подготовки, для того чтобы стать космонавтом, нужно очень прилежно учиться изучать математику и читать книги о Космосе.
Виртуальная выставка рекомендуемой литературы.
Посмотрите на слайд. Эти книги откроют для вас Космос, они очень интересные и увлекательные. Я рекомендую вам выбрать одну из них и прочитать.
Рефлексия.
- Сейчас давайте узнаем ваше настроение на конец занятия.
(Раздаю карточки с рефлексией)
-Ребята солнышко, если у вас хорошее настроение, если настроение и не хорошее и не плохое зарисуйте елочку, а если у вас совсем плохое настроение, тогда зарисуйте тучку. (5 мин.)
-Молодцы! Мы приступим к работе с хорошим настроением.
-До свидания, ребята. Спасибо за продуктивное занятие!
Приветствуют педагога.
Проводят рефлексию.
Слушают, вступают в беседу.
Запоминают, слушают, вступают в беседу.
Отвечают, вступают в беседу, обсуждение.
Работают в командах, отвечают на вопросы викторины.
Подводят итоги занятия, проводят рефлексию, знакомятся с рекомендуемой литературой.
Личностные:
-самостоятельно определять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения.
Регулятивные:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний и умений.
Находить и перерабатывать необходимую информацию из беседы учителя. Наблюдать и самостоятельно делать простейшие выводы и обобщения.
Коммуникативные:
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу и обсуждения на уроке и в жизни.
Донести свою позицию до других.