Урок по литературному чтению по теме «Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!»


4 класс
Литературное чтение.
Разработка открытого урока.
Дата_____3.02.16г.______
Урок ТЕМА: «Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!»Цель урока: закрепить знания учащихся по теме «Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!»
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Проявлять положительное отношение к урокам литературного чтения, к учебе, к школе.
2.Формировать, наблюдательность и фантазию.
Регулятивные:
1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
2.Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
3.Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;
Познавательные:
1.Отвечать на вопросы учителя;
2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
3.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
4.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
5.Проверить знания учащихся по прочитанным рассказам раздела;
6.Актуализировать знания о событиях, героях и авторах рассказов;
7.Учить анализировать и сравнивать похожие рассказы, определять их основную мысль, мораль;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; обобщать собственные представления.
3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
4.Слушать и понимать речь других;
5.Работать в паре и группе.
6. Отработать навык беглого чтения;
7.Развивать связную речь учащихся при самостоятельных ответах в процессе построения сложных распространенных предложений;
8.Развивать логическое мышление, память, внимание;
9.Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Тип урока:
Закрепления
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядный
Оборудование:
учебник, презентация, деформированные пословицы, изображенные на снежинках, слова-черты характера, напечатанные на полосках желтого цвета, бланки для составления объявлений, красные ручки, карточки для исправления ошибок.
ХОД УРОКА:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельностьучащихся
Универсальные учебные действия
I. Мотивацияк учебной деятельности
Приветствие учащихся, проверка готовности класса и оборудования, эмоционально настрой на учебную деятельность.
-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в необычную страну - «Страну невыученных уроков». (Слайд 1)
- Как вы думаете, почему она так называется?
- А пригласили нас туда не просто так! Дело в том, что герои прочитанных нами рассказов: Витя Зубов, Денис Кораблев и мальчик, который никакой горчицы не ел, убежали от своих авторов. Дети книги читают мало, вот герои их и покинули. Загрустили авторы и просят нас им помочь! Справимся с задачей? (Слайд 2)
Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
II. Актуализация опорных знаний.
Работа с пословицами.
- А чтобы проверить перед столь сложным испытанием свои силы, предлагаю Вам заглянуть в конверт.
Сегодня, когда утром я проветривала класс, к нам на подоконник влетели и легли снежинки, но они рассыпались. Давайте попробуем их собрать, чтобы узнать, о чем они нам так хотели сказать.
(Учащиеся собирают пословицы: «Скучен день до вечера, коли делать нечего.» «Кто грамоте горазд, тому не пропасть.» «Откладывай безделье, да не откладывай дело»).-Что у Вас получилось собрать?(пословицы) - Слайд 3.
-Как вы их понимаете? Чему они нас учат? (ответы детей).
- А какая я главная пословица, изученного нами раздела? (Слайд 4). – Дети называют её самостоятельно.
Отвечают на вопросы учителя.
Объясняют смысл пословиц.
Выделяют главную пословицу.
П – самостоятельно осуществляют расширенный поиск необходимой информации.
Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют свои действия в со6ответствии с
поставленной учебной задачей для ее решения.
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.
III. Сообщение темы урока.
- Какие вы молодцы! Герои рассказов плохо учились в школе, прогуливали, не делали уроков и вот, что из этого вышло. Предлагаю Вам немного побыть настоящими учителями (детям выдаются красные ручки). Найдите в тексте ошибки и исправьте их. Будьте внимательны!
(Ученикам выдаются карточки с ошибками. Ребята работают в парах.)Ученик третьего Денис Кораблев в «Сказке о потерянном времени», автором которой является Е.Л. Шварц, постоянно опаздывал в школу, поэтому быстро стал стареньким дедушкой. Мальчик, который никакой горчицы не ел, долго запускал змея, поэтому не сделал уроки, и Раиса Петровна поставила ему двойку. В.Ё. Драгунский рассказал нам о Пете Зуеве, который гулял по мостовой, вместо того, чтобы идти в школу.

- Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием, но только где же мы будем искать мальчиков и как это сделать? Как обычно ищут пропавших людей? (Можно составить объявление, спросить у прохожих.)
- Итак, внимание-внимание! Новости школы (Слайд 5)
(Учащиеся делятся на группы. За каждой группой закрепляется определенный герой. Также детям выдаются бланки - планы ответов, необходимые для описания пропавших героев рассказов.)Кто пропал?
Из какого он рассказа?
Как он понапрасну тратил время?
Чему его эта ситуация научила?

Выполняют задания: находят ошибки в тексте.
После исправления ошибок зачитывается правильный вариант.
Ребята описывают пропавших героев. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета
Учащиеся в группах составляют описание героя с опорой на беглое чтение рассказа из учебника и рассказывают о нем. После прочтения описания, открывается слайд с соответствующим героем. После этого герой считается найденным. (Слайд 6, 7.)
- Ребята, а чему вас научила история, которая приключилась с Петей Зуевым?
- А какой вывод можно сделать, услышав историю Дениски Кораблева?
- А чему нас научила ситуация, приключившаяся с героем рассказа «Никакой горчицы я не ел?»
- Молодцы!
Работа в группах.
Ответы детей:
(«Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет».)
(Хочешь - не хочешь, нравиться – не нравиться, а уроки надо делать всегда! До самой старости!) (Если ты не ходишь в школу, то ты грустный и несчастный, потому что после школы ребята выбегают счастливыми. Ведь намного интереснее учиться в школе, чем просто бродить по улицам.)К- осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию. Осуществляют поиск информации из различных источников, анализ произведения, контроль по результату. Строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Принимают и сохраняют учебные задачи.
ФИЗМИНУТКА
Л – имеют установку
на здоровый образ жизни
VI. Закрепление.
Смотрите, нам сегодня в окошко, несмотря на зиму, светит солнышко. В классе стало тепло, наши авторы улыбнулись, ведь герои их произведений найдены! Они-то теперь точно не будут убегать из своих книг, раз есть такие замечательные читатели, как Вы. (Слайд 8)
- А как вы думаете, какие черты характера нужны ребятам, чтобы успешно учиться в школе? Выберете их.
Ответственность Безразличие
Внимательность Неопрятность
Настойчивость Ленивость
Целеустремленность Решительность
Послушание Дружелюбность
Отзывчивость
Грамотность
- Интересно, а почему наши черты характера желтого цвета? И что это за круг?
- Ребята, смотрите, какое у нас получилось красивое солнышко? Какое у вас настроение возникает, глядя на него? Почему?
- Так в школе интересно, весело или грустно и скучно учиться?
(Ребята из конверта достают черты характера и выбирают необходимые, объясняя свой выбор).
(На доске висит солнышко, а у ребят - лучики. Учащиеся выходят к доске и приклеивают лучики на доску к солнышку). (Счастливо на душе, потому что солнце яркое и веселое и урок был необычный.)
(Ответы детей). П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету
К- Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют логические действия. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников.
VIII. Итог урока. Рефлексия
5. Итог. Оценка работы учащихся.
- Чему научили вас эти рассказы? Слайд 9
- Что главное мы должны с вами запомнить?
- Вы все сегодня были молодцы! У вас на столе лежат смайлики, выберете тот, который относится к нашему уроку, оцените свою работу.
Отвечают на вопросы.
(Делу время – потехе час) К-Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. Формулируют ответы на вопросы учителя
VII. Домашнее задание
- Составьте памятку «Почему важно и нужно учиться в школе».
- Спасибо! Урок окончен! (Слайд 10)
Задают уточняющие вопросы
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения