Классный час Делу время-потехе час.


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
II.Актуализа-ция опорных знаний.
a)Устный счет
Физминутка.
III. Введение нового числа.
a) Определе-ние цели урока и постановка темы.
б) Разминка для пальцев.
в) Чистопи-сание.
IV. Закрепле-ние нового материала.
V.Закрепле-ние написания новой цифры.
VI.Подведе-ние итогов.
Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать – мы отправимся путешествовать по одной интересной сказке. А кто знает, зачем люди путешествуют?
Вот и мы узнаем сегодня на уроке что-то новое.
Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем с собой в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
Круглый, румяный,
В печке печен,
На окошке стужен.
Давайте вспомним, как начинается сказка?
Испекла бабушка колобок и поставила его на окошко остужаться. А Колобок заскучал на подоконнике, прыг на землю и отправился путешествовать. И привела его тропинка в волшебный лес, в котором живут цифры.
Вокруг всё такое неизвестное и интересное. Смотрит Колобок, перед ним два пенька, а них задания: «Реши задания, Колобок», - говорят ему пеньки. «Мы много лет уже думаем-гадаем, а решить их никак не можем».
Колобок отвечает: «Я бы рад вам помочь, да не знаю сам». Ребята, поможем Колобку решить задания? Тогда слушайте внимательно:
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
Правильно! Ещё задание:
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
Молодцы! А Колобок сказал вам «Большое спасибо!» и покатился дальше.
Пока наш Колобок путешествует, бабушка собрала в огороде горох. В стручке гороха находятся вкусные горошины. Все детки его очень любят. А вы любите горох?
Интересно, сколько же горошин может находиться в стручке? Давайте посмотрим. Сколько горошин в первом стручке? Посмотрите, ребята, две горошинки выкатились, сколько же осталось горошин в стручке?
Давайте проверим (убирается половинка стручка, и видны в нём оставшиеся горошины). Считаем: одна, две, три, четыре. Правильно!
Давайте посчитаем горошины в другом стручке: сколько было?
Сколько горошинок выкатилось из стручка? Значит в стручке осталось…
Правильно! Вы, ребята, любите игрушки? Посмотрите, какие игрушки я нашла у бабушки на полочке. Это матрёшка. Но она не одна в ней находятся ещё матрёшки – одна меньше другой. Посчитайте, сколько всего матрёшек? Сейчас мы уберём несколько. Осталась одна самая большая и ещё две поменьше. Сколько же матрёшек спряталось в большой?
Верно! А вот игрушка-пирамидка. Давайте посчитаем, сколько на ней кружочков? А если мы снимем два, сколько останется кружочков на пирамидке? Давайте проверим. Совершенно верно!
А наш Колобок катится, катится дальше, смотрит - перед ним яблонька с яблочками, а под ней стоят три корзинки. Одна со спелыми красными яблочками, другая с сочными зелёными, а третья с наливными жёлтыми. Давайте посчитаем, сколько красных яблочек, зелёных и жёлтых? Внимание на доску.
Считаем красные яблочки: сколько фруктов в корзине?
А рядом с корзиной? А сколько же всего красных спелых яблочек? Как мы узнаем?
Верно! Посчитаем зелёные яблочки. Сколько их в корзине? А около корзины? Как узнать, сколько всего сочных зелёных яблочек?
Правильно. Сколько же наливных жёлтых яблочек? Давайте считать: в корзине… Рядом с корзиной… Сколько же будет 7+1? А что общего между этими тремя картинками, кто заметил? Хорошо! А кто ещё заметил сходство?
Молодцы, ребята. Давайте немножечко передохнём. Вставайте из-за парт и повторяйте за мной движения:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

Присаживайтесь. Пока мы с вами немного отдыхали, поднялся сильный ветер, полетели листочки с деревьев. Посмотрите, как дрожат листочки на нашей веточке. Сколько всего листочков? Первый листочек вот-вот оторвётся. Катя, подойди, пожалуйста, к доске, помоги листочку оторваться от веточки и полететь далеко-далеко. Сколько осталось листочков? (4).
А ветер не унимается, вот уже второй листочек хочет оставить веточку. Ветер всё сильнее и сильнее, ещё один листочек хочет улететь, ещё один… Остался последний, но и он еле-еле держится на веточке. Все листочки опали. А сколько же осталось на веточке?
А как показать «нисколько»? Такое число, ребята, обозначается цифрой «0». Ноль такой кругленький, хорошенький, но не значит ничегошеньки. Сегодня мы с вами научимся писать эту цифру. Посмотрите на экран, как она выглядит, и послушайте, как её надо правильно писать.
У вас на столах лежат листочки, сейчас мы попробуем его написать. Но сначала давайте разомнём пальчики:
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик печь топил,
Этот пальчик суп варил,
Этот пальчик всё съел,
От того и потолстел.
А теперь пробуем писать нолик.
Молодцы! А что же с нашим Колобком-путешественником? А он по лесу гулял-гулял и лису повстречал. На дереве сидели три птички, а лиса-плутовка подкралась к дереву, птички испугались и улетели. Сколько птичек осталось на дереве?
Перед вами разные цифры, какую нам надо выбрать, чтобы обозначить это число? Прикрепите эту цифру к веточке.
К домику бабушки и дедушки вела тропинка. Но осенью очень часто бывают дождливые дни, и тропинку размывает, она становится скользкой, можно легко упасть. Колобку жалко стало старичков, и он решил помочь им. Для этого он взял плитку и стал выкладывать ею дорожку к дому.
Сколько сейчас плиток на дорожке? Вот Колобок берёт плитку и начинает выкладывать. Но он считать-то не умеет. Давайте ему поможем посчитать. Сколько плиток он положил? А сколько плиточек надо ещё положить, чтобы стало 6? Добавляем. Сколько получилось?
Колобок хочет показать дедушке с бабушкой новую дорожку. Тук-тук-тук (стучит он в дверь). Никто не отвечает. Видно, бабушка с дедушкой уехали в город за продуктами. Никого в доме нет. Какой цифрой мы обозначим, что людей в домике нет?
Давайте ещё строчку пропишем этой циферкой. Только писать надо красиво, надо стараться, сильно на ручку не давить, аккуратно пишем. Молодцы!
Пока бабушки с дедушкой не было дома, его охранял их верный друг. Отгадайте, кто это?
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
Вот он, верный друг. Его зовут Дружок. Он весь урок наблюдал за вами. Ему понравилось, как вы работали на уроке, и он приготовил для вас сюрприз. Пожалуйста, каждый возьмите по одному гостинцу от Дружка.
Сколько осталось конфеток у собачки? Какой же мы цифрой обозначим это количество? С каким числом познакомились мы сегодня на уроке?
Какую цифру научились писать?
Кому было интересно сегодня на уроке, поднимите ручки. У кого возникли трудности? Не переживайте, ребята. У вас всё обязательно получится, ведь школа для того и существует, чтобы научить вас писать, считать, читать, дружить.
А наше путешествие по сказке подошло к концу. Мы прощаемся с нашими героями. Я тоже говорю вам «До свидания!» и желаю успехов в учёбе.
Ребята:
- чтобы узнать что-то новое
Ученики:
- Колобок!
- Да!
Ребята решают:
7-2=5
4+2= 6
- Да!
6
6-2=4
7
2
7-2=5
- Да!
5
5-3=2
7
7-2=5
6
2
6+2=8
5
3
5+3=8
7
1
8
- на них на всех корзинки и яблоки
- везде по 8 яблок
- 5
Ученики поочерёдно выходят к доске и отрывают по одному листочку.
- Нисколько.
Ученики разминают пальцы каждой руки, начиная с мизинца.
Ребята прописываю цифру «0».
- Нисколько, ноль.
Ребята выбирают и прикрепляют.
- Нисколько.
- Четыре.
-Две.
- Шесть.
-Цифрой «0».
- Собака!
Ребята достают из сумки-собачки по конфетке.
- Нисколько, ноль.
- Ноль.
- Ноль. Звучит куплет из песни «маленькая страна».
Появляется мягкая игрушка Колобок.
Если ученики затрудняются, учитель помогает наводящими вопросами.
На доске две картинки со стручками гороха и горошинами.
На доске три корзины и яблоки.
Имитируем дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.
На доске веточка с пятью листочками
ИКТ (цифра ноль и звуковое объяснение её написания).
На доске появляется картинка с изображением домика и дорожки к нему. Учитель наклеивает на дорожку цветные квадратики.
Появляется игрушка собачка.
Звучит куплет из песни «Учат в школе».
Тема урока: «Выявление закономерностей. Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. Число и цифра нуль.»Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой.
Задачи:
1. Образовательные: создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру нуль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;
2.Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
3. Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету.
УУД:
Коммуникативные УУД: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии (работа в группе)
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения (запись и решение примеров с новым числом).
Познавательные УУД: строить рассуждения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом).
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Оборудование: ИКТ, игрушки колобок и собака
Для учителя: мягкие игрушки, наглядность, ИКТ (2песенки, цифра «0»)
Для учащихся: раздаточный материал.
Оформление доски:
Бабушкин домик
Веточка
с листочками
Стручки гороха
Два пенька с заданиями
Корзины
с яблоками