Задания для активизации познавательной деятельности на уроках познания мира


Активизация познавательной деятельности на уроках познания мира
Устойчивый познавательный интерес на уроках познания мира формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
   Игры, применяемые на уроках познания мира , многогранны и разнообразны. Можно выделить пять основных групп:
1)     настольные игры
2)     дидактические игры
3)     сюжетно-ролевые игры
4)     игры-путешествия
5)     интеллектуальные игры
      Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. Кроссворды, ребус, чайнворд.
     
Дидактические игры природоведческого содержания.
Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя
к ребенку, очень нравится детям. Например, при изучении темы «Грибы», игра «Съедобный- несъедобный». «Дикие и домашние животные» топографический диктант
         Сюжетно-ролевые  игры.
     Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак.
Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.
Игры-путешествия
     Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Например: после изучения темы «Природные зоны» предлагаю  ситуацию, для повторения изученного ранее:
- Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения.
   Такие игры развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
        Интеллектуальные игры.
    Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.
1) Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем
перечисления признаков.
1.     Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.   (Декабрь)
2.     Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок.  (Дуб)
2) Загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или явления.
     Длинное ухо,
     Комочек пуха,
     Прыгает ловко,
     Любит морковку.  (Заяц)
3) В описании загадки использованы метафоры.
1. Много рук, а нога одна.  (Дерево)
2. Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае
Вереницею летят,
Не воротятся назад.   (Дни недели)
4)     Шарады, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом - слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.
    Кто играл в горелки летом,
Да еще «горел» при этом,
Называл он раз-другой
Слог и первый и второй.
Если дождь тебя застанет,
По спине забарабанит,
Чтоб насквозь ты не промок,
Раскрываешь третий слог.
Ты о целом слышал в школе
И видал, конечно, в поле,
Там, где линия земли
С небом сходится вдали.  (Горизонт)
5)     Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую
может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и
закономерности природы.
1.     На зеленом лугу они прыгают и веселятся. Оттолкнутся пружинистыми ножками и падают. Хоть куда упади - не страшно: везде листики, травинки - мягкие перинки. Прыгают как акробаты: прыг-скок, прыг-скок. Сто былинок - сто перинок, всякая травинка мягче, чем перинка: прыг-скок, прыг-скок.
                                                                     (Кузнечики)
2.     Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не
строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко
зарываются в ил. (Лягушки)
    Все это используется так же на обобщающих уроках в виде игры «КВН», «Кто хочет стать миллионером», «Звездный час».
Дидактическая игра «Деревья леса». Детям предлагаются карточки трёх видов: изображения деревьев, изображения веток деревьев и названия деревьев. Учащиеся устанавливают соответствие между изображением дерева и его ветки, ищут название растения.
        Сюжетно-ролевая игра «Погода». Учитель делит учащихся на три группы: «люди», «растения», «животные». Затем педагог с помощью карточек сигнализирует о природном или погодном явлении. После сигнала каждая группа детей реагирует на это явление в соответствии с ролью (с помощью движений и мимики).
        Деловая игра «Компетентность». Участниками игры являются: конкуренты (команды учащихся), наниматели (группа учеников, определяющих победителя), арбитр (учитель, решающий спорные вопросы). Класс делится на несколько команд. Учитель за одну-две недели до игры сообщает тему. Каждая команда готовит для конкурентов пакет заданий. Желательно, чтобы приготовленные задания  предварительно просмотрел учитель. Во время игры команды обмениваются  пакетами заданий и решают их в отведённое время. После этого на каждый вопрос команды-соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники. В конце игры наниматели совещаются и определяют победителя, а учитель делает краткий «разбор полётов», обращает внимание на ошибки.
Игра «Да-нетка». Учитель загадывает какой-нибудь объект. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да и нет».
Способствует развитию познавательной активности и широкое применение проблемно-задачного подхода. Решая познавательные и практические задачи, отвечая на проблемные вопросы, анализируя предложенные ситуации, ребёнок включается в диалог, учится нестандартно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи.
Например, при изучении темы «Природные зоны Казахстана» можно предложить учащимся решить такие изобретательские задачи:
Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха – только колючки. Малышам холодно в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Как защитить ежат от переохлаждения?
Изучая тему «Растения. Части растений», можно предложить учащимся такие проблемные вопросы:
В одной сказке «боб хохотал, хохотал да и лопнул от смеха». А может ли боб на самом деле лопнуть?
В книге К. Паустовского  «Чёрное море» есть рассказ о пароходе, в трюме которого перевозили горох. Не дойдя до порта, пароход сел на мель и получил пробоину. Вода просочилась в трюм. Через некоторое время сильный взрыв разорвал пароход пополам. Почему в этом взрыве обвинили горох?
Почему на верхушках деревьев листья опадают последними?
Младшие школьники очень любят искать ошибки, поэтому часто предлагаю учащимся тексты-описания, рассказы с ошибками. Например, при изучении темы «В гости к осени» можно предложить такой текст.
        «На дворе стоял октябрь. Рано утром я вышел из дома. Мне очень хотелось посмотреть, что сейчас в лесу делается. Я шёл по шелковистой зелёной траве, на которой блестели капли дождя. В лесу было необыкновенно тихо. Далеко видно в лесу, а всё потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно падают жёлтые, красные, бурые листочки на землю и устилают её тёплым покрывалом, чтобы зимой земле тепло было. А сквозь этот великолепный ковёр проглядывали красные ягодки земляники.»Тест  «Зимние изменения в природе»
1. Прячутся ли насекомые к зиме? ДА
2. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? НЕТ
3. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине? Так ли это? ДА
4. Ласточка, соловей, скворец- зимующие птицы? НЕТ
5. Ворона, дятел, клест — зимующие птицы? ДА
6. Верно ли, что зимой у клестов появляются птенцы? ДА
7. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? ДА
8. Нужно ли птиц подкармливать зимой? ДА
9. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? НЕТ
10. Заяц не меняет шерсть, строит дом, делает припасы. Верно ли это? НЕТ
11. Верно ли, что белка меняет цвет шерсти, утепляет жилище, делает припасы? ДА
12. Согласны ли вы с утверждением, что медведь питается жиром, делает берлогу, всю зиму спит? ДА
13. Верно ли, что ежи и змеи спят зимой? ДА
14. Кабаны, лоси, волки делают запасы на зиму, строят жилища. Верно ли это? НЕТ