Программа элективного курса по русскому языку (9 класс) Тайны текста


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Толстая Дубрава
Становлянского муниципального района Липецкой области


«Согласовано»
Руководитель ШМО
_______/Окорокова О.В./
Протокол №___
от «___»______ 20__ г


«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МБОУ СОШ
с. Толстая Дубрава
________/Ханина Т.Н./
от «___» _____ 20___г

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ
с. Толстая Дубрава
______/Симаков Н.И./
Приказ № __
от «___» _______ 20___г
















Рабочая программа педагога Окороковой О. В.
первой квалификационной категории
по элективным курсам по русскому языку в 9 классе







Уровень программы - базовый









Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «___»_______20____г
2012 - 2013




ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТАЙНЫ ТЕКСТА»
Пояснительная записка.

В последние десятилетия возникла новая отрасль языкознания – лингвистика текста. Она изучает структуру компонентов текста, связи между предложениями внутри компонента, эти связи выделяются на основе логики и смысла, композиционного авторского замысла, на основе выделения теморемантической структуры компонента, на основе синтаксических связей между предложениями.
Назначение программы учебного курса по выбору «Тайны текста» состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, научить осмысливать текст и передавать его содержание в сжатом виде.
Актуальность курса в том, что новый Государственный образовательный стандарт по русскому языку и литературе ставит задачу развития коммуникативных компетентностей учащихся в соответствии с требованиями современного общества. Отражением этих требований является государственная итоговая аттестация девятиклассников в новой форме – ГИА: задания 1 и 2 части направлены на проверку уровня понимания, анализа и переработки исходного текста, создания на его основе собственного высказывания.
Предлагаемый курс призван помочь учащимся овладеть умением правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.
Программа рассчитана на11 часов.

Цель курса:
обеспечить качественную подготовку выпускников по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности.

Задачи курса:
- формирование умения слушать и понимать текст
- обучение комплексному анализу готового текста, его интерпретации
- совершенствование умения воспроизводить услышанный или прочитанный текст в устной и письменной форме, сохраняя его основные положения

Программа курса содержит дополнительные сведения о языке и речи, материалы по текстоведению, которые носят консультативный характер и имеют практическое значение. Каждое занятие делится на теоретическую и практическую части.
Во время теоретической части учащиеся знакомятся с терминами, понятиями и определениями, способами действия, а во время практической части применяют свои знания, анализируя текст, отвечают на вопросы к нему, анализируют ответы и исправляют ошибки друг друга.
По окончании курса предусмотрено итоговое тестирование (типа ГИА части 1 и 2) с целью проверки усвоения знаний.

Учащиеся должны знать:
-определение текста, его признаки и компоненты;
-типы и стили речи, их структуру и композицию;
-синтаксические и художественные средства выразительности, используемые в тексте;
- способы и приёмы компрессии текста.

Учащиеся должны уметь:
-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей речи;
-перерабатывать исходные тексты, применяя различные способы и приёмы их сжатия;
- создавать устные и письменные тексты – сжатые изложения;
- рецензировать и редактировать тексты по критериям ГИА (часть 1)

Ожидаемые результаты:
-понимание текста как одной из основных единиц языка и речи.
-практические умения и навыки по самостоятельному анализу текстов разной стилистической направленности.
-приобретение опыта рецензирования и редактирования текстов.
-углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологической науки.

ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Презентации:
Строение текста (Лебедева Е.И)
Тайны текста для 7 кл. (Агафонова Е.Е.)
Изобразительно-выразительные средства речи (Куренкова Т.Ю.)
Средства и приёмы выразительной речи
Анализ изобразительно-выразительных средств языка (Невзорова Г.А.)
Сжатие как вид информационной переработки текста (Очирова Т.Н.)
Сжатое изложение. Теория и практика подготовки (Конева И.В.)
Приёмы сжатия текста. Критерии оценивания и практикум.
Способы сокращения текста. Практикум подготовки к ГИА
Приёмы компрессии текста при обучении сжатому изложению
Учимся писать сжатое изложение по тексту «Куприн»
Содержательные и языковые способы сокращения текста (Мастер-класс: Кирпичникова Л.И.)
Технология подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе (Киселёва И.В.)

Разработки уроков
Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Урок обучения сжатому изложению
Средства связи предложений в тексте
Функциональные стили. Жанры публицистики

Демонстрационный материал
Этапы лингвостилистического анализа художественного текста

Содержание курса.

Глава 1. Текст как единое целое. Признаки текста; связность, законченность, смысловое единство, информативность. Средства связи предложений в тексте. Данное и новое. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Инверсия. Виды связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь Актуализация знаний и умений.

Глава 2. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение, их структура. Смешанные тексты. Актуализация знаний и умений

Глава 3. Стили речи. Стилевые особенности текста. Стилевое единство
текста. Разговорный и книжный стили. Научный и официальный стили

Глава 4. Синтаксические средства выразительности в тексте. Парное соединение однородных членов. Параллелизм предложений. Анафора. Эпифора. Композиционный стык. Повторение слов. Риторический вопрос. Присоединительные конструкции. Бессоюзие. Ознакомление

Глава 5. Публицистический и художественней стили. Художественные средства выразительности в тексте. Тропы. Переносное значение слова. Метафора. Олицетворение. Сравнение Актуализация знаний и умений

Глава 6. Учимся понимать текст. Тема и основная мысль текста. Эпиграф, Заглавие. Развитие мысли в тексте. Микротемы и абзацы. План. Практикум

Глава 7. Сжатие как вид информационной переработки текста. Три
способа сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения. Приемы сжатого изложения текста:
1) замены:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
- замена сложноподчиненного предложения простым;
2) исключения:
- исключение повторов;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких синонимов;
3) слияние нескольких предложений в одно.
«Содержательные» приёмы сжатия текста:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).




Глава 8. Создание текста на основе данного и его редактирование. Изложение сжатое и подробное. Итоговое занятие.


Учебный тематический план курса «Тайны текста»

Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
Дата

1.
Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте
1
0,5
0,5


2.
Учимся понимать текст: тема и основная мысль текста. Микротемы
2
0,5
1,5


3.
Учимся анализировать текст: типы речи, стили текста и синтаксические средства выразительности
1
0.5
0,5


4.
Учимся анализировать текст: художес-твенные средства выразительности в тексте
1
0,5
0,5


5.
Учимся сжимать текст: способы и приёмы сжатия текста
1
0,5
0,5


6.
Учимся сжимать текст: разделение информации на главную и второстепенную
1

1


7.
Учимся сжимать текст: сжатое изложение
2

2


8.

Итоговое занятие. Анализ сжатых изложений по критериям ГИА. Редактирование
2
0,5
1,5



ИТОГО
11
3,0
8,0



Литература для учителя:
1. Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2009.
2. Виленкин Н. А. Уроки развития речи. 5-9 классы: Книга для учителя. Из опыта работы.-М. 1995
3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического анализа. – М. 1981
4. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи /Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007 (домашний репетитор)
6. ГИА-2010: экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работдля проведения итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.:АСТ: Астрель, 2010 - ФИПИ
Литература для учащихся:
1. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 кл-
общеобразовательных учреждений под ред. Бабайцевой В, В. - М., 1995
2. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010 / Под ред.Н.А. Сениной.- Ростов н/Д:Легион,2009.
3. ГИА-2010.Русский язык. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. Практикум. / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
4. ГИА-2010: экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работдля проведения итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.:АСТ: Астрель, 2010 – ФИПИ.






























































Глава 8. Создание текста на основе данного и его редактирование. Изложение сжатое и подробное. Итоговое занятие.


Учебный тематический план курса «Тайны текста»

Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
Дата

1.
Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте
3
1
2


2.
Учимся понимать текст: тема и основная мысль текста. Микротемы
4
1
3


3.
Учимся анализировать текст: типы речи, стили текста и синтаксические средства выразительности
7
2
5


4.
Учимся анализировать текст: художес-твенные средства выразительности в тексте
7
2
5


5.
Учимся сжимать текст: способы и приёмы сжатия текста
2
1
1


6.
Учимся сжимать текст: разделение информации на главную и второстепенную
2
1
1


7.
Учимся сжимать текст: сжатое изложение
6
1
5


8.

Итоговое занятие. Анализ сжатых изложений по критериям ГИА. Редактирование
2

2



ИТОГО
33
9
24















Литература для учителя:
1. Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2012.
2. Виленкин Н. А. Уроки развития речи. 5-9 классы: Книга для учителя. Из опыта работы.-М. 1995
3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического анализа. – М. 1981
4. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи /Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2012 (домашний репетитор)
6. ГИА-2014: экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работдля проведения итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.:АСТ: Астрель, 20113 - ФИПИ














13PAGE 15


13PAGE 14115








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315