Рабочая программа элективного предмета по русскому языку «Готовься к ЕГЭ» для 10 класса



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Заместитель по УВР: Директор школы:
Руководитель МО: ___________(Ложатников И.Е.) _____(Ложатникова В.Г
_________________(Фещенко М.А.)

Протокол№___от____ Дата:_____________ Приказ№__ от__



Рабочая программа

элективного предмета по русскому языку

«Готовься к ЕГЭ»

для 10 класса

на 2015 – 2016 учебный год


Программу разработала
Фещенко Мария Александровна
учитель русского языка и литературы
Польниковской СО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего полного образования
(Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089)
2. Закона об образовании РФ.
3. Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 10-11 классы».
Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, -М.: «Просвещение», 2013.
4. Базисного учебного плана Брянской области (приказ №776 от 26 марта 2015 года)
5. Учебного плана МБОУ «Польниковская средняя общеобразовательная школа» и годового календарного
графика на 2015-2016 уч.год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника
«Русский язык. 10-11 классы».Учебник для общеобразовательных учреждений.
Авторы: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. – М.: Просвещение, 2009.


Программа рассчитана на 68 часа (2 часа в неделю) ), а исходя из годового календарного планы школы -70 часов
( 35 учебных недели)




Пояснительная записка


Рабочая программа по элективному предмету для 10 класса создана на основании следующих нормативно- правовых документов:
.Федерального компонента государственного  образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.

Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».

Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644 «О внесении
изменений в приказ Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».

Приказа департамента образования и науки Брянской области от 26 марта
2015 года №776 «о базисном учебном плане общеобразовательных
организаций Брянской области на 2015-2016 учебных год».

Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 10-11 классы».
Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, -М.: «Просвещение», 2013.
Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной
школы» на 2015-2016 учебный год и годового графика работы школы на
2015- 2016 учебный год.
Данная программа рассчитана на 17 часов



Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык. 5 класс». Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Авторы учебника: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын (Линия УМК
«Рыбченкова Л.М. (5-9 классы)»).-М.: «Просвещение», 2016, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.



( приказ МОРФ 05.03.2004года№1089)
2.Закон об образовании
3.Примерная программа среднего полного общего образования по русскому языку

4.Базисный учебный план Брянской области (приказ №776 от 26 марта 2014 )

5.Учебный план МБОУ « Польниковская СОШ » и годовой календарный график на 2015-2016 учебный год Статус документа

Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся
5 класса и разработана на основе следующих документов:

Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.

Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».

Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644 «О внесении
изменений в приказ Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».

Приказа департамента образования и науки Брянской области от 26 марта
2015 года №776 «о базисном учебном плане общеобразовательных
организаций Брянской области на 2015-2016 учебных год».

Авторской рабочей программы по русский языку. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова. - М.: «Просвещение», 2012г. ( Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и других 5-9 классы)

Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной
школы» на 2015-2016 учебный год и годового графика работы школы на
2015- 2016 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык. 5 класс». Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Авторы учебника: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын (Линия УМК
«Рыбченкова Л.М. (5-9 классы)»).-М.: «Просвещение», 2016, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.






Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.

Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».

Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644 «О внесении
изменений в приказ Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».

Приказа департамента образования и науки Брянской области от 26 марта
2015 года №776 «о базисном учебном плане общеобразовательных
организаций Брянской области на 2015-2016 учебных год».

Авторской рабочей программы по русский языку. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова. - М.: «Просвещение», 2012г. ( Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и других 5-9 классы)

Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной
школы» на 2015-2016 учебный год и годового графика работы школы на
2015- 2016 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык. 5 класс». Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Авторы учебника: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын (Линия УМК
«Рыбченкова Л.М. (5-9 классы)»).-М.: «Просвещение», 2016, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.






Согласно учебному плану программа рассчитана на 34 часа( 1 час в неделю), а исходя из годового календарного плана школы -35 часов
(35 учебных недели)








Программа курса рассчитана на учащихся 10 класса и направлена на подготовку к выпускным экзаменам.
Данный курс помогает осознать учащимся, что общение – это серьезный вид речевой деятельности. Что в речевой деятельности (когда говорим или пишем) мы всегда выбираем из ряда возможных то оптимальное языковое средство, которое и позволяет точно и ясно передать мысль. Что понимание речи – это тоже активная работа, требующая мобилизации многочисленных знаний и сведений, и лишь благодаря этому некий набор звуков превращается в осмысленное высказывание.
Кроме этого, элективный курс поможет ребенку понять, что, общаясь, он должен соблюдать многие условности и обычаи, принятые его народом, и будет побуждать ребенка проявить в речи свое творчество, свою индивидуальность.

Цель курса – научить осознавать роль языка в процессе создания и восприятия речевых образований, подготовка к ЕГЭ.

Задачи курса:
Научить осознавать то, что обеспечивает полноценное общение
Научить задумываться над ролью отдельных языковых средств, которые помогают передать и уловить тончайшие оттенки смысла.
Обобщить изученный материал (правила орфоэпии, орфографии, пунктуации).















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока
Тема урока
Кол-во часов
Вид занятия
Дата
план
Дата
факт

Речевой этикет




1
Введение. Нужны ли правила речевого поведения?
1
Комбинированный



2
Умеем ли пользоваться формулами вежливости?
1
Семинар



3
Как обратиться к собеседнику?
1
Практикум



4
О чем расскажут мимика и жесты?
1
Комбинированный



Устная речь




5
Нужны ли орфоэпические правила? Орфоэпические нормы.
1
Комбинированный



6
Основные правила орфоэпии. Знакомство с заданием №4 в ЕГЭ по русскому языку.
1
Лекция



7
Предупреждение речевых ошибок. Задание
№ 5.
1
Практикум



8
Помогает ли интонация выражать смысл речи? Логическое ударение. Пауза. Мелодика речи.
1
Комбинированный



9
Лексические нормы. Точность речи. Лексическое значение слова. Паронимы. Задание
№ 6.
1
Лекция



10
Предупреждение грамматических ошибок . Задание №7.
1
Практикум



Письменная речь



11
Для чего нужны орфографические правила? Принципы русской орфографии.
1




12
Правописание корней. Задание №8.
1
Практикум



13
Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня. Задание 9.
1
Семинар



14
Правописание приставок. Выполнение заданий типа 9.
1
Практикум



15
Тренировочно- диагностическая работа по проверке грамотности речи. Задания 1-9.
1
Тестирование



16
Анализ тренировочно-диагностической работы
1




17-18
Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме –Н- и –НН-). Задание 10.
2
Комбинированный



19-20
Правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий настоящего времени и гласных перед суффиксами причастий прошедшего времени. Задание 11.
2
Комбинированный



21-22
Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. Задание 12.
2
Комбинированный



23-24
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. Задание 13.
2
Комбинированный



25
Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. Задание 14.
1
Комбинированный



26-27
Знаки разделения при сочинительных союзах в простом и сложном предложениях. Задание А15.
2
Комбинированный



28
Знаки препинания при обособлении членов предложения. Задание 16.
1
Комбинированный



29
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Задание 17.
1
Комбинированный



30
Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью
1
Семинар



31
Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Задания 18-19
1
Практикум



32-33
Повторение: орфоэпические, лексические, морфологические нормы, синтаксические нормы правильной речи
1
Практикум



34
Итоговая зачетная работа по тестовым заданиям 4-19
1
Тестирование



35
Подведение итогов работы за год
1
Семинар



Итого:

35




















содержание УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(35 часов)
Речевой этикет
Общие правила и законы речевого общения, формы вежливости, роль жестов и мимики. Этот материал формирует представление об исторической изменчивости речевого этикета, о стилистическом разнообразии средств общения, об их уместности в разных сферах общения и в разных возрастных и социальных группах. Школьники узнают о разнообразных формах речевого этикета, закрепившихся в языках разных народов мира.
Устная речь
Роль литературного произношения в передаче смысла, историческое становление норм произношения, вариативность, зависимость значений слов и форм ударения. В данном разделе показывается, что искажения в произношении и ударении, так же, как и употребление диалектных форм, могут привести к искажению смысла и непониманию. Анализ орфоэпических норм сопровождается выявлением связанных с ними орфографических трудностей, тем самым смысл, произношение и написание предстают во взаимной зависимости. Учащиеся смогут выяснить, как с помощью интонации придать высказыванию различные смысловые оттенки смысла, познакомятся с ролью пауз, логического ударения, мелодики в смысловой, грамматической и эмоциональной организации речи.

Письменная речь
Реализуется идея комплексного подхода к смыслу, написанию и произношению. Здесь рассматриваются черты, присущие именно письменной речи, большое внимание уделено систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных знаний и соответствующих им навыков. Дается представление о разделах орфографии и пунктуации, раскрываются принципы написания и систематизируются знаки препинания по выполняемой им функции.
Требования к УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:

· функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

· системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

· понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

· компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

· основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор;
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нём положения;
участвовать в диспуте, дискуссии;
иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками;
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

· углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

· увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

· удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.















ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



КИМы ЕГЭ 20014-20015 п/р.Цыбулько, -М.: «Национальное образование».




Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.- М., 2009






Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ», Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.






Никерова А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся.- М., 2008.





Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку.- Москва: Вербум, 2009.







6. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М.,2009..





7.Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А,Учебник «Русский язык 10-11 классы»-М.: «Просвещение» 2011.







Перечень учебно-методического обеспечения

1. Учебник
«Русский язык. 10-11 классы».Учебник для общеобразовательных учреждений.
Авторы: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. – М.: Просвещение, 2009. Учебник

2. Учебник