Урок-игра. А.С.Пушкин Повести Белкина


Конспект урока-игры по литературе
«ПО «ПОВЕСТЯМ БЕЛКИНА»
А. С. ПУШКИНА»
Цели:
Образовательные:
Знать содержание повестей сборника;
Уметь развёрнуто и кратко отвечать на вопросы, инсценировать фрагменты повестей
Развивающие:
Развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку;
Обогащать словарный запас;
Воспитательные:
Воспитывать уважение к русской литературе, чувство патриотизма, культуры речи.
Класс 6
Учитель Садекова А.Р.
Технология: использование групповой и игровой технологий.
Тип урока: комбинированный урок повторения и закрепления ранее изученного материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, сборники повестей, презентации, отрывки из кинофильмов.
Ход урока-игры
Управление презентацией, номер слайда Методические рекомендации для учителя, содержание презентации
Слайд 1
Титульный Игра по «Повестям Белкина» А. С. Пушкина
6 класс
(В игре участвует 2 команды)
Учитель сообщает учащимся тему урока, говорит о том, что урок внеклассного чтения сегодня игровой, соревноваться будут 2 команды. Представляет команды, представляет жюри (учителей или учащихся старших классов), говорит о том, что игра будет проходить в несколько этапов. Будут конкурсы – домашние заготовки, будет и соревнование болельщиков.
Слайд 2 Конкурс 1. «Узнай героя»
По описанию надо узнать героя
Учитель сообщает условия первого конкурса. Каждой команде будет предложено два описания героя. Надо угадать героя по описанию. За каждый правильный ответ начисляется 3 балла. Если команда не может ответить, то пытаются ответить болельщики, но тогда за правильный ответ начисляется 1 балл.
Слайд 3
Правильные ответы появляются в ходе анимации по щелчку. Ответ «Сильвио» появляется вместе с фрагментом фильма, который можно посмотреть. Для запуска клипа надо кликнуть по картинке Вопрос 1 команде
«Человек лет пятидесяти, свежий и добрый, и его длинный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»
Самсон Вырин«Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола»
Сильвио
Слайд 4
Правильные ответы появляются в ходе анимации по щелчку Вопрос 2 команде
«Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав»
Иван Петрович Белкин
«…В черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью… молодой стройный гусар с чёрными усиками»
Ротмистр Минский
Слайд 5 Конкурс 2.
События какой повести происходят в следующем месте? Кому из героев оно принадлежит?
Учитель знакомит с условиями второго конкурса. За каждый правильный ответ в этом конкурсе команда получает 1 балл. Если команда не может ответить, то право ответа переходит ко 2 команде, за правильный ответ команда тоже получает 1 балл.
Слайд 6
Правильные ответы появляются в ходе анимации по щелчку Вопрос 1 команде
«Обширный кабинет был убран со всевозможною роскошью; около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст; над мраморным камином было широкое зеркало; пол обит зелёным сукном и устлан коврами».
Кабинет графа из повести «Выстрел
«…Жёлтый домик…, купленный … за порядочную сумму».
Гробовщику Андриану Прохорову
Слайд 7
Правильные ответы появляются в ходе анимации по щелчку. Ответ «Самсону Вырину» появляется вместе с фрагментом фильма, который можно посмотреть. Для запуска клипа надо кликнуть по картинке Вопрос 2 команде
«…Смиренная, но опрятная обитель»
Домик Самсона ВыринаСело Ненарадово
Гавриле Романовичу Р*
Слайд 8
Вопросы и ответы появляются по щелчку С каким героем связан следующий предмет?
Вопросы для 1 команды
1. Красная шапка с золотой кистью
Сильвио
2. Французские романы
Марья Гавриловна
Вопросы для 2 команды
1. Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы
Алексей Берестов
2. Картина, изображающая какой-то вид из Швейцарии
Граф и графиня, Сильвио
Слайд 9 Какую героиню автор называет
Вопрос 1 команде
Молодая проказница
Лиза «Барышня-крестьянка
Вопрос 2 команде
Молодая проказница
Марья Гавриловна «Метель»
Слайд 10
Ответы появляются в выноске по щелчку Конкурс 3.
«Повести Белкина» не исчерпываются сюжетом, который погружён в «волны житейского моря». Лаконичные ремарки восстанавливают целые картины, которые можно развернуть со всевозможными подробностями. Из каких повестей взяты следующие отрывки?
Учитель зачитывает содержание слайда и поясняет условия данного конкурса. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Если команда не может ответить или ошибается, то право ответа переходит ко 2 команде, но тогда за правильный ответ команда получает 1 балл.
Слайд 11
Ответы появляются в выноске по щелчку Вопрос 1 команде
«Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание»
«Барышня-крестьянка»
«Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях, столь известных жителям деревень и городков, например, об ожидании почтового дня»
«Выстрел»
Слайд 12 Вопрос 2 команде
«Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей. Помещики и их дворовые люди толкуют о том месяца два прежде и года три спустя»
«Выстрел»
«Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтобы разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что было бы с нами, если вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры! И слуги с кого бы начинали кушанье подавать?»
«Станционный смотритель»
Слайд 13
Ответы появляются по щелчку последовательно. За каждый правильный ответ команде начисляется 5 баллов. Можно поставить и 1-4 балла в зависимости от того, насколько точным будет ответ. Сколько поставить баллов, решает жюри. Свой выбор они должны объяснить Конкурс 4. Вставь пропущенное слово
Вопросы для 1 команды
«Я глядел на него (наречие), стараясь уловить хотя бы одну тень беспокойства»
Жадно
2. «…Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелён, с (прилагательное) известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».
Убийственным
Вопросы для 2 команды
«Лиза легла спать с намерением непременно исполнить (прилагательное) своё предположение
Весёлое
2. «Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как (сравнительный оборот)
Как царедворцы ожидают государя
Слайд 14 Конкурс 5.
Нарисуйте обложку книги, которая содержит одну из повестей или все «Повести Белкина»
Это конкурс творческий. Команды получают лист, карандаши, краски. Им отводится место и время. Будет оцениваться композиция обложки, её колорит, устная защита обложки
Слайд 15
Вопросы и ответы появляются по щелчку Пока команды рисуют обложку, соревнуются зрители. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку.
Вопросы для зрителей
Кому и о чём снится пророческий сон?
Марье Гавриловне накануне побега
В связи с чем и где появляется имя Александра Ипсиланти?
В повести «Выстрел» под его командованием Сильвио принимал участие в освободительной войне греков против турков
Откуда взят эпиграф к повести «Гробовщик»?
Из стихотворения Державина «Водопад»
Слайд 16
Вопросы и ответы появляются по щелчку Вопросы для зрителей
Какую роль и в какой повести грает мальчик Ванька?
В повести «Станционный смотритель» провожает рассказчика к могиле смотрителя и рассказывает о приезде Дуни
Кого в повестях называют диктатором?
Станционных смотрителей
В какой повести важную роль играло дупло старого дуба?
«Барышня-крестьянка»
Слайд 17
За каждый правильный ответ болельщики получают 2 балла (за название и эпизод) Вопросы для зрителей. Какой фрагмент из какой повести здесь изображён?
«Метель». Объяснение Бурмина с Марьей Гавриловной
«Станционный смотритель». Финал. Приезд Дуни с детьми.
«Барышня-крестьянка». Разговор Лизы с горничной
«Барышня-крестьянка» Примирение Берестова с Муромским
Слайд 18
Видео работает по щелчку. В кинозале
Слайд содержит два фрагмента из кинофильма «Выстрел». Ребята смотрят клипы.
Слайд 19 Домашнее задание
«В театральной гостиной»
Показать инсценировку фрагмента повести
В инсценировке участвуют ребята из состава болельщиков. Работа оценивается максимум 7 баллами: костюмы, знание текста, декламация, артистизм, мимика, жесты, сценография. После этого конкурса команды представляют и защищают свои обложки. Максимум – 5 баллов. Оценивается содержание обложки, колорит, композиция, защита. Жюри подводят итоги конкурса. Учитель награждает участников грамотами, призами, активных болельщиков – «пятёрками»
Слайд 20 (скрыт) Источники
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Светлана Яновская. Литературная игра для 7-8 классов по «Повестям Белкина» А. С. Пушкина. /Газета «Литература». №25-26/2003 стр. 30