Перспективное планирование логопедических занятий по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Средняя группа









Перспективное планирование
логопедических занятий по формированию
лексико – грамматических категорий
и развитию связной речи
Средняя группа















месяц
неделя
Лексическая
тема
Содержание работы по развитию лексико – грамматической стороны речи
Содержание работы по развитию связной речи

Сентябрь
IV
«Осень»




Образование существительных с уменш-ласкат. суф. Игра с мячом «Назови - ласково».
Образование мн.ч.сущ. по теме Игра с мячом «Один - много».
Рассматривание картинок по теме «Осень». Формирование словаря. Рассказ описание об осени (по схеме).


Октябрь
I
«Овощи»



Образование существительных с уменш-ласкат. суффиксами по теме. Лото «Большой - маленький».
«Поможем клоуну Роме»
Д.И. «Чудесный мешочек».
Составление простых предложений по вопросам.


II
«Фрукты»




Рассматривание фруктов. Расширение словаря. «Узнай фрукт».
Игра: «Чего не стало?» (фрукты).
Д.И.: «Чудесный мешочек» закрепление знания названий фруктов, их цвета, вкуса.



III
«Лес. Грибы. Ягоды»
Образование мн.ч. существительных по теме.
Лото «один - много».

1. Рассматривание картинок «Ранняя осень» и предметных картинок по теме.



IV
«Игрушки»
Образование мн.ч. существительных по теме.
Игра: «Один - много»;
Образование формы родительного падежа имен существительных мужского и женского рода.
Игра «Чего не стало?»;

Рассматривание картинок по теме. Составление простых предложений по вопросам.


Ноябрь
I
«Одежда»
Образование мн.ч.сущ. Игра с мячом «Один - много».
Образование сущ. с уменьшит.-ласкат. суффиксами Игра «Большой - маленький».
Образование р.п.сущ. во мн.ч. Игра «Чего не стало?»

Составление рассказа – описания о куртке (схемы)
Игра «В магазине». Актуализиция словаря



II
«Обувь»
Употребление предлогов В, НА. Упр. «В раздевалке».
Образование сущ.с уменш.-ласкат.суффиксами Упр. «В раздевалке».
Образование мн.ч.сущ.
«Лото»: «Один - много».
Составление предложений из трех слов по картинке («Катя обула туфли», «Вова снял сапоги»).
Игра: «Что привез грузовик?» Рассказы-описания об обуви (с помощью логопеда).



III
«Мебель »
Употребление предлогов В,НА,С,ИЗ.
Игра: «Куклина комната».
Д.И.: «Что для чего?».
Д.И.: «Большой-маленький». Образование уменьш.-ласкат.сущ-х.
Повторение за логопедом рассказа-описания о стуле.
Обучение отгадыванию загадок о мебели.


IV
«Посуда»
Рассмотрение картинок о посуде. Беседа. Расширение словаря.
Образование уменьш.-ласкат.суффиксов. Игра «Угостим гостей».
«К кукле пришли гости».
Обучение отгадыванию загадок о посуде.

Декабрь
I
«Зима»
Подбор определений к существительным снег, лед, снежинка. Упр.: «Собери снеговика». Упр.: «Что лишнего?».

Беседа по картине «Наступила зима». Актуализация словаря.
Признаки осени и зимы.


II
«Птицы зимующие »
Рассматривание картины «У кормушки». Формирование словаря. Беседа.
Употребление в речи простых предлогов.
Игра «У кормушки».

Составление рассказа-описания о снегире по вопросам (три предложения).



III
«Птицы домашние »
Рассмотрение картины «Птичий двор». Формирование словаря. Беседа.
Образование сущ.с уменьшит.-ласкат.суффиксами. игра с мячом. «Назови ласково».
Составление рассказа-описания о петушке (3 предложения).
«Составь по образцу» (разрезные картинки).
Пересказ сказки В. Сутеева «Утенок и цыпленок» (с опорой на картинки).



IV
«Новый год»
Рассматривание картины «У елки». Расширение словаря. Беседа.
Д.И. «Чудесный мешочек» (елочные игрушки). Подбор определений.
Д.И.: «Что появилось на елочке»
Работа над диалогической речью.
Диалог «Елочка»
Игра: «Что изменилось на елочке?»

Январь
I
КАНИКУЛЫ


II
«Продукты»
Вин.п. и тв.п.сущ-х «Угостим гостей».
Д.И.: «Что изменилось?» Лото: «Разложи попорядку»
Уточнение представления о величине предметов. Игра: «Разложи по порядку»

Рассматривание по теме. Беседа. Игра: «В магазине». Актуализация словаря. Обучение употреблению глаголов: «буду есть», «буду пить». Д.И. «Что лишнее?».



III
«Домашние животные»



Образование сущ. с суффиксами –онок, -енок, -ат,
-ят. Игра: «Найди маму».
Употребление предлогов: НА,С,В,ИЗ.
Игра «За забором».
Составление рассказа-описания о кошке по вопросам и с опорой на картинку (схемы). «Путаница» К. Чуковского. «Исправим ошибки» (звукоподражания).



IV
«Дикие животные»



Образование сущ.с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят. Игротека: «Мама и детеныши».
Д.И.: «Кто лишний» (дом. и дикие животные)
Рассматривание фигурок диких животных. Актуализация словаря. Беседа.
Составление рассказа-описания о зайце (схема).


Февраль
I
«Транспорт»
Рассматривание предметных картинок и моделей машин по теме. Актуализация словаря. Беседа.

Составление рассказа-описания о машинах (игрушка).
Составление предложений по действиям на картинках. Д.И.: «Собери грузовик». Упр. «Найди отличия».



II
Профессия «Врач»
Рассматривание картинок о больнице. Игра «В больнице»-формирование глагольного словаря: лечит, ухаживает, укол.

Составление рассказа по теме (3-4 предложения) по сюжетным картинкам. Игротека: «Что нужно врачу?».



III
Профессия «Повар»
Рассматривание картины «На кухне». Актуализация словаря.
Глагольная лексика: режет, варит, засыпает, откидывает
Игра: «На кухне» употребление простых предлогов.

Составление рассказа по теме: (3-4 предложения) по сюжетным картинкам.
Игра: «Чего не стало?» (продукты).


IV
Профессия «Продавец»
Рассматривание картины «В магазине». Формирование словаря. Беседа.
Подбор прилагательных : молочный, овощной, хлебный. Игра: «Подскажи словечко».

Составление рассказов-описаний об игрушках.
Игра: «В магазине».

Март
I
«Мамин праздник »
Рассматривание картины «Поздравляем маму». Актуализация словаря. Беседа.
Образование Д.п. сущ-х «Кому это нужно?» (орудия труда).
Игра: «Подарок маме»-формирование словарного запаса сущ.
Составление рассказа по серии картинок «Находчивый заяц».



II
«Весна»
Рассматривание картины «Весна наступила». Формирование словаря. Беседа.
Употребление простых предлогов. Составление по картинкам предложений с предлогами.

Составление предложений о весне с опорой на картинки.
Закрепление знаний признаков осени, зимы, весны. «разноцветные круги».


III
«Домашние животные весной»
Рассматривание картинок и фигурок домашних животных. Актуализация словаря. Беседа.
Согласование прилагательных с существительными. Игра: «Какой, какая, какие?».
Расширение глагольного словаря: кормить, поить, чистить, ухаживать.

Составление рассказа – описания о домашних животных.(Схемы). Обучение отгадыванию загадок.



IV
«Дикие животные весной»

Рассматривание предметных картинок и фигурок диких животных. Актуализация словаря. Беседа.
Образование Р.п. сущ-х во мн.числе. Игра: «Кого не стало?» (с детенышами животных).
Подбор однокоренных слов к слову лиса: (лисенок, лисята, лисий, лисонька, лисица).

Рассказы – описания о диких животных по образцу (схемы). Обучение отгадыванию загадок о животных.


Апрель
I
«Птицы прилетели»
Образование Р.п. существительных «Кого не хватает?».
Образование сущ-х с суффиксами –ат;. Игра с мячом.
Рассматривание картины «Грачи прилетели». Формирование словаря. Беседа.
Составление предложений со словами: стая, гнездо, птенец.



II
«Наш город»
Рассматривание фотографий по теме. Формирование лексики. Беседа.
Употребление в речи предлогов «На улице» (игротека).

Коллективное составление рассказа об улице, на которой находится детский сад.



III
«Рыбы»
Экскурсия в уголок природы. Рассматривание рыбок в аквариуме. Формирование словаря. Беседа.
Закрепление в речи простых предлогов «Аквариум». Игра: «Кто как передвигается?».

Составление рассказа – описания о золотой рыбке. (Схемы).



IV
«Комнатные растения»
Экскурсия в уголок природы. Актуализация словаря. Беседа.
Работа по уходу за растениями в уголке природы. Комментирование действий. Глаголы: поливать, рыхлить, цветет.

Составление рассказа о цветущей герани по вопросам.


Май
I
«Моя улица»
Рассматривание картинок по теме. Формирование словаря. Беседа.
Употребление в речи простых предлогов.
«На улице» (игротека).

Составление рассказа об улице на которой находится детский сад.



II
«Насекомые»
Рассматривание предметных картинок по теме. Формирование словаря. Беседа. Употребление в речи простых предлогов. Игротека: «Бабочка и цветы».

Составление рассказа – описания о бабочке, по наглядной опоре. Отгадывание, толкование и заучивание загадок о насекомых.



III
«Лето, цветы на лугу»
Рассматривание картинок по теме. Расширение словаря. Беседа. Составление рассказа – описания по образу о цветах.

Коллективное составление рассказа по серии картинок «Кирюшка в зоопарке».












15