Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему Матрешки — крошки (1 младшая группа)


-1070610-71120000Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13»



Автор:
Дульцева Татьяна Владимировна,
-106108524638000 воспитатель 1 младшей группы
Чернушка, 2016г.
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Е.Флерина.
Актуальность: Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.
Выбранная тема интересна тем, что кукла, матрешка - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы была не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Назначение куклы было разнообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее и развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: "Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет". Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать.
Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
И я решила с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.
Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития интеллекта, речи и позитивного отношения к окружающему миру.
Задачи:
формировать представления о русской народной игрушке;
вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;
обогащать словарный запас дошкольников.
Гипотеза: предложим, что игрушка матрешка не просто забава, она развивает детей.
Вид проекта: познавательно – практический.
Продолжительность проекта: краткосрочныйСрок реализации проекта: 2 недели (с 05.12.2016г. по 16.12.2016г.)
Участники: дети 1 младшей группы «Котята», воспитатель, родители.
Предполагаемый результат:
Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Подготовительный  этап:
Подбор методической литературы по теме;
Подбор материала, дидактических, подвижных игр;
Рассматривание игрушки матрёшки;
Рассматривание наглядно – дидактического материала.
Основной  этап:
Непосредственно образовательная деятельность
Направления развития
детей Тема Задачи образовательных областей
Познавательное развитие «В гости к нам пришла матрешка» Формировать понятия «один», «много», «большая», «маленькая»
Конструктивная деятельность «Домик для матрешки»
Развивать элементарные конструктивные навыки, развивать цветовое восприятие, стремление к игровому и речевому общению, воспитывать трудолюбие.
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Украсим матрешкам сарафаны»
Лепка «Угощаем матрешек».
Закрепить навык нетрадиционного рисования красками; учить ориентироваться на листе бумаги; закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на поверхность бумаги;
воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.
Вызывать интерес к совместной деятельности. Создавать атмосферу, способствующую проявлению чувства радости по поводу изготовления угощения для Матрешки. Вызывать у детей желание работать с тестом.
Физическое развитие Подвижные игры, утренняя гимнастика
Упражнять в ходьбе и беге в рассыпную, в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Направления развития
детей Тема Задачи образовательных областей
Чтение художественной литературы
«Матрешки» (Л. Олифирова)
Чтение «Матрешка» (В. Орлов)
Чтение «Матрешка» (Р. Карапетьян)
Чтение «Матрешка» (А. Кулешова) Приучить детей слушать произведение.
Речевое развитие Чтение стихов, потешек «Матрешки» Познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.
Коммуникативно - личностное развитие
Беседа «Знакомимся с матрешками».
Дидактическая игра «Разложи матрешек»
Игра «Веселый хоровод с матрешкой»
Настольная игра «Найди парные матрешки»
Пазлы «Сложи матрешку»
Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»
Дидактическая игра «Матрешка – коробочка»
Дидактическая игра «Матрешка с цветочками»
Игра «Цветные матрешки с карманами» Познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку.
Продолжать учить понимать слова «большая – маленькая».
Развивать игровую деятельность детей.
Учить находить одинаковые матрешки.
Упражнять детей составления целого предмета из двух частей.
Найти среди фигур такую же, как на матрешке, методом сравнения по признакам: цвету, форме.
Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия предмета, расширение представлений о свойствах предмета, развитие воображения.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать сенсорные навыки, память, внимание, наблюдательность.
Физическое развитие
Подвижные игры
«К матрешке в гости», «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Веселый хоровод с матрешкой», «Играем в мячик с матрешкой».
Пальчиковые игры
«Матрешки»
Учить детей согласовывать детей со словами. Вызывать чувство радости от совместных действий. Совершенствовать ходьбу, бег. Развивать крупные мышцы туловища, умение ориентироваться в пространстве.
Развивать мелкую моторику пальцев рук
План проекта
Дни Совместная деятельность педагога и воспитанников Взаимодействие с родителями Ответственные
05.12
понедельник Утренняя гимнастика «Матрешки»
Беседа «Матрешки»
Пальчиковая игра «Матрешка»
Подвижная игра «Бегите к матрешке» Консультация «Матрешка-сказка» Воспитатель, родители
06.12
вторник Утренняя гимнастика «Матрешки»
Игра – забава «Спрячься за платочком»
НОД «В гости к нам пришла матрешка»
Чтение «Матрешки» (Л. Олифирова)
Дид. игра «Бусы для матрешки» Интересный гость «Игры с матрешкой» Воспитатель, родители
07.12
среда Утренняя гимнастика «Матрешки»
Пальчиковая игра «Матрешка»
НОД Рисование «Украсим матрешкам сарафаны»
Подвижная игра «Шли матрешке по дорожке»
Дид. игра «Раставь по образцу» Воспитатель
08.12
четверг Утренняя гимнастика «Матрешки»
Гимнастика для глаз «Где матрешка»
Упражнение «Сыграй для матрешки»
Рассматривание альбома «Матрешки» Интересный гость «Украсим сарафан» Воспитатель, родители
09.12
пятница Утренняя гимнастика «Матрешки»
Игра «Веселый хоровод с матрешкой»
Чтение «Матрешка» (В. Орлов)
Дид. игра «Геометрические фигуры» Раскрасим матрешек Воспитатель, родители
12.12
понедельник Утренняя гимнастика «Матрешки»
Пальчиковая игра «Матрешка»
Подвижная игра «Играем в мячик с матрешкой»
Дид. игра «Парные матрешки» Раздача буклетов «В какие игры можно играть с матрешками» Воспитатель, родители
13.12
вторник Утренняя гимнастика «Матрешки»
НОД Конструирование «Домик для матрешек»
Отгадывание загадок «Матрешки» Воспитатель
14.12
среда Утренняя гимнастика «Матрешки»
Чтение «Матрешка» (Р. Карапетьян)
Игра «Мы матрешки»
Пальчиковая игра «Матрешка»
Дид. игра «Матрешки с карманами» Развлечение «Веселые матрешки» Воспитатель, родители
15.12
четверг Утренняя гимнастика «Матрешки»
НОД Лепка из соленого теста «Угощаем матрешек»
Подвижная игра «К матрешке в гости»
Пазлы «Сложи матрешку» Воспитатель
16.12
пятница Утренняя гимнастика «Матрешки»
Подвижная игра «Веселый хоровод»
Чтение «Матрешка» (А. Кулешова)
Дид. игра «Матрешка - коробочка» Выставка «Матрешки – крошки» Воспитатель, родители
Заключительный этап:
Развлечение «Матрешки играют с нами в прятки»;
Выставка «Матрешки - крошки».
Продукт проекта:
Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»;
Пазлы «Сложи матрешку»;
Дидактическая игра «Разложи матрешек»;
Дидактическая игра «Найди парные матрешки»;
Дидактическое пособие «Цветные матрешки с карманами»;
Театр «Матрешки – платочки»;
Развивающая игра «Матрешка – коробочка»;
Дидактическое пособие «Матрешка с цветочками»;
Альбом «Матрешки».
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Матрешка-сказка»;
Интересный гость «Украсим сарафан», аппликация;
Интересный гость «Игры с матрешкой»;
Помощь в оформлении выставки «Матрешки - крошки»;
Развлечение «Веселые матрешки»;
Буклет «В какие игры можно играть с матрешкой».
В результате проведенной работы я отметила:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;
На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети –родители;
70% родителей принимали активное участие в реализации проекта.
Приложение к проекту:
Консультация для родителей «Матрешка – сказка» - приложение 1;
Комплекс утренней гимнастики «Матрешки» - приложение 2;
Конспект занятия «В гости к нам пришла матрешка» - приложение 3;
Конспект занятия «Украсим матрешкам сарафаны» - приложение 4;
Конспект занятия «Домик для матрешек» - приложение 5;
Конспект занятия «Угощаем матрешек» - приложение 6;
Развлечение «Веселые матрешки» - приложение 7;
Пальчиковые игры на тему «Матрешки» - приложение 8;
Загадки на тему «Матрешки» - приложение 9;
Стихи на тему «Матрешки» - приложение 10;
Картотека игр с матрешками – приложение 11;
Буклет для родителей «В какие игры можно играть с матрешками» - приложение 12;
Фотографии – приложение 13;
Результаты диагностики воспитанников – приложение 14.
Список литературы:
Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.
Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.
Сайт интернета.
Приложение 1
Консультация для родителей
При всей своей простоте, детские матрешки несут в себе очень многое для развития малышей. Ее любят и взрослые и дети, поэтому матрешка может стать не только увлекательной, но и еще великолепной познавательной игрой для ребенка.
«Матрешка - сказка»
Что можно дать ребёнку и как это можно использовать для его развития?
Матрешка – это материал для игры в любимую детскую сказку.
Как сказал русский педагог В.А. Сухомлинский «Сказка - колыбель мысли», а далее «Мысль».
Какие качества в характере ребёнка формирует сказка?
Самые разнообразные: бескорыстие, сострадание и любовь, веру и понимание, беззаветное чувство преданности и любви, и многое, многое другое.
Через сказку мы помогаем ребёнку осмыслить этот огромный разнообразный мир.
Мудрецы говорят, что самое главное - напитать душу ребёнка добром. Наверное, это самая главная задача сказок.
Мы сможем познакомить малыша с русской народной игрушкой, объяснив ему, что такое матрешка и чем она отличается от остальных кукол.
С помощью матрешки кроха научится основным математическим понятиям - научится считать и понимать, что значит "больше" и "меньше".
Малышу очень понравится обучаться этим важным навыкам и знаниям в такой интересной игровой форме.
С помощью матрешки познакомим малыша с русской народной игрушкой. Объясним, что такое МАТРЕШКА, чем она отличается от других кукол, чем она привлекательна.
С каждым разом привлекаем ребенка, пусть он сам раскладывает героев по росту, проговаривает фрагменты текста сказки.
Знакомство с героями сказок, проигрывание сюжета с помощью кукол-матрешек совершенствуют восприятие, память, воображение ребенка, развивается речь и мелкая моторика (учите ребенка раскрывать матрешку вращательными движениями, а к четырем годам – совмещать рисунок на двух частях).
«Появление матрешки на Руси»
Наверное, в каждом доме можно встретить всеми любимую деревянную матрешку. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие.Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.

Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна. Возможно, это связано с тем, что на разных вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы. Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства.Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата. Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.В образе русской матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры на любой вкус.
Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.
Приложение 2
Комплекс утренней гимнастики «Матрешки» для детей 2-3 лет
Форма проведения: ОРУ с платочками «Матрешки»
I. Вводная часть: (1 мин.)
- ходьба друг за другом;
- ходьба на носках, руки вверху;
- ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе;
- легкий бег;
- ходьба, берут платочки, построение в круг.
II. Основная часть: (3 мин.)
1. «Покажи матрешке платочек» И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, платочек в руках.
1- вытянуть платочек перед собой;
2- и. п. (4-6раз)
2. «Мы спрятались» И. п.: стоя, ноги вместе, платочек в руках.
1- присесть, закрыть лицо платочком;
2- и. п. (4-6раз)
3. «Пляшут матрешки» И. п.: стоя, ноги вместе, платочек в правой руке, левая на поясе.
1-8 подскоки на месте. Чередовать с ходьбой. (2-3раза)
III. Заключительная часть: (1 мин.)
Упражнение на дыхание: «Подыши на платочек» И. п.: стоя, ног и на ширине плеч, платочек в прямых руках перед собой.
1- вдох;
2- медленный выдох на платочек.
Спокойная ходьба. Общая продолжительность: 5 минут.
Приложение 3
Конспект занятия в первой младшей группе «Познание»
Тема: «К нам в гости пришла матрёшка»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»
Цель: Помочь обследовать предмет и учить называть свойство материала; ознакомить с понятиями «высоко - низко», « один - много».
Образовательная задача: Учить детей называть величину и свойство материала.
Развивающая задача: Развивать мелкую моторику, мышление, внимание, речь.
Воспитательная задача: Воспитывать у детей чувство сопереживания, бережного отношения к игрушкам.
Материалы и оборудование: Матрёшки разной величины, иллюстрация с изображением игрушек на полке, игрушечные домики, музыкальное сопровождение «Матрешки».
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек. Беседа о народной игрушке - матрёшке.
Словарная работа: Слова: высоко, низко, один, много, матрёшка, большая, маленькая.
Ход занятия:
1.Вступительная часть.
Стук в дверь, воспитатель заносит в группу большую матрёшку.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите к нам в гости кто-то пришел. (Показ матрёшки). Как называется эта игрушка?
Дети: - Матрёшка.
2.Основная часть.
Воспитатель показывает одну матрешку.
Воспитатель: - Сколько матрёшек? Одна. Скажем вместе: «Одна матрёшка».
Дети повторяют, воспитатель ставит несколько матрёшек.
Воспитатель: - А сейчас перед нами много матрёшек. Давайте скажем вместе: «Много матрёшек». Дети повторяют.
С одной стороны стола воспитатель ставит одну матрёшку, а с другой стороны – несколько и предлагает детям показать, где одна матрешка, а где много.
Воспитатель: - Матрёшка какая? Мягкая? Твёрдая? Матрёшка твёрдая. Матрёшка сделана из дерева. Она деревянная. Какая матрёшка? Деревянная матрёшка. Рассматривание с детьми рисунка с изображением игрушек, находят и показывают матрёшку на рисунке.
Воспитатель: - Какие игрушки есть около матрёшки? А где наша матрёшка?
Ставит матрешку на высокую полку.
- Она высоко, но в одиночестве матрёшка не хочет сидеть высоко. (Ставит ее на нижнюю полку.) Где матрёшка? Матрёшка низко.
Повтор упражнения несколько раз и побуждение детей определить местонахождение игрушки «Матрёшка высоко, матрёшка низко».
Воспитатель: Покажите, где большая матрёшка? Где маленькая? Это какая матрёшка? У маленькой матрёшки маленькие глаза, а у большой какие? У большой матрёшки большой носик, а у маленькой какой? Найди домик для каждой матрёшки.
Проводится дидактическая игра «Найди домик для матрешки».
Физкультминутка.
Мы веселые матрёшки - (руки согнуты в локтях, указательный палец упирается в щечку)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки. ( показывают «сапожки» на ногах)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
В сарафанах ходим пёстрых. ( показывают «сарафаны»)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры. ( кружатся на месте)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши).
Воспитатель: - Ребята давайте разукрасим сарафаны нашим матрёшкам.
Дети получают силуэтное изображение матрёшек и наносят краской точки при помощи пальцев рук.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - С какой игрушкой мы познакомились? Какая матрёшка? Во что мы играли? У каждой игрушки есть свое место, давайте и мы поставим нашу матрёшку на полку. Ведь игрушки надо беречь: их нельзя ломать, кидать и оставлять на полу.
Приложение 4
Конспект занятия по «Художественному творчеству»
Тема: «Украсим матрешкам сарафаны»
Возрастная группа: первая младшая.
Наглядные средства: игрушка Матрешка, образец раскраски
Музыкальные: запись песни «Веселые матрешки»
Оборудование:
CD-проигрыватель, шаблоны, силуэты матрешек, пальчиковая краска красного и желтого цвета, маленькие емкости для краски по количеству детей, влажные салфетки.
Цель: Знакомство с русской народной игрушкой «Матрешка»
Задачи:
Образовательные - познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешкой; учить различать матрешек по размеру; активизировать словарь; закрепить навык нетрадиционного рисования красками; учить ориентироваться на листе бумаги; Развивающие - развивать эстетическое восприятие, внимание, память, творческую активность, развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные - воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, развивать творчество.
Словарь: сарафан – платье без рукавов;
Ход занятия:
Предложить детям поиграть в игру «Матрешки»
«Мы веселые матрешки                                                  Дети хлопают в ладоши
На ногах у нас сапожки                                                   Топаем ногами
В сарафанах наших пестрых                                           Сложить ладони вместе
Мы похожи, словно сёстры»                                           Переплести пальцы в замок
Раздается стук.
В.: Кто это стучится?    (Берет в руки матрешку). Дети! К нам в гости пришла Матрешка! Поздоровайтесь, ребята!
Скажите: «Здравствуй, Матрешка!»
Д.: Здороваются.
В.:
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть! (погреметь матрешкой)
Может три, а может, шесть!  Разрумянилась немножко, это-
Русская матрешка! Рассмотреть с детьми матрешку, обратить внимание детей на яркий наряд: сарафан и платочек. Выяснить с детьми, какого цвета сарафан у матрешки.
Разобрать матрешку, поставить на стол.
В.: Посмотрите, дети, у матрешки есть подружки! Сколько у нее подружек? – Много!
Д. Хоровые и индивидуальные ответы детей.
В.: А к нам пришли еще матрешки. Посмотрите, ребята! (Показывает шаблон с контуром матрешки) Только они почему-то грустные, почему они грустят? Они тоже хотят яркие, красивые сарафаны!  Предложить детям помочь матрешкам. А как можно им помочь? Раскрасим  матрешкам сарафаны!
Дети садятся за стол с приготовленными заранее красками и шаблонами силуэтов матрешек. Воспитатель показывает на образце, как надо рисовать пальчиком. На начальных этапах обучения взять руку ребенка в свою руку, помочь обмакнуть пальчик в краску, оставить отпечаток в нужном месте.
Во время работы хвалить детей, оказывать по мере необходимости помощь.
По окончании работы рассмотреть рисунки детей, обратить внимание детей на качество работы: у кого получилась самая аккуратная, яркая матрешка. Похвалить детей.
Пригласить детей вместе потанцевать танец матрешек.
Звучит запись песни «Мы веселые матрешки»  Воспитатель танцует вместе с детьми.
Приложение 5
Конспект занятия по конструированию в 1 младшей группе
«Домики для матрёшек»
Цель: развитие элементарных конструктивных навыков в процессе действия со строительными деталями.
Задачи:
Образовательные: Учить накладывать призму на кубики.
Развивающие: Развивать словарную лексику по теме.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность.
Программное содержание: учить выполнять простые действия с предметами, открывать и закрывать матрёшки, вкладывать и выкладывать предметы, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной, продолжать вводить понятия большой маленький; выполнять движения вслед за воспитателем, развивать координацию движений рук и ног, внимание; учить делать постройку из кубиков, устанавливая один кубик на другой, продолжать обучать умению строить по образцу.Материалы: Строительный материал (кубики, призмы, матрёшка из трёх элементов; по 2 кубика и призма.Содержание непосредственной образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Воспитатель. Посмотрите, у меня в руках яркая нарядная матрёшка. Это матрёшка.
2. Вот она, какая большая, (показываю матрёшку детям). А вам не кажется, что внутри матрёшки что-то есть? (встряхиваю игрушку). Давайте попробуем её открыть. (Открываю крышку и вынимаю вторую матрёшку, поменьше. Закрыв большую матрёшку, ставлю игрушку рядом.) Вот большая матрёшка. Её не спрячешь в руке. Вторая матрёшка меньше. Я могу её спрятать в ладони. (Фиксирую внимание детей на величине игрушек.) Послушайте, во второй матрёшке тоже что-то есть. Слышите, что-то в ней гремит? (Открываю вторую матрёшку и достаю маленькую игрушку.) Посмотрите, какая маленькая матрёшка. (Ставлю все фигурки рядом.) А теперь сложим наших матрёшек в одну. (Складываю матрёшек.) А вы сможете сделать так? (Предлагаю детям вынуть из большой матрёшки и затем сложить в неё все фигурки. Во время выполнения задания оказываю помощь детям.)Физминутка:
Читаю слова, дети выполняют движения вслед за воспитателем.
Строили ладошки домик для матрёшки.
(ладошки изображают домик над головой.)
Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки!
Прилегли ладошки отдохнуть немножко.
(Ладошки «ложатся спать» под щеку.)
Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки!
3. Давайте построим домик для матрёшки. Для этого мы возьмём кубик, поставим его на стол, а затем сверху поставим ещё один кубик. А теперь осталось накрыть домик крышей. Вот такой дом получился у меня. Как вы думаете, матрёшка поместится в нём? (ставлю рядом с постройкой матрёшку, обращаю внимание детей на величину предмета.) Да, этот домик как раз для нашей матрёшки. Постройте и вы для матрёшки большие домики.
Дети выполняют задание, выполняя постройку по образцу. Контролирую деятельность детей, помогаю детям, затрудняющимся в выполнении задания.
4. Вот как весело было играть с матрёшками! Теперь пора им отдохнуть в новом домике.
Приложение 6
Конспект занятия по «Художественному творчеству»
Тема: «Угощаем матрешек»
Цель: Вызывать интерес к совместной деятельности, создавать атмосферу, способствующую проявлению чувства радости по поводу изготовления угощения для Матрешки. Вызывать у детей желание работать с тестом. Побуждать детей к рассказыванию о том, как они лепили.
Образовательные: Закреплять приемы лепки из теста: формировать умение раскатывать жгутик движениями ладоней;
Развивающие: Развивать мелкую моторику пальцев рук, активизировать речь детей посредством использования стихотворных форм.
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, аккуратность в работе с тестом. Воспитывать в детях желание помочь окружающим.
Ход занятия:
Воспитатель (обращает внимание детей, где живет Матрешка). Ребята, посмотрите, рядом с нашей Матрешкой лежит красивая открытка. Да не просто открытка, а приглашение от Матрешки (читает приглашение).
«Здравствуйте ребята.
Скоро праздник у меня!Приходите же, друзья!
Буду рада видеть вас!Много песен и частушек
Дружно вместе мы споем
Поиграем и попляшем
Чаю выпьем с пирогом.
Не стесняйтесь же, друзья!В гости приходите!И подарки для меня, Тоже захватите!»
Ребята, вы хотите в гости к Матрешке?
Дети. Хотим.
Воспитатель. (Педагог задумчиво обращается к детям)
Чем же мы Матрешку порадуем, и какие подарки подарим? (ответы детей).
Воспитатель (радостно). Ребята, я же сегодня утром встала пораньше и замесила тесто, наверное, оно уже подошло. Из теста можно сделать гостинцы (Педагог показывает картинки с изображением печенья, пирожков, кренделей и предлагает детям выбрать, что бы им хотелось вылепить).
Воспитатель (показывает детям заранее приготовленное соленое тесто для лепки, шкатулку) Посмотрите ребята, какое эластичное тесто получилось.
Пальчиковая гимнастика
Лепит, лепит детвора
Лепит с самого утра
Калачи, пирожки
И горячие крендели.
Самим ли съесть?Иль Матрёшеньке снесть?Я и сам укушу,Да и Матрешке отнесу.
Воспитатель. Ребята, давайте сядем с вами за столы и вылепим крендельки для Матрешки.
(Дети садятся за столы, выполняют работу, если они неуверенны, педагог им помогает).
Во время лепки дети совместно с воспитателем проговаривают потешку:
Я пеку, пеку, пеку,
Кренделек я испеку,
А для миленькой Матрешке
Испеку еще немножко.
Воспитатель. Молодцы ребята. У вас замечательные, красивые получились крендельки. Как вы думаете, Матрешке понравятся угощения?
Приложение 7
Развлечение в 1 младшей группе
«Весёлые матрёшки»
Цель: продолжать знакомить детей с матрёшкой, её весёлым и задорным нравом, создать условия для праздничного настроения, развивать эстетическое восприятие, умение выполнять движения под русскую народную музыку, воспитывать дружеские качества во время игр и танца.
Дети, одетые в русские народные костюмы, входят в зал стайкой. Звучит русская народная музыка.
Ведущая:
К нам придет сегодня в гости, а кто – сейчас узнаете, коль загадку отгадаете!
«Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская» (матрёшка)
Ведущая:
Мы похлопаем в ладошки,
Выходи сюда, Матрешка!
Под русскую народную мелодию выходит Матрешка. Матрешка пляшет, выполняя знакомые плясовые движения, дети хлопают в ладоши.
Матрешка:
Кто здесь смелый,
Кто здесь ловкий,
Выходи смелее в круг!
Приготовила для деток
Интересную игру!
Игра «Едет весело машина!»
Матрешка раздает детям маленькие разноцветные пластмассовые обручи.
В руки руль скорей берите.
Да моторчик заводите.
Дети идут топающим шагом под весёлую музыку.
Дети садятся на стульчики.
Матрёшка:
Мы, веселые матрешки,
Все сидели у окошка.
Надоело нам скучать,
К вам пришли потанцевать.
Девочки вместе с Матрёшкой выполняют движения по тексту песни.
Танец «Мы – матрешки, вот какие крошки!»
Матрёшка:
Ох, устали мы плясать, теперь будем отдыхать. Девочки плясали, а сейчас мальчики поиграют нам на ложках.
Танец с ложками (Мальчики играют на деревянных ложках под русскую народную музыку).
Матрёшка:
А сейчас мы вместе поиграем.
Игра «Ой, что за народ?»
Ой, что за народ за матрёшкой идёт?
Ой, что за народ за матрёшкой идёт? (Дети идут за матрёшкой)
Ты матрёшка не зевай, лучше деток догоняй. (Дети убегают, матрёшка их догоняет)
Матрёшка:
А я вам в корзиночке принесла красивые платочки.
Мы возьмём за уголочки
Наши яркие платочки
И поднимем высоко,
И закружимся легко
Танец с платочками.
Дети приглашают на танец родителей.
Матрёшка:
Хорошие дети, умелые дети,
Вы – самые лучшие дети на свете!
Я кое-что для вас припасла…
Конфетки я вам принесла!
Матрёшка угощает детей конфетами и прощается.
Приложение 8
Пальчиковые игры на тему «Матрешки»
Игра «Матрешки»
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцамиидут по столу)В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)
Игра «Матрешка»
Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)Матрёшечки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)
Приложение 9
Загадки на тему «Матрешки»
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (Матрешка)
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы - (Матрешки)
 
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница. (Матрешка)
Разноцветные подружки,Перепрятались друг в дружке. (Матрешка)
Приложение 10
Стихи на тему «Матрешки»
Матрешка — очень интересная развивающая игрушка и стихи про нее очень веселые и задорные.
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Чистые ладошки
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Новые сапожки
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Поплясать, поплясать
Мы хотим немножко. (Л. Олифирова)
В матрешке — матрешка.
В матрешке — матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая —
И вырастет сразу матрешка большая. (В. Орлов)
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё… И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке. (Н. Радченко)
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь. (Джулия Рум)
Кукла славная — матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка — мама,
Вот матрешки — дочки,
Ротик — будто ягодки,
Глазки — будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод. (А. Кулешова)
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка. (Ю. Володина)
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней — еще немножко,
Ну а в ней — матрешка-крошка,
Ну а в крошке — никого.
Их четыре же всего. (Р. Карапетьян)
Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир! (С. Иванов)
Деревянные подружкиЛюбят прятаться друг в дружке,Носят яркие одёжки,Называются матрёшки. (Е.Крысин)
В одной кукле – кукол много,Так живут они - друг в дружке,Их размер рассчитан строго -Деревянные подружки. (Р. Карапетьян)Подарили МашеМатрешку – нету краше!Вся такая ладная:Яркая, нарядная!Интересно с ней играть,Можно даже открывать.Приоткрой ее немножко,Там внутри - ещё матрешка!Только чуть поменьше ростом,В остальном - двойняшки просто!Стали третью мы искать, Оказалось целых пять!Пять матрешек – все в однойМогут спрятаться порой. (Л. Громова)
Кукла славная - матрешка,Где-же ручки, Где-же ножки?Ах, какие щечки,Красные, румяные,На фартучке цветочки И на сарафане.Вот матрешка - мама,Вот матрешки - дочки,Ротик - будто ягодки,Глазки - будто точки!Мама песенку поет, Дочки водят хоровод. (А. Кулешова)

Приложение 11
Картотека игр с матрешкой
Речевое упражнение «Познакомься с матрешкой»
Кто это? Это Матрешка. Матрешка хочет познакомиться с вами. Как тебя зовут?
Очень приятно. А как зовут тебя? Приятно познакомиться.
Игра-забава «Спрячься за платочком»
Возьми в руки платочек (за уголки, с помощью взрослого). Спрятались за платочком. Где же наши детки? Покажитесь. Вот где наши детки! (Можно, выглядывая из-за платочка, говорить «ку-ку». Повторить два раза.)Дидактическая игра на обучение величине предмета «Большая-маленькая»
Эта игрушка не простая, внутри нее живет другая.
Воспитатель раскладывает матрешку и читает потешку.
Вот семь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В гости к нам сюда идут -
Всех матрешками зовут.
Покажи самую большую матрешку. Покажи самую маленькую матрешку.
Динамическая пауза «Мы матрешки»
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас модные прически.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.
Мы Матрешки, вот такие крошки
А у нас, а у нас красивые сапожки.
Дети выполняют движения по тексту.
Строительно-конструктивная игра «Домик для матрешки»
Давай построим домик для матрешки. Поставь кубик, а затем сверху на кубик поставь крышу. Вот какой красивый домик получился.
Гимнастика для глаз «Где матрешка»
Отыщи глазками матрешку.
Воспитатель отходит от детей и поднимает матрешку вверх над головой, затем отводит ее влево, вправо, опускает вниз.
Дидактическое упражнение на развитие фонетического слуха, чувства ритма и координацию движений «Сыграй для матрешки»
Наша матрешка очень любит слушать музыку, петь и танцевать. Возьми погремушку (бубен) и сыграй для матрешки. Под фонограмму песни «Мы матрешки».
Физкультминутка.
Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)Вы похожи словно сёстры. (качают головой)Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
Игра: «В гости к нам пришла матрешка»
Задача: учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате, уточнять их назначение, активизировать речь детей, воспитывать внимательное доброжелательное отношение к новеньким.
Я веселая матрешка,
В гости к вам хочу прийти,
Но дорожку к вам, ребята,
Очень трудно мне найти.
Вы похлопайте в ладошки
И кричите все: «Матрешка!»
Я услышу и приду
Вам веселье принесу.
Топ, топ, топ.
Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая под эти строчки:
Зашагали ножки (матрешка «шагает») топ, топ, топ.
Прямо по дорожке – топ, топ, топ.
Ну-ка веселее – топ, топ, топ!
Вот как мы умеем – топ, топ, топ!
Топают сапожки –
Топ, топ, топ!
Это наши ножки –
Топ, топ, топ!
Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом.
Играем с платочком.
Покажите малышу, как пляшет матрешка с платочком (разыграйте сценку с игрушкой).
Я платочком помашу
И с платочком попляшу.
Ты, платочек аленький,
Покружись,
И ребяткам маленьким
Покажись!
Потом дайте малышу платочек в руки и предложите потанцевать с платочком как матрешка – покажите движения.
Игра «Матрешка»
Вот-вот какой у меня платочек,
Пойди попляши, Катенька, дружочек (подходит к Кате и выводит ее в центр круга).
Уж я свой платочек Кате повяжу (повязывает).
Всем ребяткам Катеньку покажу (показывает).
Вот-вот, вот так вот Катенька идет,
Песенку веселую нам поет.
Ты плясать умеешь ли? - Посмотрю.
Маме с папой Катеньку похвалю.
Все дети хлопают в ладоши, Катенька танцует.
Игра «Матрешка»
Веселее, Катенька, попляши,
Мы тебе похлопаем от души.
Детки, дружно хлопайте в ладошки
Катеньке и мне, матрешке.
Матрешка приглашает еще одного ребенка, игра повторяется. Матрешка хвалит детей, говорит, что хочет поиграть с ними.
Подвижная игра «Ой, что за народ?»
Для игры вам понадобится большая матрёшка. Вы медленно идёте, а ваш малыш за вами, в руках у вас матрёшка. Держите ее лицом от себя, чтобы она смотрела на малыша, когда вы повернетесь к нему.
Ой, что за народ за матрёшкой идёт?(ребёнок идёт медленно за вами)Вы и матрёшка поворачиваетесь:А-а! вот какой народ!Быстро – быстро убежали,Только ножки замелькали.(ребёнок убегает)Вы отворачиваетесь вместе с матрёшкой и снова медленно идёте:Ой, что за народ в барабаны громко бьёт?(Ребёнок изображает игру на барабане и громко произносит: «Бум! Бум!»)Матрёшка поворачивается:А-а! вот какой народ!Быстро – быстро убежали,Только ножки замелькали.(ребёнок убегает)Ой, что за народ тихо – тихо идёт?(Ребёнок идёт крадучись)Матрёшка поворачивается:А-а! вот какой народ!Быстро – быстро убежали,Только ножки замелькали.
Игра «Мы матрешки»
Мы матрешки, Мы матрешки,
Поплясать хотим немножко. (стоя на месте, поворачиваем головой то вправо, то влево)
Мы матрешки, мы матрешки,
У нас новые сапожки. (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Мы матрешки, мы матрешки,
Побежать хотим немножко. (бегаем по комнате)
Мы матрешки, мы матрешки,
Погуляем по дорожке. (степенно ходим по комнате)
Мы матрешки, мы матрешки,
Ох, устали наши ножки. (садимся на корточки и обнимаем колени руками)
Мы матрешки, мы матрешки,
Снова пляшут наши ножки. (стоя на месте, притопываем ножками)
Мы матрешки, мы матрешки,
Всем поклонятся матрешки (кланяемся).
Приложение 12
Буклет «В какие игры можно играть с матрешками?»
1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - забудьте одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.
3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.
4. В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, поменьше, самую маленькую.
5. Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой.
6. Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: « Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке!
7. По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять.
8. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.
9. Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров). Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров). Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения.
10. Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка. Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая. Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком.
В заключении: После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются. В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию. И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой "матрешечный" мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином. 
Спасибо за внимание!